862

Все проблемы от безволия. Простые истины батюшки Сергия

«АиФ-Юг» № 16 16/04/2014

Пасха - радостный и светлый христианский праздник, воспевающий жизнь и любовь. Самое время отвлечься от будничной суеты и подумать о душе.   

Кого считать верующим?

«АиФ-Юг», Светлана Лазебная: - Батюшка, как вы относитесь к людям, отмечающим церковные праздники, не имея веры, просто потому, что так полагается?

Сергий Овчинников: - Формулировка вопроса некорректна в силу своей облегченности. Говорить о вере всегда очень трудно, это широкое понятие. Есть вера, выражающаяся каким-то героическим поступком, воспринимающаяся однозначно. А есть тихая, неброская, себя не афиширующая. Бывает даже, декларирующая себя в словах отрицательных. «Господи, помоги моему неверию!» - звучало из уст праведников, причисленных к лику святых. Вера людей, которые пришли освящать куличи, отличается от веры тех, кто посещал богослужения во время поста и вообще регулярно бывает в церкви. Но вправе ли мы утверждать, что тот, кто не постился, не верует?

Досье
Отец Сергий (Овчинников). С 1999 г. и по настоящее время - настоятель Свято-Ильинского храма г. Краснодара, протоиерей. Родился в 1957 г. в Краснодаре. С красным дипломом окончил филологический факультет КубГУ. Преподавал в школе русский язык и литературу. В 1984 -1989 гг. - старший научный сотрудник, заведующий отделом в Краснодарском музее-заповеднике им. Е. Д. Фелицына. В 1990-м зачислен клириком в Краснодарскую епархию, посвящен в дьяконы. Автор многих статей по казачьей культуре, книг «Войсковой гимн кубанского казачества как памятник гласного исповедания народной души», «Краткая летопись Свято-Ильинского храма». С 1990 года по благословлению владыки Исидора является войсковым священником Кубанского казачьего войска. Имеет множество правительственных и казачьих наград, серебряную медаль «За вклад в развитие Кубани». Женат, имеет двоих детей.

Вопрос, кого считать верующим, - не протокольного порядка. Во времена СССР храмы пустовали. Но матери, отправляя на войну сыновей, вшивали в их гимнастерки записки с молитвами.

- Означает ли это, что в церковь ходить не обязательно?

- Это вопрос личного самоощущения, духовной потребности. В церковь ходить, безусловно, полезно всем: верующим и безверным. Это воспитывает, способствует личностному росту. Хочешь совершенствоваться - участвуй в богослужениях, читай книги. Не заблуждайся в том, что если ты пришел в церковь, этого достаточно, чтобы считать себя «хорошим». Святые, в пустыне обитавшие, в храмы не ходили... Потому добрыми делами укрепляйся.

- Почему в ХХI веке при посещении храма действуют все те же архаичные нормы приличия: женщина должна быть в платке и обязательно в юбке, а не в брюках?

- Это правила неписаные, отражающиеся в народном сознании, выросшие из ощущения норм приличия. Не зря же говорят: «Со своим уставом в чужой монастырь не ходи». Платки и юбки - это традиция, зачем ее нарушать?

- Но служители церкви пользуются всеми достижениями современности: управляют автомобилями, летают самолетами, ведут странички в соцсетях. Почему джинсы для прихожанки - плохо, а страничка в соцсети для батюшки - приемлемо?

- Все должно подчиняться уместности, логичности и целесообразности. Компьютер уместен для работы, а брать его на пляж, сыпать песок на клавиши по меньшей мере глупо. Церковь не проклинает джинсы! Нет абсолютного запрета на какие-то виды одежды. Если вы собрались в поход - надевайте ваши штаны. Клещ не заползет, вы не поцарапаете ноги. В данном случае это логично и целесообразно. А вот когда в храм приходишь - постарайся привести свое внутреннее настроение и внешний вид в соответствие с принятыми у православных нормами.

Главная проблема современности - безволие

- Обычные люди представление об окружающем мире формируют через призму новостей: телевизионных, газетных, сетевых… Но вряд ли о глубинных проблемах общества кто-то знает лучше, нежели батюшки, к которым земляки приходят на исповедь. Какая главная проблема нашей современности?

- Безволие. Я поясню… Каких-то двадцать лет назад мы были членами общественной формации под названием «социализм». Сегодня живем в эпоху капитализма. Как минимум этот период можно назвать переходным. И все нелегко. В сравнении с США мы страна очень бедная, даже благодатная Кубань. Я был в США, меня поразило, что вечером магазины выкидывают нераспроданный хлеб, завезенный с утра. Мягкий, свежий… За брошенный кусок наши деды-казаки могли выпороть - а там такое правило.

Отец Сергий убежден: чтобы жить лучше, жители Кубани должны прекратить унывать. Фото: Из личного архива

С каждым годом нам приходится все туже и туже затягивать пояса. К этому приводят разные обстоятельства - объективные, субъективные. На глазах рушатся былые достижения - в образовании, медицине, буквально во всех сферах. Мы оснащаем поликлиники новейшей аппаратурой, но специалистов, которые могли бы на ней работать, не хватает. В поликлинике, к которой я прикреплен, было 20 участковых врачей. Сегодня - два-три, может ли их труд быть полноценным?

При этом у нас много положительных качеств, хороших задатков. До сих пор  люди в нашей стране достаточно образованны, много читают. Интеллектуальный уровень куда выше, чем у иностранцев, это прослеживается даже на уровне телепрограмм. Да, у нас есть передачи, взывающие к низменным эмоциям, но гораздо больше познавательных, умных, развивающих. За границей телевидение, я бы сказал, примитивное. Мы мечтаем о более комфортной жизни, чтобы экономика росла. Чтобы новые поколения деток были лучше, чем мы, их родители - ну хотя бы в чем-то. Законы прогресса, развития цивилизации это и предполагают. Но необходимо осознавать, что и каждый из нас обязан прилагать определенные усилия. Прежде всего - бороться со своими недостатками, главный из которых - отсутствие воли. Мы не стремимся к улучшению своей жизни на духовном уровне. Не знаем, чего хотим от завтра, не имеем никаких планов на будущее.

- А от власти наше будущее разве не зависит?

- Если бы власть больше беспокоилась о планировании нашей жизни, лучше было бы всем. Но вы знаете, какое главное ее предназначение по Библии? Ничего не сказано о том, что власть имущий обязан опекать человека материально, его роль проста и минимальна: доброе поощрять, а плохое осуждать. Вот сидит он где-то там, в высоком кресле, далеко видит. И говорит: «Посмотрите-ка все сюда - это не хорошо, это плохо повлияет на наше будущее... А вот это - просто здорово!» И люди смотрят и хорошее тиражируют. Но, повторюсь, любые трудности преодолимы, когда у народа есть воля к жизни, он стремится к прогрессу.

- Как или через что эта воля может укрепиться? Резервные силы человеческого организма и общества срабатывают в экстремальных условиях - неужели, чтобы начать строить лучшую жизнь, война нужна?

- В военное или кризисное время человеческие возможности действительно мобилизуются. Но зачем же уповать на худшее? Почему бы просто не начать что-то делать с Божьей помощью? Ведь только если  ты бодришься и не распускаешь слюни, не дружишь со спиртным и не тонешь в интернет-пространстве - твои дети будут жить лучше. Если ты не делаешь ничего - они будут жить хуже. Истина проста. 

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Опрос

Где планируете провести отпуск или выходные?

Ответить Все опросы

Топ 3 читаемых

Самое интересное в регионах