Нужно жить дальше
По официальным данным Следственного комитета России, в результате наводнения в Крымском районе погибли 164 человека, по сведениям МЧС -171.
В Крымске идут масштабные работы по восстановлению энерго- и водоснабжения, вывозу мусора и очистке.
В 50 оперативных штабах организованы пункты бесплатного питания и выдачи воды. Работают 8 пунктов выдачи гуманитарной помощи.
Волонтеров и спасателей в Крымске едва ли не больше, чем самих горожан. По данным МЧС, к работам по ликвидации последствий ЧС привлечено 11859 человек.
И добровольцы продолжают приезжать каждый день. Николай и Сергей приехали из Калуги, узнав о наводнении в новостях.
- В Крымск шел караван с гуманитарной помощью, и мы «прицепились». В вузе каникулы, делать нечего…
Двадцатилетние парни шокируют местных старушек. Татуировки, пирсинг, а в ушах «тоннели» - полые кольца, в которые можно просунуть палец. Но работают на совесть.
Спасателям помогают полицейские. Причем сотрудники ОВД Северского района такого удобства, как палатки, даже не знают. Спят на улице под елками. В переполненную гостиницу ходят в душ - девчата-волонтеры подсказали.
- Ситуация в городе стабильная, спокойная, - рассказывает сотрудник ОВД Алексей Школа. - Но, к сожалению, без эксцессов не обходится - задержали несколько мародеров. «Шалят» местные, но чаще - заезжие гастарбайтеры.
Разгрести завалы труднее, чем дом построить
Мы поехали в Крымск, чтобы посмотреть, как и чем сегодня живет город и какие проблемы у горожан.
На въезде в город пробки. Большегрузы из разных регионов ползут, как в замедленном кино. Фура с чеченскими номерами везет минеральную воду. «Камаз» из Ставрополья спешит с грузом памперсов…
Из города тянется кавалькада грузовиков - везут мусор на свалку.
Гаишники с серыми от пыли лицами регулируют движение - чтобы не мешать работе уборщиков, «гражданские» машины направляют в объезд.
Автомобили местных жителей почти все «на приколе». Снят капот, демонтированы кресла - отмывая запчасти, владельцы пытаются спасти «утопленниц»…
В центре Крымска (он не пострадал) многолюдно.
В пятницу начали работать консультационные центры.
- Мужчина, - уговаривает кого-то чиновница, - если нет паспорта, обратитесь в паспортный стол. Понятно, что документы утонули… А я что могу…
На площади - машины медицины катастроф: медики проводят вакцинацию от столбняка и кишечной инфекции. Многие горожане в масках, терпеливо дожидаются своей очереди.
В центре запах разложения и гнили почти не ощущается. Но нет-нет, ветер приносит тяжелый дух с низины.
В полдень подвезли горячий обед, в эти дни - все бесплатно.
- Стыдно, - сквозь слезы произносит женщина средних лет. - Жизнь прожили - не побирались. Теперь выхода нет - все потеряли…
Дом, которого… не было
1300 домов в Крымске восстановлению не подлежат.
В городе прошел сход граждан. Присутствовал на нем губернатор и руководители оперативного штаба по ликвидации стихии. Людям рассказали о вариантах переселения. В военном городке на окраине выделено 547 квартир. Сдать их пообещали через три недели. Скоро начнется строительство коттеджей в черте города - вариант для тех, кто привык жить на земле.
Один пострадавший получит квартиру в 33 квадратных метра; если семья из двух человек, по 21 кв. м на каждого. У тех, кто переедет в квартиры, земельные участки, где они жили прежде, останутся в собственности. Но капитальное строительство на них будет запрещено - небезопасно. Те, кто выберет коттеджи на земле, «старых» участков лишатся.
С собрания вышел Игорь Синегубов - ему не все понятно. Закуривает, балансируя на костылях. Потоп заблокировал дверь, чтобы спасти жену и детей, ногами выбивал окно, сильно поранился. Документы спасти той ночью не успел.
Пока Игорь был в больнице, жена занималась восстановлением документов. Паспорта выдали сразу. Однако выплыл факт…
- Оказывается, наш дом стоит в зоне постоянного подтопления - и по всем нормативам его там не должно было быть! - рассказывает Игорь. - На плане города дом по адресу: улица Веселая, 6 - не указан!
В 2001-м мы умудрились купить дом, который как бы и не существовал. Вот теперь гадаем: признают наше право на компенсацию или нет?
Игорь только что сменил больничную койку на место в пункте временного размещения, пригласил «в гости». Его временный дом - в местной школе-интернате (подобных прибежищ в городе больше десятка). В актовом зале на втором этаже около 50-ти постояльцев.
Самое «козырное» место - у прибывших в числе первых, они устроились за занавесом на сцене. Синегубовы впятером разместились в центре зала.
Койки рядом занимает семья Коломиец, тоже пятеро, включая полуторагодовалого Андрюшу. И та же беда - на генплане города их дом (Веселая, 8) также не указан.
Андрюша жизнерадостно шлепает по полу, бабушка вполглаза смотрит за пострелом, но все внимание - на дверь. Она знает о собрании и ждет возвращения дочери: неужели скоро можно будет переехать в свой - отдельный - домик или квартиру?
- Нас кормят, одевают, есть все необходимое, - говорит Галина Семеновна, - всем довольны! Просто… тяжело скопом жить…
Соседи Синегубовы и Коломиец дома давно не были. Когда сошла вода, убедились: спасать нечего. Все дни после потопа - мучительное ожидание, подчиненное заведенному в интернате распорядку: завтрак, обед, ужин...
Другие постояльцы приходят лишь переночевать - их дома признали годными к дальнейшему проживанию.
Удобства не предусмотрены
На «нижней» улице Советской картина обыденная: люди заняты отмыванием уцелевшего имущества и складированием негодного. В куче холодильники, телевизоры, ковры, вздувшиеся от воды книги…
На других улицах мусор вывозят - до Советской очередь не дошла. Гнилостный запах буквально валит с ног, почти все в респираторах.
Непригодными для дальнейшего проживания признана половина домов. Анне Хрулевой, считают соседи, повезло: у нее будет новый дом - старый превратился в зияющую дырами халабуду, находиться в которой опасно для жизни.
Через кювет перекинут диван, по нему, как по мостику, соседи ходят друг к другу «на чай».
Несколько дней назад восстановили электроэнергию, волонтеры подарили электроплитку - можно вскипятить воды.
Благо воду, хлеб, консервы по дворам развозят каждый день.
Моются и ночуют супруги у дочери. «Счастливица» Анна - у друзей.
В оперативном штабе МЧС нам рассказали, что в городе заработали восемь мобильных душевых - и якобы помылись в них уже две тысячи человек, но на Советской о таких не слышали. Не увидели мы и ни одного туалета...
Ненужная гуманитарка
До поселка Нижнебаканского от Крымска - 10 километров. Поселок небольшой, расположен в ущелье - в ночь на 8 июля поток был такой силы, что, за редким исключением, пострадало, кажется, каждое домовладение.
За столиком перед местной администрацией под палящими солнечными лучами девушка-волонтер. За день петербургская студентка Анна приняла двести заявок на откачку воды, расчистку от мусора, вывоз трупов животных и установку септиков.
Местные говорят, лишь благодаря волонтерам в последние дни стало легче дышаться. После наводнения под завалами оставались мертвые животные - волонтеры завалы разобрали, разлагающиеся туши вывезли.
На 16 июля район получил почти 35 тонн гуманитарного груза - и в пути следования еще 618 тонн. Несколько тонн получила и Нижнебаканка.
- За воду и еду, конечно, спасибо, - говорит жительница поселка Анна Ивановна. - Но нужны септики, инструменты…
В ожидании большой техники (хотя бы тачек и лопат) преют и гниют тонны мусора. Одежда, которую привезли волонтеры, свалена кучей перед одним из домов. Здесь уже она никому не нужна.
Жить будет лучше?
По инициативе Владимира Путина из числа жителей будет сформирована инициативная группа для совместной работы с городской комиссией по оценке ущерба от наводнения.
Подтопленцы получили право голоса - и он будет учитываться при начислении компенсаций.
На улицах организуют более 40 консультационных пунктов, дело каждого будет разбираться индивидуально. Даже если кто-то не был прописан, шанс получить компенсацию или новое жилье остается.
Министру внутренних дел президент поручил проверить информацию о махинациях с благотворительной помощью.
Есть информация, что ее пытались распределять за деньги.
На выезде из Крымска, мы увидели в поле трактор. Окрестные поля покрыты плотным панцирем грязи. Но жизнь возрождается. Трактор трудился, взрывая коросту и освобождая задыхающуюся землю...