Корреспондент «АиФ-Юг» побывал в школе Щетинина и убедился, как обычные дети необычно учатся.
«Школа имени себя»
Школа Щетинина расположена в живописном месте – в горах. С виду может показаться, что это обычный детский лагерь. Несколько аккуратных многоэтажных домиков, площадка, на которой обычно происходит построение и поднимается флаг, и дорожки, окруженные деревьями. Нас встречает седовласый мужчина средних лет в строгом костюме - Михаил Петрович Щетинин.
- Кто меня не знает, часто спрашивают: «Вы работаете в школе Щетинина?» Получается, что я работаю в школе имени себя!
«Кабинет директора», в котором Михаил Петрович нас встречает, больше напоминает арт-объект. На стенах изображена природа, в углу горит камин, чувствуется запах лаванды… Сложно поверить, что все это сделали дети своими руками – разрисовали стены, собрали мебель, построили дом на пустыре…
В середине 1970-х годов Михаил Щетинин в поселке Ясные Зори Белгородской области создал первую школу-комплекс, где основное внимание уделял гармоничному развитию личности. Достигалось это, по его мнению, за счет сочетания учебы, работы на земле, музыки, пения и хореографии.
Работал педагог-новатор и в обычной школе, был директором школы под Кировоградом, где пытался создать школьный агропромышленный комплекс в рамках эксперимента Академии педагогических наук СССР. Но что-то эксперимент не прижился.
В 1988 году подобная школа была создана в станице Азовской Краснодарского края. А в 1994 году Щетинин оставил ее и перебрался в поселок Текос.
Ни уроков, ни учебников
Здесь нет ни традиционных классов, ни уроков, ни привычных учебников…Все комнаты, где занимаются ученики большие, просторные, с высоким потолком и расписными стенами.
Здесь не делят никого на взрослых и детей - у ребенка есть чистый образ, он стремится к совершенству. А взрослый - он уже приспособился к социальной жизни и закрыт. По мнению Щетинина, ребенок и сам найдет правильное в своем образе, и другого кратчайшим путем выведет к пониманию. Поэтому, все, кто здесь есть, и преподают, и получают знания.
В одном кабинете занимаются сразу несколько групп - одни работают по парам, другие - по несколько человек... Учителя – недавние ученики.
- Сначала мы обучаем одних ребят, а потом они уже учат других, - объясняет мне более понятным языком один из преподавателей Анна Николаевна (которая сама стала выпускницей школы).
То, что для нас, отучившихся 11 лет в среднеобразовательной школе, - в диковинку, для них – привычное дело.
- Вот смотри, у мамы голубые глаза, у папы - карие, какого цвета будут глаза у их дочки? – спрашивает маленькая девочка с косичками, лет десяти, которая еле видна из-за высокого стола, у своей ученицы – на вид на несколько лет старше нее.
Не получив ответа маленький «учитель» начинает терпеливо объяснять, что цвет глаз зависит от пигмента радужной оболочки, который называется меланин и определяется наследственностью…
Дарья, именно так зовут «маленького учителя» приехала из Тольятти 2 года назад. За пять дней она освоила весь курс биологии и теперь преподает 14-летней Алисии, которая приехала из Парижа.
- Мой папа поляк, а мама – русская, жили мы во Франции, - рассказывает Алисия, - как-то в Интернете она прочитала об этой школе - и вот я здесь.
В чем секрет?
- Мы стараемся дать предмет целиком, а потом уже останавливаемся на основных моментах, - продолжает Анна Николаевна, - так многие наши ребята заканчивают школьную программу к 13 годам, а к 16 – получают высшее образование и нередко не одно.
- Если в обычной школе дети распыляются на десяток предметов, каждые 45 минут им приходится переключаться с одного на другой, то здесь происходит погружение в науку, , - говорит Михаил Петрович.
В «щетининской» школе дети и живут, и учатся. Причем, находиться здесь они могут, сколько угодно. То есть, нет определенных рамок, сколько времени нужно школьнику на тот или иной предмет.
Как только ребенок осваивает определенную дисциплину. В школу Щетинина приезжает специальная комиссия, которая и принимает экзамен и (почти в 100% случаев) подтверждает отличные знания.
Несовершеннолетних ученых огорчает только одно – сейчас, чтобы поступить в вуз, нужно сдавать ЕГЭ, а, как известно, без паспорта это сделать невозможно, поэтому и приходится ждать его получения.
- Многие из наших выпускников готовы хоть сейчас поступить в любой профильный вуз, – говорит Анна Николаевна, - У нас 11-летние ребята выполняют 80% заданий по ЕГЭ.
Судьба подарит шанс
В другом здании мальчики занимаются физикой.
- У нас мальчики учатся отдельно от девочек, - рассказывает Михаил Петрович.
На столах лежат книжки с заданиями по ЕГЭ, а также учебники за 10 и 11 класс, хотя самим мальчишкам на вид не больше 12-13 лет.
Дальше идем в огромный спортзал. Здесь под ритмичную музыку девочки тренируются в боевых искусствах. Разбег, прыжок, кувырок – так сможет сделать не каждый спецназовец.
- Ребята, которые приходят сюда учиться, знают, что хотят, - говорит Михаил Петрович, - мы ничего не заставляем их делать, они сами понимают, что учатся только для себя.
Несколько лет назад в школе Щетинина произошел пожар, и ребятам пришлось заново все отстраивать (ведь с недавнего времени они остались без помощи государства и находятся на самофинансировании). На вопрос, как юные воспитанники смогли это сделать и как у основателя «школы третьего тысячелетия» не опустились руки, Михаил Петрович отвечает:
- Главное, никогда не падать духом. Если ты чего-то очень сильно хочешь, то ты этого добьешься. Судьба сама предоставит тебе шанс.