Примерное время чтения: 7 минут
256

Сфера милосердия. Кому нужны наши старики

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. «АиФ - Юг» 28/09/2011

О том как доживают старики последние дни в «казенных домах», и не заслуживают достойного упокоения. Каждый сможет убедится на примере дома-интерната для престарелых и инвалидов ст. Вознесенской Краснодарского края. В "открытом письме" (На Кубани стариков хоронят как безродных псов...) Подкрепленное фото и видео свидетельствами, оно ввергает в ужас

А если еще и больной, утративший возможность передвигаться, сам быт становится одной большой проблемой: магазин, аптека вне зоны доступа. Кто придет на помощь?

Накануне Дня пожилого человека корреспондент «АиФ-Юг» провел один день с социальным работником - человеком, который по долгу службы обязан заботиться о людях, неспособных самостоятельно ухаживать за собой.

Одна на шестерых

В 8 утра встречаемся в одном из краснодарских центров социального обслуживания граждан с Галиной Шкурко. С ней-то мы и пройдем по адресам подопечных. У Галины их шестеро.

А всего только в одном округе кубанской столицы на обслуживании 1700 одиноких стариков.

Работники центра развенчивают расхожее мнение о том, что в эту сферу идут те, кто больше никуда не устроился: 60% сотрудников до 30 лет, многие с высшим образованием. Зарплата хоть и небольшая, говорят они, но зато стабильная.

На мой вопрос, не приходят ли сюда на работу с корыстными целями, улыбаются: «Таких мы сразу «сканируем»…

С Галиной Шкурко едем по первому маршруту, на ул. Целиноградскую. Здесь недавно поселилась 74-летняя Наталья Попова. По программе бесплатного жилья для ветеранов ВОв выхлопотала квартиру - как вдова фронтовика.

Новостройка на самом краю города. Территория вполне благоустроена, тротуары, детские площадки. Магазинов, аптек, поликлиник в округе пока не наблюдается. Подходим к дому, в который заселили ветеранов. Пандусов нет, зато есть подъемник… неработающий. Да еще установлен так, что в проем можно легко свалиться, на метр вниз - ничем не огорожен.

Высоченный порог, перебраться через него, даже если подъемник заработает, колясочникам невозможно.

Становится обидно: вроде делали доброе дело, но почему, как всегда, через одно место. Для того, как будут жить люди, дела нет…

Дверь открывает элегантная (язык не поворачивается сказать «старушка») женщина. Прическа, красивая блузка, брюки, насмешливая улыбка! Хоть и на ходунках - ноги отказали. Галина принесла заказ: 3 кило картошки и кое-что по мелочи. По плану ей еще нужно убрать квартиру. Пока она занимается делами, беседуем с Натальей Петровной.

Рассказ про жизнь, которая, как и у всех, разная, полосатая. Много было счастья, но много и горя. 40 лет прожили с мужем в Ереване. До тех самых событий.

- Жили в элитном доме, соседи как родная семья. Работа престижная, в Торгово-промышленной палате, муж учитель, - вспоминает Наталья Петровна. - И вдруг так резко все переменилось: знакомые перестали здороваться, разговаривать. По ТВ разжигалась откровенная враждебность к русским.

Однажды стою на остановке. Вдруг окрик: «Куда смотришь, в землю глаза!» Наверное, это стало последней каплей. Уехали к родным, в подмосковное Протвино. И все вроде наладилось. Но один за одним умирают близкие - сестры, а потом и муж, мое счастье и опора…

В Краснодар позвала внучка. Все деньги от продажи квартиры отдала ей и… стала враз не нужна. Жила как хорошо одетый бомж. Уходила, чтобы не мешать, из дома утром и приходила к ночи. Через три года не выдержала и ушла в дом престарелых.

Хотя там тоже не жизнь. Не хочется и вспоминать. До сих пор не могу поверить, что сейчас крыша над головой есть. Только здоровье подкачало. Если бы не Галя, не знаю, как бы справлялась. Она для меня стала близким человеком.

За те 1,5 часа, что мы разговаривали, Галина тщательно убрала квартиру, сделала необходимые пометки в своем журнале, отчиталась за все траты, приняла новый заказ. Через день она вновь здесь появится.

Разные судьбы

По дороге к следующему подопечному расспрашиваю, как Галина пришла в соцзащиту. У нее высшее образование, преподавала в колледже, но «помешали»… дети. Нужна работа поближе к дому. Детей у супругов Шкурко пятеро! Муж с самого начала заявил, что хочет большую семью. Старшей, Виолетте, 13, Свете - 11, Сереже - 10, Виталику - 8 и младшей, Ирочке, 6 лет.

- С материнским капиталом пролетели, - смеется многодетная мама. - Да мы и не рассчитывали. Сами справимся. Работа мне нравится, людей люблю, да и на одном месте сидеть не привыкла. А тут свежий воздух, постоянно в движении, позитивное общение. Конечно, все разные, то, что нравится одному, раздражает другого. А социальный работник должен быть одинаково ровным и корректным со всеми.

За разговорами подходим к частному дому, оттуда лай собаки.

- Да не бойтесь, она добрая! - открывает калитку хозяйка, 79-летняя Вера Потапенко. Выговаривает, но нестрого, что Галина задержалась. Приступаем к делам. У Галины по плану сухая уборка в доме, а он немаленький, еще нужно двор подмести, сходить за покупками, благо магазин рядом. Все эти бытовые вещи Вере Антоновне уже не под силу: боли в спине, трудно ходить.

Общению обрадовалась - очень одиноко после смерти мужа, которого не стало 8 месяцев назад. Прожили 49 лет, бывало всякое за эти годы, а словно потеряла часть себя и до сих пор не может оправиться… Детей нет, а родственникам не до нее: у каждого заботы, своя жизнь. Звонят, конечно, заезжают, но этого же мало. Читает, смотрит телевизор, мается бессонницей, борется с болями.

- А пожалеть некому. Как хочется просто выйти в город, пройтись по улицам, заглянуть на Сенной, самой выбрать продукты, я в этом деле знаток. И готовить люблю, да много ли теперь мне надо… - сквозь слезы рассказывает Вера Антоновна.

Вот и получается, что ее мостик с внешним миром - это приход соцработника.

- Я Гале полностью доверяю, убедилась, что она честнейший и порядочный человек. Все делает по совести. Жалко, что времени поговорить у нее маловато, хотя сколько причитаний и жалоб моих выслушала…

То, что делала сегодня Галина, лишь малая толика ее забот о беспомощных стариках. Перечень длинный: это приготовление горячих блюд, сопровождение вне дома, помощь в оформлении документов, оплата коммуналки и многое другое.

Я побывала только у двух подопечных Галины Шкурко, мы расстались, и она пошла дальше, по другим адресам, туда, где ее ждут, где нужна ее помощь и милосердие.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Опрос

Из каких источников вы узнаете новости?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах