Когда мы говорим о Советском Союзе, то с гордостью вспоминаем о первом полете человека в космос, о создании водородной бомбы и других прорывах в оборонной - и не только - промышленности.
Краснодарские специалисты также приложили свою руку к уникальному изобретению - воплотили в жизнь проект уникальной подводной лодки, которая могла находиться под водой до 28 дней. Вместо обычных четырех. Работой руководил Виктор Кожухарь, бывший главный инженер крупнейшего оборонно-промышленного завода «Сатурн» в Краснодаре. С ним мы побеседовали о состоянии промышленности в стране, об «утечке» мозгов и о Сколково.
Все пропало? Это не так
Юлия Бессонова, «АиФ-Юг»: - Вы 20 лет проработали на крупнейшем оборонно-промышленном предприятии страны. А сейчас на территории завода пиво варят. И это не единичный случай. Многие предприятия, некогда исправно работавшие на благо родины, постигла та же участь. Промышленность больше не в приоритете?
Виктор Кожухарь: - Не согласен, что промышленность совсем умерла. Действительно, пивоваренная компания когда-то купила часть территории завода. Но производство осталось. Правда, работает там сейчас всего 600-700 человек. По-прежнему успешно делают солнечные батареи на ГЛОНАСС, никель-водородные аккумуляторы для космических объектов. Конечно, сейчас не в таких объемах, как раньше. Но продукция по-прежнему востребована, как и в советское время. Сейчас любят говорить, что все пропало. Это не так.
- И тем не менее от былого расцвета промышленности, достижений в оборонке эпохи Советского Союза остались только воспоминания…
- Все было совсем не так радужно, как вы себе представляете. Многие наши достижения считались крутыми, пока их не было с чем сравнивать. Конечно, русские первыми полетели в космос, а мы, к примеру, - уникальную подводную лодку, которая до 28 дней может находиться на глубине в автономном режиме, не всплывая! До этого лодки должны были подниматься каждые четыре дня на поверхность, где подвергались риску быть обнаруженными и уничтоженными.
Проект получился удачным, испытывали подлодку в Балтийском море. Но она так и осталась «единственной ласточкой»… На «поток» не пошла, прекратили финансирование. Хотя на оборонку всегда выделялись огромные деньги, и по вооружению мы были, безусловно, на высоте.
А что касается производства товаров для людей, будь то тракторы, авто, ткани, обувь, - здесь картина обратная, и старшее поколение это помнит - все в дефиците, все нужно «достать», и лучше импортное. Советская промышленность больше напоминала кружок «Умелые руки». В итоге после поднятия «железного занавеса» наши производители не выдержали конкуренции с продукцией мощных западных фирм. Так что когда говорят о развале промышленности в 90-е, я смеюсь. Нельзя развалить то, чего не было.
«Сутками сидели над проектом не из-за денег - успеха хотелось»
- Открытие «железного занавеса» обнажило не только недостатки советской промышленности, но и показало дорогу молодым дарованиям. Многие ученые в конце прошлого века уехали за границу, на «хлебные места». Как вы к этому относитесь?
- Многие мои товарищи уже давно уехали за границу. Там хорошо платят. И я их понимаю. Но мне горько и обидно, что наша страна не могла создать условий для того, чтобы молодые талантливые люди работали на благо родины. Конечно, в оборонке нам платили больше, чем в других промышленных отраслях. И все равно это были гроши. Хотя тогда мы не особо переживали по этому поводу. Нельзя сказать, что работали за идею. Но и говорить, что только за деньги, тоже неправда. Нас никто не удерживал дольше положенного на работе, не платил сверхурочные, а мы, бывало, сидели сутками над проектом.
- А что же тогда вами двигало? Патриотизм?
- Успеха хотелось. Не просто из чувства патриотизма. Мы были самолюбивы. Хотелось сделать что-то такое, чтобы оценили, заметили. Довести работу до ума. Чтобы твои усилия даром не пропали. И сказать: «Мы это сделали!» Как сейчас наши ребята на Олимпиаде. Сегодня специалистов в промышленности катастрофически не хватает. Оборонная отрасль, как и другие, долгое время пребывала в упадке. Престиж профессии утрачен. Это в послевоенные годы мечтали стать инженерами, изобретателями. На нашем заводе почти все инженеры были молодыми ребятами. Сейчас единицы. Нужно создавать условия, открывать учебные учреждения и готовить новых специалистов.
- Есть ли у нас шансы догнать и перегнать Запад?
- Да, что-то уже начало появляться, прорывы есть. Взять то же Сколково. Уникальный проект. У нас народ даровитый, настроен на созидание. Правда, беда в том, что Россия - это страна идей. Как только доходит до воплощения в жизнь, сразу начинаются какие-то проблемы. То финансов не хватает, а то деньги и вовсе уйдут в неизвестном направлении... И тем не менее хочется надеяться, что со временем положение дел в промышленности изменится к лучшему. И побед у нас будет больше, чем поражений. А догонять никого не надо, у России свой путь…