Примерное время чтения: 15 минут

Неизвестное об известном. Загадка мистических каменных домиков эпохи III-II тысячелетия до нашей эры

«Обычные домики древних людей, только из камня», - в пику им заявляют скептики. «Прекрасные памятники архитектуры», - отзываются о дольменах ученых и археологи.

Удивительно, но, несмотря, на разницу восприятия и характеристик, по-своему правы они все. Потому как истинное предназначение дольменов, равно как и когда и кем они были построены – доподлинно не знает никто.

«Богатырские хатки» адыги называют «домом карлика»

Слово «дольмен» произошло от соединения двух слов бретонского языка, а именно «toal» — «стол» и «men» — «камень», что в дословном переводе означает «каменный стол».

Существуют и другие трактовки слова «дольмен» - «меняющий долю», а адыги, например, называют дольмены «сыпун» или «испуи», что в переводе означает «дом карлика». Для казаков эти загадочные каменные строения - «богатырские хатки».

Дольмены относятся к группе древних мегалитов (в переводе с греческого слово «мегалит» означает «огромный камень») и являются рукотворными сооружениями определенной формы, сложенными из массивных каменных  плит или каменных блоков.

Evgenii Shabanov / Russian Look

Эти древние мистические сооружения, по оценкам некоторых ученых построены 7-8 тысяч лет (иногда называют даже цифру десять тысяч лет!) распространены по всему миру. В самых разных странах и культурах.

По возрасту, дольмены гораздо старше других каменных сооружений  - египетских пирамид.

Среди всех версий о происхождении дольменов, наиболее интересна адыгейская. По адыгейским преданиям, дольмены – жилища карликов. В давние времена жили в горах племена карликов и великанов. Физически слабые карлики не в состоянии были самостоятельно построить себе дома, чтобы укрыться от непогоды.

Глядя на их бесприютную жизнь, великаны решили построить дома. Ведь любой из племени великанов без особых усилий мог выломать каменную плиту в горах и, взвалив ее на плечи, отнести к месту постройки. Между прочим, вес дольменов от 5 до 20 и более тонн.

Самый простейший вариант дольмена представляет собой каменное сооружение, составленное из нескольких больших каменных блоков, которые образуют некую архитектурную форму в виде буквы «П» (простейшие дольмены составлены из трех каменных блоков). Встречаются дольмены, выполненные из цельного куска камня, но это бывает гораздо реже.

Наибольший интерес представляют дольмены Кавказа, которые имеют завершенную архитектурную форму и состоят, как правило, из пяти-шести массивных каменных плит, — четыре плиты стоят вертикально, на них лежит пятая, а шестая плита выполняет функцию днища. Таким образом, дольмен образует некий каменный ящик.

Обычно в передней поперечной плите таких дольменов имеется отверстие, чаще всего круглой формы. Но иногда встречаются отверстия и квадратной или треугольной формы. Хотя ученые не исключают, что первоначально они имели именно круглую форму.

Иногда встречаются даже дольмены, вовсе не имеющие отверстия. Отверстие дольмена может закрываться каменной пробкой имеющей форму гриба и тщательно подогнанной под размер отверстия. Вес такой пробки может доходить до 100 килограммов.

Средние размеры Кавказских дольменов: три метра в длину, два в ширину и два в высоту. Диаметр круглого отверстия около 40 см. Вес каждой каменной плиты в среднем колеблется от 3 до 8 тонн. Каменные блоки, как правило, соединяются в паз и имеют очень высокую степень подгонки.

Хочешь увидеть дольмен – езжай к морю

Дольмены встречаются практически по всем миру. Во Франции,  Англии, Германии, Бельгии, Голландии, Дании, Испании, в Болгарии и Турции, на побережье Средиземного моря, на островах Корсика и Мальта, в Испании и Португалии, в Африке и на Ближнем Востоке.

Фото: Gary Cook / globallookpress.com

Однако, одно из самых больших скоплений дольменов расположено вдоль побережья Черного моря, в особенности на территории Кавказа, где они встречаются в прибрежной полосе и тянутся вдоль побережья на 400 км от Анапы и Новороссийска до Абхазии.

Ширина этой полосы в сторону Новороссийска составляет 75 км и на этой территории, на настоящий момент, археологами найдено около 3000 дольменов (из 9000 известных во всем мире!).

Археологические раскопки на Кавказе продолжаются, - только в районе Геленджика найдено 100 дольменов. Более 40 из них находятся в районе Пшады - Михайловского перевала. Стены самого крупного в Краснодарском крае Пшадского дольмена достигают в длину до 4 метров.

Материал, из которого складывались дольмены, был различен, смотря по местности: в Дании и Британии - гранитные глыбы; в центральной и южной Франции, в Голландии и Испании - известняковые.

Фото: Sheila Terry / globallookpress.com

Но, знаете, что объединяет все дольмены в мире? Абсолютно все каменные монолиты расположены недалеко от побережья моря или океана.

Дольмены «подсказывают» людям, где безопасно

Ученые, исследовавшие немало древних дольменов, отмечают, что многотонные плиты, из которых складывали монолиты, снаружи почти не обработаны. Лишь иногда плиты украшены орнаментом. Но с внутренней стороны, образующей стенки камеры, практически всегда тщательно выровнены, иногда почти отполированы.

В 2006 году питерскими исследователями было сделано сенсационное открытие при раскопках дольмена в поселке Джубга.

На каменном блоке ученые обнаружили петроглиф с изображениями животных и человека. Такая находка сделана впервые в российской археологии. Скорее всего, изображения являются иллюстрацией к древнему мифологическому сюжету, героями которого были человек, олень, собака и другие животные.

Что интересно - вокруг мест, где стоят дольмены - одиночно или группой, бывает, происходят странные вещи.

Например, вокруг монолита оплывают грунты, срываются оползни, проносятся селевые потоки, но никогда исследователи не фиксировали никаких нарушений от этих «богатырских хаток». Даже, если бровка срыва оползня располагается всего в десятке метров от дольмена.

Кроме того, на местах древних оползней ни разу не встречались разрушенные части дольменов. Этот фантастический прогноз на тысячелетия вперед - воистину удивителен!

Ученые и обычные путешественники, побывавшие в местах массового скопления дольменов (например, в районе Геленджика), отмечают особое состояние души, находясь рядом с древними строениями.

Вместо переживаний, в сердце наступает покой, некоторым людям вдруг приходят на ум правильные решения давно мучающих их проблем. Кто-то утверждает, что дольмен «вылечил» его от давней болезни.

Источник youtube.com / пользователь loki4145

Повсеместность и общность архитектурных композиций мегалитов по всему миру у ученых и исследователей вызывает потрясающую догадку, что построены они прародителями человечества, когда на земле существовал единый народ.

Большая часть дольменов встречается на пустынных и бесплодных местах, по берегам моря. Одно время была в ходу гипотеза, что эти памятники были оставлены народом, распространявшимся из Азии, через северную Африку, на Пиренейский полуостров и далее во Францию, Германию и Данию, но этой гипотезе противоречит то обстоятельство, что северные дольмены (датские или британские) относятся по всем признакам к более древней эпохе, чем южные.

Согласно другой гипотезе – дольмены – прямое свидетельство существования легендарной Атлантиды. Атлантиду ищут то в Средиземном море, то в районах Атлантики, то в Черном море. Но всегда эти точки как-то совпадают с районами распространения дольменов.

Дольмены меняют свойства предметов

Первые исследования дольменов касались рентгеновского излучения вокруг дольменов. Результаты исследований показали, что радиационный фон самих дольменов, не сильно отличается от фона самой местности. Поскольку более 75 процентов мегалитов находятся на местах разломов земной коры, то, как следствие и радиационный фон несколько повышен.

Что касается излучения самими дольменами – здесь учёные пришли к единому мнению – всё чисто, приборы ничего не регистрировали.

Однако меняются времена, техника развивается, последние исследования показали, что при попадании в поле дольмена человека, волновые характеристики всё же регистрируются.

Кроме того, проведённые эксперименты с продуктами показали, что после нахождения их в дольменах, или рядом – меняются их органолептические свойства. Вода в ампуле, которая побывала в камере дольмена, отличалась от её собратьев по коробке, которые не приближались к дольмену. Дрожжи, побывавшие в дольмене, не были пригодны для выпечки хлеба, продукты же меняли свои вкусовые свойства.

Если дольмены влияют на воду, логично предположить, что изменения касаются так же и человека.

По аналогии, ученые приводят в пример странные «свойства» одной пещеры в Восточной Европе, где учёные проводили исследования в 80-е годы. У местных жителей она пользовалась недоброй славой. Поначалу учёные, установив в пещере аппаратуру, не зафиксировали абсолютно ничего.

Но как только в пещеру вошел человек, приборы «зашкалило». Скорей всего и дольмены как-то «откликаются» на присутствие рядом человека.

С точки зрения физики дольмен больше всего  напоминает модель излучателя, материал дольмена - кварцевый песчаник, минерал, обладающий очень интересными свойствами, в частности, способностью генерировать электрический ток под воздействием сжатия (пьезоэффект), а также поддерживать постоянство колебаний (стабилизация частоты).

На этом основано его применение в радиотехнике. Под воздействием электрического тока кристаллы кварца генерируют ультразвук (обратный пьезоэффект). Установлено также, что при механических деформациях кварц способен генерировать радиоволны.

Разломы земной коры, вблизи которых расположены дольмены при определенных условиях способны играть роль волноводов, сами дольмены тогда могут выполнять функцию как приемников, так и излучателей.

Некоторые специалисты - учёные во главе с академиком археологии В. И. Морковиным, сходятся во мнении, что дольмены - не могильники, а технические устройства древней, предшествующей земной цивилизации.

Места строительства дольменов оказались соответствующими недавно открытой энергетической сетке нашей планеты.

Кварцевые составляющие песчаников плит обладают пьезоэлектрическими свойствами, форма дольменов отвечает требованиям волновой коробки; установлено, что и теперь дольмены способны генерировать ультразвук.

Дольмен влияет на людей, но не поддается их воле

Сомневающимися учеными были проведены исследования по изменению состава крови у людей, находившихся в поле дольмена. Оказалось, что за небольшой интервал времени у человека повышается уровень глюкозы в крови. А измерение давления показало, что оно в  поле дольмена нормализуется.

Более того, некоторые вполне современные и образованные люди уверены, что дольмены имеют целебные свойства.

Чтобы обрести здоровье, мол, можно потереть его стену ладонью. А можно залезть на крышу сооружения. В Геленджикском районе ходит легенда о некоем питерском враче, уверенном, что излечить телесное здоровье человека может даже… фотография дольмена.

Однако чего здесь больше – реальных фактов или фантазий о всемогуществе древних мегалитов, каждый человек решает для себя сам.

Говоря о загадочных свойствах дольменов, нельзя не упомянуть интересную историю, происшедшую во времена СССР.

В 1960 году во двор сухумского музея перевозили дольмен из Эшери, археолог Александр Александрович Формозов рассказал её в своей книге «Памятники первобытного искусства на территории СССР».

Дольмен решили перевезти, видимо, для того, чтобы экскурсантам не надо было ехать куда-то далеко, чтобы посмотреть на уникальные кавказские мегалиты.

Для перевозки выбрали самый маленький и легкий мегалит и подвели к нему подъемный кран. Однако все усилия по подъему дольмена оказались напрасны.

«Как ни закрепляли петли стального троса к покровной плите,  -  рассказывает Формозов,  - она не двигалась с места.

Вызвали второй кран. Два крана сняли многотонный монолит, но поднять его на грузовик оказалось им не по силам. Ровно год крыша лежала в Эшери, дожидаясь, когда в Сухуми прибудет механизм помощнее».

В 1961 году с помощью этого механизма все камни, наконец погрузили на автомашины.

Но главное было впереди -  собрать домик заново. Крышу отпустили на четыре стены, но развернуть ее так, чтобы их края вошли в пазы на внутренней поверхности кровли, так и не смогли».

Дело в том, что дольмены не просто четыре стены, пол и потолок. Это своего рода «паззлы»: в их боковых стенах есть специальные пазы, в которые идеально входят выступы, сделанные в задней и передней стенах; такие же пазы есть и в крыше, которая «надевается» сверху на стены.

«В древности плиты были пригнаны друг к другу настолько, что клинок между ними не пролезал. Теперь тут остался большой зазор»,   вспоминал археолог.

Фильм создан участниками проекта «Атлас Культуры». Источник youtube.com

Загадки без ответов

Несмотря на многолетние исследования и обилие гипотез, загадка дольменов пока остается неразгаданной. Множество теорий как научных, так и альтернативных, зачастую противоречат друг другу и не раскрывают загадочного происхождения этих древних исполинов. Сможем ли мы когда-нибудь разгадать эту тысячелетнюю загадку и понять назначения дольменов?

1. Кем были построены дольмены? По данным археологии уровень жизни жителей местности, где обнаружены дольмены 8-10 тысяч лет назад был весьма примитивен. Они ещё не были знакомы с плугом и гончарным кругом, у них зарождалось мотыжное земледелие и изготовление медных изделий. Так как они могли вручную без помощи сложных механизмов построить эти «богатырские хатки»?

2. Каково предназначение дольменов? Археологи установили, что в эпоху бронзы и позднее их часто использовали для захоронения. В более позднее время стали хоронить в земле в каменных ящиках из более тонких плит и насыпать сверху курганы из земли. Были ли эти люди строителями самих дольменов?

Одна из версий описана в книге В. Мегрэ «Анастасия»: в дольмены уходили умирать лучшие представители цивилизации, медитируя,  чтобы в духе навсегда остаться на Земле и сохранить для потомков необходимое им знание.

3. Как люди, находясь на многие тысячи километров, друг от друга, не имея транспортных средств и связи, могли построить почти одновременно подобные строения?

Источники информации:

Анатолий Веремьев "Загадки Дольменов"

"Наша планета"

"Путешествие к Дольменам"