Краснодарское авиаучилище объявило, что будет готовить девушек-пилотов. Сотрудники вуза говорят, что конкурс превысил десять человек на место.
Представительницы прекрасного пола всегда хотели покорять небо, но высоты достигают далеко не все. Жанна Балуева из Новокубанска выполняет в воздухе сложнейшие трюки, знает все тонкости пилотажа, с легкостью управляет «железной птицей». За свою тридцатилетнюю летную карьеру в полете над землей она провела порядка пяти тысяч часов.
Жанна - из династии летчиков. Ее отец Анатолий Агафонович всю жизнь был предан небу и авиации: летчик-инструктор, испытатель, мастер самолетного спорта, а кроме того, был единственным в мире пилотом, обучавшим учеников и выполнявшим фигуры высшего пилотажа с протезом правой руки. Именно он и привил любовь к небу дочери.
Пилотесса по имени Жанна
Свой первый полет Жанна совершила в 15 лет. С тех пор редкий день обходится без неба. Азам пилотажа учила ее мама Валентина Михайловна - пилот-любитель, участница всесоюзных планерных соревнований, освоившая много типов планеров и самолетов.
«После первого полета на Як-18 поняла, что свяжу свою жизнь с небом, - говорит Жанна. - Как сейчас помню свои первые впечатления: радость и восторг, перегрузки, которые сначала вдавливают в сиденье, а потом выталкивают из него. Солнце на закате, как на ладони, а внизу яркая трава. Это было в августе. Высота словно обостряет красоту природы, отсекает все лишнее».
«Крылатый» ген
Жанна сначала набралась опыта в семейном аэроклубе, который к тому времени организовал ее отец, а потом пошла учиться в авиационное летно-техническое училище в Калуге. Там познакомилась с будущим супругом. Сергей Слесарев - тоже летчик, конструктор, авиатехник. В семье авиаторов родились две дочки. Девочки поначалу тоже проявляли интерес к самолетам.
«Я с детства ездила с папой на разные встречи с летчиками, наблюдала за родителями, было интересно вариться во всем этом, - вспоминает Жанна. - До сих пор каждый полет меня окрыляет - вот где настоящая свобода! Живешь не только на земле, а еще и в небе. А вот дочки мои не летают. Наверное, не поселился в них «крылатый» ген. Мы и не принуждали, хоть и хотели, чтобы они тоже «заболели» небом. Для старшей Даши муж даже сделал специальные вытяжные педали у самолета. Ей было всего шесть лет, не зная теории и технических нюансов, она могла управлять, как настоящий летчик, держать скорость, высоту. Но желания заниматься этим не было. Зато у нее другой полет - полет души. С отличием окончила музыкальную школу - хорошо поет, стала дизайнером по костюмам и мамой двоих сыновей.
Младшая Саша учится в университете на экономиста. Сначала тоже летала, нравилось, а теперь - нет.
Вообще к женщинам в авиации отношусь положительно и с уважением. У девчат немного другое мышление, менталитет. Они более ответственно относятся к технике и к людям, не будут зря рисковать. Самолеты малой авиации им вполне по плечу. Это как на автомобиле, только нужно побольше навыков приобрести. Если же девушка мечтает быть командиром «Боинга», то требований к ней в плане обучения, конечно, больше. В военной авиации еще строже. Тут придется забыть на время о семье, о женском начале и предназначении, о нашей природе. Ребятам в этом плане, конечно, легче. Но примеров великих и знаменитых летчиц много, они достойны иметь последователей».
Небо - арена
Более тридцати лет Жанна за штурвалом самолета, налетала около пяти тысяч часов - в сумме это больше, чем полгода. Награждена медалью «За верность авиации», обладательница кубков, грамот. Хрупкая блондинка - виртуозный пилот, взмывает в небо и крутит там фигуры высшего пилотажа. Однажды во время показательного выступления для телевизионного конкурса на высоте 100 метров пробралась из кабины через люк на крышу самолета Як-12 и там с помощью страховки встала во весь рост и промчалась над землей. Такой авиатрюк заставил наблюдавших сначала понервничать, а в итоге, конечно же, впечатлил.
Кубок за артистичность летчица получила за другой свой маневр. Во время захода на посадку у мотодельтаплана отказал двигатель, и он пошел прямо в лоб самолету Жанны. Она убрала шасси и помахала жюри крыльями, мол, все в порядке, а потом ушла на второй круг. Судьи приняли это за умелое кокетство.
Жанна с супругом надеются, что внуки продолжат летную династию. Четырехлетний Марк и двухлетний Назар уже не раз поднимались в небо. Летчица берёт их с собой на борт, показывает с высоты станицу, красоту полей и широт. Мальчишки от такого «аттракциона» в восторге.
Я бы летчики пошел, кто меня научит?
В личном парке семьи авиаторов - четыре самолета. Пилотирует в основном Жанна, а ее муж занимается инженерно-техническим обслуживанием материальной части аэроклуба. У супругов есть идея создать музей ретротехники. Восстановленные собственными руками самолеты находятся в рабочем состоянии, имеют сертификаты, но «законсервированы». Чтобы сохранить их, специально построили ангар, но, чтобы открыть выставку, нужны финансовые вливания.
«Малая любительская авиация находится сегодня в полулегальном положении, зарабатывать здесь нельзя. Не хватает нормативных документов, правил, регулирующих нашу сферу. Появляются летчики-любители, покупается техника, а где базироваться, где летать - все это не прописано ни в одном законе, - говорит Жанна Анатольевна. - Россия была когда-то авиационной державой, о ее мощи говорили во всем мире, а теперь у нас управляют гражданскими лайнерами иностранцы. Закрыты в стране учебные центры: из 80 осталось лишь два. У аэроклубов, созданных на общественных началах, нет права готовить пилотов, нет лицензии на это и получить ее тоже негде. Аэродромов в нашей стране катастрофически мало.
Раньше при каждом городе были местные взлетно-посадочные площадки. Из нашей станицы Прочноокопской в Краснодар можно было долететь за 40 минут на Ан-2. Сейчас этого нет. В Германии, США малая авиация бурно развивается, Россия же отстает лет на пятьдесят от них. Но я оптимист, уповаю, что пройдет еще пара-тройка лет, и обстановка начнет меняться к лучшему. Жалко, что старую технику списывают в утиль или режут. Ведь она может продолжить жизнь как наглядное пособие, постамент или памятник, экспонат в музее. На ней летали генералы, Герои Советского Союза. Если это не сохранить, то как донести потомкам? Поэтому и возникла мысль создать музей».
Есть у летчицы и земные слабости. С семьей и друзьями путешествует по горам, изучает дольмены, любит музыку и философию, а в ее лексиконе, как и у многих летчиков, нет слова «последний», только - крайний рейс.