Российские ученые первыми вскрыли озеро Восток в Антарктиде

Как пишет The Times со ссылкой на источники, российские ученые в Антарктике вчера успешно закончили бурение скважины в подледное озеро Восток.

Бурение льда было начато специалистами Арктического и антарктического научно-исследовательского института 2 января 2012 года.

Учёные спешили закончить процесс бурения до наступления полярной ночи и экстремальных холодов, в Антарктике заканчивается лето и температура держится на уровне -40°С, вскоре она опустится до -80°С.

Уже 12 января работы были приостановлены. Учёные провели дополнительные измерения и сменили крупные бурительные установки, на меньшие и с их помощью провели вскрытие последних 10 метров ледяной толщи.

Полярники предприняли дополнительные меры безопасности, чтобы, в озеро не попали современные микроорганизмы, которые испортят результаты исследования. Образцы воды будут подняты в скважину, там заморожены и в таком виде извлечены на поверхность. В следующем году планируется провести их биохимический анализ.

Озеро Восток уникально тем, что на протяжении последних 14 млн. было изолировано от внешней среды и ученые уверены, что там находятся ранее неизвестные организмы.

Условия окружающей среды в озере экстремальные: абсолютная темнота, отрицательная средняя температура воды и давление в 300 атмосфер.

По ряду параметров озеро Восток похоже, на подледные озера Юпитера и его изучение может дать некоторое представление о внеземных формах жизни.

По словам пресс-секретаря Арктического и антарктического научно-исследовательского института Сергея Лесенкова, исследование пузырьков газа, обнаруженных в толще льда, способно пролить свет на процесс глобального потепления.

Толщина льда над озером Восток около 4 км, на бурение ушло больше 20 лет. Озеро было обнаружено в 1996 году, а бурение на его поверхности начали через семь лет, в 1998 году работы были приостановлены из-за опасения загрязнения водоема. В последнее время бурение велось в круглосуточном режиме. Всего в Антарктике обнаружено более 140 подледниковых озёр.