Писатель и историк Александр Селиверстов рассказал «АиФ-Юг» о том, как поменял службу в банке на творческий труд, зачем объездил весь край, о чём рассказывают настоятели церквей, где находится прах атамана Чепеги и почему по истории храмов можно изучать историю страны.
Для мира русской действительности
Три с лишним года назад Александр Селиверстов ушёл с работы, которой отдал пятнадцать лет. Сомневался, конечно, всё-таки неплохая должность в крупном банке, хорошая зарплата, приятный коллектив. Да и начальство просило остаться, но он всё-таки начал работу над своей второй книгой - двухтомником «Все храмы края».
«С материальной точки зрения, конечно, потерял, зато приобрёл с моральной, - признаётся Александр. - В последние годы я постоянно ощущал, что теряю время, не своим делом занимаюсь. А писательский труд сейчас приносит настоящую радость. В жизни любого человека приходит время, когда заканчивается период впитывания, накопления, потребления окружающей действительности (знаний, умений, навыков, вещей, денег, впечатлений). И наступает период, когда нужно больше отдавать. Стараться что-то сделать для того мира - в нашем случае, мира русской действительности, который тебе всё это дал, стараться отблагодарить, дать что-то взамен… По крайней мере, так должно быть».
Первую книгу «Все храмы города Екатеринодара-Краснодара» Александр Селиверстов выпустил ещё в 2014 году. В ней он рассказал о всех 125 православных церквях, когда-либо действовавших в краевой столице.
Но если говорить о том, как он к этому пришёл, то надо начать с того, что писатель окончил исторический факультет КубГУ. Уже тогда заинтересовался религией - его диплом был посвящён истории монастырей русской православной церкви в XX веке. После вуза Александр начал работу в крайгосархиве. Потом его пригласили возглавить архивную службу в банке.
«Интерес к храмам, церквям за это время никуда не девался, - рассказывает писатель. - В какой-то момент я купил фотоаппарат и стал снимать нашу архитектуру, старинные здания, храмы. Со временем накопились фото, которые я считал удачными - тогда и появилась мысль сделать фотоальбом».
Авторскую часть тиража буквально расхватали коллеги в банке.
В 2008 году Александр увидел дизайн-макет фотоальбома, посвящённого православию в Крыму. Выпустить его хотел знакомый издатель из Днепропетровска, но кризис нарушил планы.
«Тогда же у меня появилась мечта сделать что-то похожее, - продолжает Селиверстов. - Причём я был уверен, что издавать книгу буду полностью за свой счёт».
Удар хлыстом
Мечта так и оставалась мечтой - работа в банке не позволяла отдаться книге полностью. Но в феврале 2012-го крепкий мужчина, постоянно «тягающий в зале железо», загремел в больницу.
Однажды утром не смог встать с кровати - из-за потери сил, вызванной внутренним кровотечением. В поликлинике настаивавшие на госпитализации врачи предрекали летальный исход, а в больнице оказалось, что рана… уже зарубцевалась, всё обошлось четырехдневными капельницами.
«После многих лет размеренной жизни это стало своеобразным ударом хлыстом, - вспоминает писатель. - Ещё во время болезни я начал активно писать и за четыре месяца подготовил первую редакцию».
Александр Селиверстов встретился с издателем, озвучил своё видение: большой формат, мелованная бумага, и услышал цену - полтора миллиона рублей. Тогда же писатель решил показать свой текст в Епархии - считал, что этично поставить людей в известность, мол, хочу выпустить такую книгу. А тут счастливое совпадение - в то же время в Епархию пришёл другой издатель с предложением издать что-либо на эту же тему. Это был Алексей Белозёров. Процесс затянулся, но в сентябре 2014 года «Все храмы города» всё-таки вышли в свет.
«Я благодарен Алексею Белозёрову - был уверен, что буду издавать на свои, но не потратил ни копейки, - говорит писатель. - Предполагал, что книга в первую очередь заинтересует тех, кто имеет отношение к церкви, изучает историю города. Но, к моему удивлению, авторскую часть тиража буквально расхватали коллеги в банке».
Чудеса случаются
После этого Александр планировал написать об истории запорожских куреней.
«Их изначально было 38, некоторые позже стали городами: Кореновск, Тимашёвск и т.д., - продолжает он. - Можно было взять запорожский, русский, и даже турецкий период - существовала ведь ещё Задунайская Сечь, которая воевала на стороне турок. И она тоже делилась на 38 куреней с теми же названиями: Динской, Кущёвский, Титаровский».
Издателя тема не взволновала, и он предложил свою - написать теперь уже обо всех храмах Кубани. И писатель согласился.
«Я объездил весь Краснодарский край, все 44 района, общался с десятками настоятелей церквей, - говорит Александр. - Стараюсь ездить в творческие командировки весной, когда у нас замечательная погода: весна, ласковое, ещё не палящее солнышко, всё цветёт и распускается».
Первая книга двухтомника «Все храмы края» уже вышла. В неё попали не только факты из архивов, но и воспоминания людей. Так, настоятель Успенской церкви Белореченска рассказывал о том, как бесноватый пришёл в храм, хотел помолиться Николаю Чудотворцу, занёс руку для крестного знамения, но на глазах свидетелей руку отшвырнуло, и сам он отлетел на несколько метров. А когда на церковь с помощью крана устанавливали купол, водитель крана признался, что видел сон - ещё до того, как узнал об этой работе. Во сне он стоял на крыше храма, а внизу его умершие родственники говорили: «Сделаешь, нам лучше будет». Отец Андрей Дашевский, настоятель Тихорецкого кафедрального храма, основал в городе новый приход и предложил назвать его в честь Ксении Петербургской.
«Он рассказал, почему выбрал такое посвящение, - продолжает Александр. - Молодым бурсаком в Ленинграде, он познакомился с девушкой - дочкой священника. Молодые люди полюбили друг друга, дело шло к свадьбе, но отцы вдруг рассорились и запретили женитьбу. Тогда влюблённые стали ходить на Смоленское кладбище к часовне, где похоронили Ксению Петербургскую. Молились, просили о помощи. В итоге отцы помирились, свадьбу сыграли шестого февраля 1984 года. А через два года Ксению Петербургскую канонизировали и днём её памяти установили именно шестое февраля. И таких историй много».
Наступает период, когда нужно стараться что-то сделать для мира русской действительности, стараться отблагодарить его.
Где покоится основатель
Книги Селиверстова не только учат истории родного края, но и мотивируют на благие дела. Один священник решил восстановить Успенский храм, который построили уже в Краснодаре в двадцатые годы по проекту Ивана Мальгерба в районе улицы Ковтюха, но в тридцатые годы разрушили. И признался, что на мысль возродить церковь его натолкнула книга Александра Селиверстова. Есть у историка ещё одна идея - найти останки и увековечить память основателя Екатеринодара, атамана Захария Алексеевича Чепеги.
«Он для нас как Юрий Долгорукий для Москвы, - считает Александр Селиверстов. - Причём основатель города не мифический, а самый настоящий - из исторических документов достоверно известно, что именно он выбрал место для Екатеринодара».
Чепега умер в 1797 году, погребли его на территории тогдашней крепости, а в XIX веке его, по словам историка, перезахоронили - под каменным Воскресенским храмом.
«Город начинался с этого места: грандиозный храм - первый, деревянный Воскресенский собор - поражал современников видом, размерами, но сгнил, так как был построен без фундамента, - рассказывает писатель. - Изначально он был построен в запорожских формах - его аналог до сих пор стоит на бывших землях Сечи, в нынешнем Новомосковске. Запорожцы хотели воссоздать здесь образ своей старины, но он разрушился и был заменён каменным Александро-Невским собором, построенным в русских формах на Базарной площади, что находилась напротив нынешней краевой администрации. А прах Чепеги, найденный при разборке Воскресенского собора, перезахоронили под трапезной возведённого на его месте нового, небольшого Воскресенского храма».
Сам храм в тридцатые годы снесли, но определить его местоположение, по словам историка, можно - остался сделанный немцами аэрофотоснимок Краснодара времён Великой Отечественной, где хорошо видно основание разрушенного здания. Это фото наложили на современную карту и определили точные координаты храма и трапезной. Но кроме Чепеги там ещё три захоронения, как же отличить атамана?
«Сохранились свидетельства, что его хоронили в кафтане со стеклянными пуговицами, - объясняет Александр Селиверстов. - А любой археолог знает, что стекло сохраняется под землёй неограниченное количество времени. Один вариант - поместить останки основателя города в новом соборе Александра Невского, другой - поставить на месте его захоронения часовню, или усыпальницу. Учёные из краеведческого музея, с которыми я общаюсь, даже предлагают по черепу восстановить облик Чепеги».