Примерное время чтения: 8 минут
170

«Не имею права бросить этого ребенка»

Фото: globallookpress

Эта история началась с письма, которое пришло в нашу редакцию. Его написал подросток. Спрашивал, может ли он взять фамилию отчима, но так, чтобы тот об этом не знал. Вопрос был необычным, но дальше следовало объяснение: «Скоро у отчима день рождения. В знак уважения я хотел сделать ему сюрприз».

Мы созвонились с молодым читателем и уже на следующий день отправились в Кропоткин. Мальчик настоял на том, чтобы встретить нас на автовокзале: «А то заблудитесь!» Невысокого роста, одет, как многие подростки, - бейсболка, толстовка. На вид лет 13, но такой рассудительный!

- Я в восьмой класс перешел. А отчиму - я зову его Артем - 50 лет будет, юбилей, - последнее слово он произносит многозначительно.

Сразу оговоримся, что все имена и фамилии участников этой истории по их просьбе изменены.

Отдай ужин врагу

В жизни Ивана Порохова было три «папы». Первого он видел только на фотографиях и не очень-то верил в мамины рассказы о бравом летчике. Второй появился на шестом году Ваниной жизни. Пришел, согнал кота с дивана, закинул ногу на ногу. Вся его поза говорила, что теперь место перед телевизором мужской половине семьи придется поделить.

- Он исчез через полгода так же неожиданно, как и появился, - рассказывает Иван. - Я был только рад.

А мама, наоборот, плакала.

Прошло три года. Иван переходил из класса в класс. Мать как-то осунулась, постарела, стала молчаливой. Но однажды Ваня заметил: что-то изменилось. Мама давно вкусно не готовила, а тут встала пораньше и налепила своих любимых вареников с вишней. Она будто летала по кухне, мурлыкала какую-то веселую песенку, погладила ненароком сына по голове и торжественно объявила: «Ванечка! Мы идем сегодня в парк!» Долго крутилась перед зеркалом, примеряла платья...

- Я сразу понял: что-то должно произойти. Так и вышло. В этот день я в первый раз увидел Артема.

Мужчину Иван заметил издалека, почувствовал, как дрогнула рука матери, которая держала его за плечи. Он показался ему огромным.

- Привет, солдат! - произнес незнакомец и протянул Ивану крупную, как лопата, ладонь.

- Типун тебе на язык, - неловко пыталась шутить мама. - Я его в армию не отпущу.

Он сразу вызвал у Ивана неприязнь. Раздражал его громкий голос, манеры, шутки, напористость. Уже через месяц Артем переехал жить в их квартиру. Он будто занял все жизненное пространство мальчика, отобрал у него все самое дорогое. Мать свое внимание переключила на нового «папу».

- Я обижался, что она ходила на работу к Артему с обедом, когда я дома болел.

Впрочем, Артем тоже не проявлял любви к пасынку. Он будто не обращал на него внимания. В худшем случае предъявлял претензии, пытался воспитывать, язвил.

Однажды, после очередной ссоры с отчимом, мальчик в знак протеста не пришел домой ни ночью, ни вечером следующего дня - отсиживался у друга на соседней улице. Когда его нашли и привезли домой, первым делом Артем достал ремень и отхлестал ребенка. Иван неистово сопротивлялся и, захлебываясь слезами, кричал: «Ты мне не папа, не имеешь права!»

Через несколько дней показалось, что жизнь вернулась в свое русло. Желая помирить своих мужчин, мать приготовила праздничный ужин и вечером усадила всех за стол. Подросток демонстративно стал уплетать из общей тарелки.

- Нам хотя бы немного оставь, - в шутку мягко сказала мама, боясь, что вновь разгорится скандал. - Знаешь пословицу: завтрак съешь сам, обед подели с другом, а ужин отдай врагу.

Иван на секунду замер и медленно, наслаждаясь чувством мести, подвинул тарелку вплотную к отчиму.

Не было бы счастья...

Существует очень важное разграничение - отец по рождению и отец по воспитанию: первого ребенок может никогда и не увидеть, второго - никогда не принять. Но в семье Вани все вышло по-другому.

Осенью 2009 года заболела мать, ее увезли в больницу. Мужчины надолго остались дома одни.

- Куда деваться с подводной лодки, - грустно шутит Ваня. И нервно мнет в руках бейсболку: воспоминания о матери доставляют боль. - Мы с отчимом стали вместе лепить вареники, которые так любила мама, доставали лекарства, дежурили в больнице.

Но скоро врачи вынесли приговор: маме жить осталось недолго.

- Когда я узнал эту страшную новость, то выскочил из больницы и убежал. Наверное, я бежал несколько часов, потому что очнулся уже на краю города, возле трассы. Мне тогда хотелось под машину прыгнуть.

Наступили черные дни. Как в тумане, Ваня помнит гроб, похороны, плачущих родственников. Потом тетку, которая сбивчиво объясняла кому-то, что не может взять ребенка к себе - маленькая жилплощадь. Опеку оформили на бабушку, она забрала его в станицу. Старушка никогда раньше не интересовалась внуком, ребенок явно был ей не по душе. В первый же день опекунша отругала Ваню за грязную обувь: «Тебя мне еще только не хватало - нервы трепать!» Ваня убежал к реке и долго навзрыд плакал.

- Я не заметил, как ко мне подошел Артем, - рассказывает мальчик. - Он обнял меня, прижал к себе и потом отвез обратно в Кропоткин. Я не могу понять, почему он меня не бросил. Я-то думал, что после похорон он в Краснодар вернется - у него там квартира, да и с работой проще. 

С тех пор вот уже почти два года мужчины живут вместе. Артем забирает Ваню из школы, учит готовить, возит на рыбалку.

- Он мне заменил отца. Точнее, стал отцом, - поправляет себя Ваня. - Ведь папы у меня никогда не было, значит и заменить его нельзя. А недавно он водил меня к себе на работу. И когда знакомил с коллегами, то гордо говорил: «Это мой сын». Скоро у него день рождения. Вот я и подумал: зачем мне носить фамилию человека, которого я ни разу не видел? Хочу быть Носовым, как Артем. Ведь у него, кроме меня, тоже никого больше на свете нет.

Прощаясь, мы объяснили Ване, что он сам сможет сменить фамилию только тогда, когда ему исполнится 16 лет. Но только разве это главное? В жизни важнее не формальности, а чувства, любовь и то, что о тебе кто-то заботится.

Я принимал Ваню как инвестицию

Мы все же разыскали Артема Носова, чтобы узнать, почему мальчик стал таким родным для него. Улыбчивый седовласый Артем очень удивился, что его пасынок написал в газету письмо.

- Знаете, я сам во многом виноват. Я ведь первые годы воспринимал сына как неприятную необходимость, -

Артем незаметно для себя назвал Ваню сыном. Без натуги и позерства, а искренне. - Считал, что воспитывающий чужих детей мужчина подобен горе-бизнесмену, инвестирующему собственные ресурсы в чужой бизнес. Но когда потерял жену, понял, что не имею права бросить его, такого беззащитного, маленького. Мне дорога память о его матери. Я до последней минуты в своей жизни буду ее беречь и помогать Ванечке. Мы теперь навсегда вместе.

P.S 

Артем Носов подал документы на усыновление Вани.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Опрос

Из каких источников вы узнаете новости?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах