Примерное время чтения: 8 минут
1535

Надо спасать человека. Алексей Кадочников - о талантах и деградации

«АиФ-Юг» № 30 22/07/2015

Система бесконтактного боя Алексея Кадочникова поражает воображение. Он знает, как повергнуть противника кончиком мизинца и нитку превратить в оружие. «Система Кадочникова» позволяет справиться с любым противником, независимо от численности и вооружения.

Друзья зовут его Дедом - за мудрость и авторитет. И говорят о нем так: «обнимается со всеми, с кем здоровается, всегда ясные глаза небесного цвета. На днях ему исполнилось 80, но паспортный возраст явно завышен на вид ему не более 60, связываться с ним боятся и 20-летние».

Досье
Алексей Кадочников. Родился 20 июля 1935 года в Одессе, в семье кадрового офицера. В 1939-м семья переехала в Краснодар. Окончил Краснодарский политехнический институт. С 1983 года - заведующий лабораторией на кафедре механики Краснодарского высшего военного командно-инженерного училища ракетных войск. Разработал собственный способ выживания и стиль рукопашного боя - «Систему Кадочникова».

Первый бой

«АиФ-Юг», Светлана Лазебная: Алексей Алексеевич, о вас слагают легенды. Говорят, вы принимали участие в боевых действиях... в возрасте трех лет!

Алексей Кадочников: Мне было семь. В 1942-м немец подступал к Краснодару, мама случайно встретила двоюродного брата, он был военным, командиром полка. Под его командованием полк, точнее его остатки, потрепанные врагом, начали отход на Горячий Ключ и далее в Грузию. Помню, после бомбежки проходили через близлежащий поселок, шли буквально по трупам. На придорожных кустах и деревьях висели гирлянды кишок, и мама закрывала мне ладошкой глаза. Шли долго, в основном по ночам. Дважды попадали в окружение, пробивались с боями. Есть было нечего, с питьевой водой катастрофа. Солдаты болели. Видимо, тогда в подсознание и внедрилась мысль о том, что условия бывают экстремальными, и необходимо владеть навыками выживания.

В силу возраста я был не способен к долгим переходам, меня нес на себе конь Мишка. Чтоб не свалился, привязывали к седлу. На перевале Шаумяна произошла стычка с десантом противника. Мишка испугался, понес, два часа мы с ним мотались под пулями. Один раз осколком снаряда срезало вихор волос на голове. В другой раз осколок аккуратно срезал с одежды… булавку, оставив меня невредимым. Можно ли говорить, что я «участвовал в боях»? Нет, конечно.

- У каждого в жизни случаются бои личного значения. Выиграть важно, иначе себя не уважать. Вы помните свое первое сражение?

- Это был смешной случай. В школу я пошел в 1945-м, тогда было раздельное обучение девочек и мальчиков. В какой-то степени это способствовало грубости нравов. В параллельном девичьем классе училась настоящая богатырша. Пацаны называли ее уважительно - Могучая Дылда. Она пацанов колотила. Сейчас сложно сказать, выбирала она тех, кто ей не нравился, или наоборот? Но как-то попался под горячую руку и я. Запустила она кулак, а я уклонился и помог движению (позже этот прием вошел в элементы «стиля Кадочникова»: с помощью легкого движения легко обратить усилия соперника себе на пользу). Плюхнулась Дылда прямо в лужу. Антипацанские выпады закончились. Я считал это великой своей победой.

В детстве вообще важно ощущать себя победителем, потому что именно тогда закладывается программа жизни. Моему поколению пережить пришлось много. Но в каком-то смысле нам и повезло, потому что мы ощущали себя детьми Победы. Это окрыляло, подталкивало вперед. Мы жаждали собственных побед. У младших школьников были октябрятские книжечки, взрослые записывали в них похвалы и замечания. Случайный прохожий мог остановить мальца, и тот должен был отчитаться - за плохое и хорошее. Поступать старались только хорошо. Поколения войны, Победы, научились так любить свое Отечество, как это не удавалось последующим генерациям. Мы от рождения ощущали в себе предназначение служить Отечеству. Считаю, что неспроста расцвет советской науки, космонавтики, искусства, всех сфер жизни пришелся на годы нашей молодости.

На всех парусах

- Почему понятие служения Отечеству, в широком смысле, для многих сегодня пустой звук?

- Потому что мы изнежены праздностью, гламуром и рекламой всякого барахла. К советскому патриотизму многие относятся с иронией. Но он был. Было развито национальное самосознание, гордость за свою страну. Мы потеряли эти качества, потому что стали относиться к жизни как потребители, с позиции, как бы чего поиметь, желательно без труда и подешевле…

Я прожил долгую жизнь и прекрасно помню, о чем писали советские газеты в середине ХХ века. В 1954-м в СССР запущена первая в мире атомная электростанция, в 1957-м на воду спущен атомный ледокол «Ленин», запущен первый искусственный спутник Земли. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком, полетевшим в космос. А чем жила страна, скажем, в 1965-м? Космонавт Комаров говорит о том, что скоро мы сядем на Луну, а на орбитальной станции будет построен научный институт. Участники антропологического конгресса в Москве обсуждают облик человека будущего. Член-корреспондент академии наук Басов рассказывает о перспективах лазерной техники. Советский авиамоделист Любушкин строит модель самолета с моторчиком, поднимает его на высоту 5113 метров, и это становится мировым рекордом. На Камчатке строится первая в мире геотермальная станция. Космонавт Леонов первым в мире выходит в открытый космос… Страна мчалась вперед на всех парусах. 

- И что же это стремительное движение вперед и вверх остановило?

- Освоение Тюменских месторождений. Знали бы, что все это послужит не расцвету страны, а ее гибели! Что «труба» для того, чтобы на ней жировала кучка олигархов… Именно в 1960-е, в эпоху созидания, невиданного подъема и высочайших достижений, мы сделали шаг в направлении ямы, в которой сегодня сидим.

В 1969-м состоялись две кинопремьеры. Комедия «Бриллиантовая рука» была встречена аплодисментами. Другая премьера - необычный и завораживающий документальный фильм «Семь шагов за горизонт» режиссера Соболева быстро сошла с экранов. В фильме показывали реальных советских людей, умеющих считать быстрее компьютера, различать цвета на ощупь, читать тексты, скрытые плотной тканью… Этот фильм говорил, что мы - могучая сила, мы способны творить чудеса, завтра нам может покориться Вселенная.

Но фильм быстро спрятали. В годы загнивающего, но стабильного застоя таланты не требовались, тем более в большом количестве. Для чего? Талант в систему не вписывается, он ее ломает. Им труднее манипулировать и управлять. Он осознает себя личностью, а системе для бесперебойной работы нужны винтики. Зная цену себе и результатам своего труда, он будет требовать соответствующих условий и оплаты. Обеспечить все это государство может только узкому кругу товарищей. Привело это к оттоку умов за границу, вымыванию элитных кадров.

В 1990-м я приехал в Москву, гулял по центру и увидел на Пушкинской площади огромную очередь. Удивился, может, Джоконду опять выставили? Оказалось, открылась первая в СССР закусочная «Макдоналдс». Огромная очередь за гамбургером и кока-колой. Люди не просто перекусывали, они к заморским яствам приобщались. Тошно стало, стыдно, больно…

Время не ждет!

- Вечный вопрос: что делать?

- Человека спасать! Сейчас из каждого утюга говорят про санкции, необходимость импортозамещения. Но никто не говорит про человека. Деградировать и оскотиниваться всегда легче, чем расти и творить. Сегодня у нас разворачивается этот процесс как никогда успешно. Вместо сверхлюдей пришли абрамовичи, березовские и иже с ними. На протяжении десятилетий было модно говорить, что наша страна ничего миру не дала, что в прошлом не было ничего значительного. Слава Богу, сегодня мы стали об этом вспоминать, осознавать степень своего падения.

Мы претерпели затянувшийся этап тотального уничтожения всего, что создавалось трудом многих поколений. Времени созидать у старших поколений осталось не так уж много. Мы оставляем детям обременительное наследство. Мы обязаны определиться: кого мы растим, чего хотим? Каждый ребенок при рождении наделяется огромным потенциалом, но такое впечатление, что взрослые непонятными воспитательно-образовательными реформами образования его губят... Важно сохранить в себе детское умение задавать простые вопросы: зачем, почему, что это? И находить на них простые и правильные ответы.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Опрос

А вам в детстве родители выписывали детские журналы?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах