Российские ученые расшифровали ДНК древнейшего растения

Окаменевшие останки деревьев были обнаружены в северных широтах Канады на острове Аксель Хейберг еще в конце XIX века. Остров Аксель Хейберг находится всего в тысяче километрах от Северного полюса. Но миллионы лет назад, как свидетельствуют окаменевшие находки деревьев, растений и животных, здесь были настоящие тропические болота. Росли здесь и исполинские метасеквойи, относящиеся к семейству кипарисовых. Сейчас несколько гектаров реликтового леса этих хвойных растений сохранилось лишь в Сычуаньской котловине в Центральном Китае.

Возраст материала исследуемого российскими учеными оценивается в 50-55 млн лет. Результат расшифровки ДНК представленных образцов оказался для ученых неожиданным, сообщает ИТАР-ТАСС.

«Мы сравнили цепочку ДНК древних останков метасеквойи и современного растения и почти не нашли изменений, мутаций, которые должны были быть. За 50 млн лет - порядка 10 замен на тысячу нуклеотидов в цепочке ДНК. Это говорит о крайней стабильности генома и меняет существующие представления об эволюции», - говорит заместитель директора по науке Южно-Сибирского ботанического сада Алтайского государственного университета Максим Куцев.

«Экспериментально подтверждено, что скорость эволюции неравномерна. И в этом свете некоторые теории об этом процессе становятся несостоятельными. К примеру, популярная теория «молекулярных часов» американского ученого Масатоши Нея, подразумевающая, что скорость эволюции ДНК для всех живых существ примерно одинакова», - считает ученый.

Авторы открытия рассчитывают, что в дальнейшем полученные ими результаты позволят приблизиться к разгадке многих тайн, погребенных под вековыми пластами истории.