24 февраля Председатель комитета по финансовому рынку, зампред фракции единороссов Владислав Резник внес в Госдуму поправки в закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности»: у каждого автовладельца полиса ОСАГО теперь появится специальная пластиковая карта обязательного страхования.
На ней будет содержаться информация обо всех совершенных водителем правонарушениях. С ее помощью можно будет как оформлять протокол, так и непосредственно платить штраф, причем даже в кредит, необходимые средства потом можно будет восполнить в отделении банка. Аппараты, позволяющие это сделать, установят в автомашинах сотрудников ГИБДД.
При наличии непогашенных штрафов на карте продлить полис ОСАГО будет нельзя. Таким образом Резник надеется повысить собираемость штрафов. Сейчас она составляет 50%.
Все действия по выпуску карт, оборудованию ГИБДД спецтехникой и прочие необходимые операции по внедрению новой системы возьмет на себя банк, бюджетных расходов не потребуется, рассказал «Ведомостям» Резник. Их список будет определен на тендере. Но, по словам депутата, участвовавшего в обсуждении поправок, в проекте хочет участвовать Сбербанк.
Пользование картами не будет принудительным, уверяет Резник: выдавать их будут всем, а вот активировать их или нет, решать автовладельцу. Если человек не захочет пользоваться новой услугой, будет платить штрафы по действующей процедуре, по квитанции в отделении Сбербанка.
Стоимость выпуска карты будет включена в цену полиса ОСАГО, говорится в поправках.
Кредитный лимит составит 2500 руб. обслуживание - около 600 руб. в год. В России только легковых автомобилей свыше 34 млн. Таким образом, выдача карт обойдется их владельцам в 20 млрд руб. ежегодно. Кроме того, оборудование дорожных постовых считывающими устройствами обойдется в $20 млн. Никакого убытка для банков в создании этой системы, естественно, не будет, говорит один из собеседников «Ведомостей» : «Активируют-то карты на самом деле все, а потом начнут капать проценты».
Выпуск самой простой пластиковой карты (с учетом расходов на изготовление и доставку) стоит 3-5 евро, с учетом миллионов автомобилистов выходит огромная сумма, говорит член правления «ВТБ 24» Георгий Горшков. Но для того чтобы граждане оплачивали штраф картой, отдельного закона не нужно, продолжает банкир: должны работать рыночные механизмы, а те, кто платит штрафы, и те, кто их принимает, могут работать с множеством банков.
В проекте есть очень спорные вещи. Не исключено, что он нарушает свободу договора, а уплата штрафа сотрудникам ГИБДД на месте - принцип презумпции невиновности, возможно, проект будет серьезно изменен ко второму чтению, говорят чиновники экономического блока правительства. По словам источника, близкого к руководству Госдумы, к закону есть ряд «непринципиальных» замечаний Государственно-правового управления президента, но единороссы надеются также устранить их ко второму чтению. Концепция закона поддерживается и Кремлем, и правительством, уверяет он. Представитель правительства комментировать инициативу Резника отказался.
Несколько лет назад уже была идея выдать всем водителям депозитные карты, с которых можно было бы списывать штрафы, напоминает председатель московского отделения движения автомобилистов «Свобода выбора» Андрей Мухортиков. Но это противоречило абсолютно всем законам, включая Конституцию, поскольку отменяло презумпцию невиновности. Если пользование картами не будет принудительным, а банк не установит грабительские проценты, определенные плюсы у затеи Резника есть. Кому-то пользоваться картой может показаться удобнее, вырастет собираемость мелких штрафов, добавляет эксперт.