Примерное время чтения: 8 минут
1402

Комбайнер - рекордсмен десять лет работал без выходных

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. «АиФ - Юг» 10/10/2012

В 1974 году комбайнер совхоза «Новомихайловский» Кущевского района Борис Пономаренко подписал письмо Генеральному секретарю ЦК КПСС Л.И. Брежневу с обязательством добиться рекордных показателей на уборке зерновых.

В совхоз съехались газетчики и телевизионщики. 

Известный кубанский поэт и публицист Кронид Обойщиков вспоминал: «Директор, тучный, постоянно вытирающий пот мужчина, с раздражением осек меня: «Цього не будэ! Человек пийшов на рекорд - отвлекать не разрешу». Потом смягчился, разрешил задать пару вопросов на пути от комбайна до лесополосы, когда Пономаренко пойдет на отдых в палатку. («Только не останавливаться. И от палатки сразу тикай».)

Та встреча удивила Обойщикова. На вопрос: «Что вы больше всего любите?» - комбайнер не стал распространяться о любви к Родине, а ответил просто: «Баб и песни...»

Работал по совести

«АиФ-Юг»: - В колхозе вы успели поработать до службы в армии, тогда была еще система трудодней. Говорят, она не была справедливой и достойной. Жилось голодно и трудно. Но люди трудились, причем ударно - что заставляло?

Б.П.: - Страх. За жменю зерна могли посадить на пять лет. На работу не пришел - тоже тюрьма. 

«АиФ-Юг»: - Но все-таки были и какие-то стимулы?

Б.П.: - Красный флаг вручали, премии передовикам: барашка, мед… Я после армии еще окончил училище механизации сельского хозяйства. Получил профессию: тракторист-машинист третьего класса. Жизнь уже здорово изменилась к лучшему, страх сменился интересом.

Наш колхоз стал совхозом. Исчез трудодень, стали выдавать зарплату, авансы. Появилась новая сельхозтехника. Я машины понимал и любил.

Но техника, конечно, была на грани фантастики. Чтобы не стать в поле, новые, с конвейера комбайны и тракторы перебирали по винтику. Сеял, убирал, работал по совести… Выбрали звеньевым свекловичного звена. 

«АиФ-Юг»: - А что заставило написать то письмо Брежневу - амбиции?

Б.П.: - Не написал, а подписал один из шести механизаторов страны. Такая была установка: больше, лучше, вперед к рекордам.

По сводкам смотрят: а кто больше всех намолотил? У меня были первые места: в совхозе, потом в районе. Обратили внимание и усложнили задачу. Сказали, в Ростовской области есть комбайнер Николай Бочкарев, который дал социалистическое обязательство за сутки намолотить 8 тысяч центнеров зерна - и обязательство перевыполнил.

Сегодняшним механизаторам, работающим на современных импортных чудо-комбайнах, такой показатель, возможно, покажется смешным - но тогда это было достижение!

За трудовой подвиг Бочкареву присвоили звание Героя Соцтруда. И мне поставили задачу: побить рекорд!

Поехал посмотреть, как он работает. Изучил особенности пашни, посмотрел на «авторские» доработки комбайна: Бочкарев днища у копнителей убрал, а штифтовой барабан заменил бичевым и так далее.

В 74-м в соревнование за рекордные показатели также включилась донская казачка Нина Переверзева. Сагитировав подружек, создала первую в стране женскую бригаду комбайнеров. Были и другие «конкуренты».

И вот мы должны были выдать новые рекорды - и выдали. За что и получили впоследствии золотые звезды. 

«АиФ-Юг»: - Ну да, работали и ночью, спали в палатках. А для чего нужна была такая гонка?

Б.П.: - Показать отличную работу надо было, чтоб поднять настрой людей, задать курс, стимул.

Поздравления с рекордом Борис Антонович принимал прямо в поле

 

В запасных

«АиФ-Юг»: - Старожилы говорят, среди передовиков немало было «дутых». Какой-нибудь знатной свинарке приписывали поросят...

Б.П.: - Если б поработали в поле, языком не трепали бы. Допускаю, где-то были и приписки. Но у хлеборобов могло быть только по-честному.

Ежедневно составлялись сводки, каждый знал, кто как работает! Социалистическое соревнование было очень мощной движущей силой. Доски почета, переходящие знамена, кубки не зря придумали.

Человек понимал: у него есть шанс себя проявить, возможны перспективы роста.

Внимание к человеку труда было колоссальное. Намолотил больше всех - прямо в поле с поздравлением приезжает концертная бригада. Государственная политика была направлена на то, чтобы человек гордился своей работой. 

«АиФ-Юг»: - Как звание Героя Труда изменило вашу жизнь?

Б.П.: - Меня стали всюду выдвигать, посылать на съезды, форумы. Даже избрали делегатом XXV съезда Коммунистической партии Советского Союза. Представляете, меня - простого механизатора! Там было много таких, как я, людей от сохи и станка, и для нас устраивали интереснейшие экскурсии, встречи. 

Я познакомился с космонавтами, военачальниками, с маршалом Баграмяном говорил... Брежнев в перерывах между заседаниями по коридорам запросто ходил. Мог остановиться, поздороваться, что-то спросить. 

«АиФ-Юг»: - Нина Переверзева, ставшая вам приятельницей, сделала головокружительную карьеру, стала членом ЦК Компартии СССР. А вы на пенсию ушли рядовым комбайнером. Как так вышло?

Б.П.: - Нина Васильевна - великий оратор, а у меня язык слабо подвязан. Не умею красиво говорить. Был депутатом крайсовета, «на черный день» числился в списке запасных кандидатов в райком партии. Но партийной карьеры по причине косноязычия не вышло, и я рад, потому что к тому и не стремился.

Начальник из меня тоже не получился. Когда получил Героя, мне предложили учиться, закончил Брюховецкий сельхозтехникум. Совхоз у нас был крупным: пашни, огороды, молочно-товарная и свиноводческая фермы. 

И поставили меня бригадиром над свинарками. 

Поголовье свиней семь тысяч - шутка ли? Самоотвод через год попросил: не получилось, потому что привык выполнять задания, а не командовать. Вернулся в комбайнеры. Горжусь тем, что дважды завоевывал кубок Борина - это великий человек, из простых механизаторов поднявшийся до академика. 

Рекорды не нужны?

«АиФ-Юг»: - Неужели совсем не было амбиций?

Б.П.: - Амбиции были, но, наверное, «приземленные», как у большинства моих ровесников. Мы просто хотели нормально жить. И лет 10 в совхозе не было выходных. Мы коллективно строили дома. В 65-м построили и для меня с супругой - до сих пор в этом доме живем.

С утра собирались на подворье «очередника». Делали замес из глины и соломы, формовали кирпичи. Где-то уже стены поставили, штукатурили. Кому-то крышу крыли. Вечером собирались за одним столом. И гармонь была с песнями, и романы завязывались.

А теперь попробуй попроси молодого соседа по хозяйству помочь. Сразу вопрос: «А сколько заплатишь?» Вам, сегодняшним, того единения, альтруизма не понять…

«АиФ-Юг»: - В ваших словах звучит ностальгия... 

Б.П.: - А разве плохо мы жили, неправильно? Мне даже непонятно, как мы в сельском хозяйстве до сих пор добиваемся каких-то успехов?! Молочные фермы разорены, поголовье вырезано, свиноводство ликвидировано, вместо колхозов и совхозов-агрохолдинги и мелкие фермерские хозяйства. Частные предприятия и рыночные отношения...

Ветераны труда забыты абсолютно. Молодым тоже не позавидуешь. Ведь и сегодня ребята в поле рекорды ставят, а кто их знает? Какие у них перспективы? 

Сейчас важность человека, личности, работника не имеет никакой ценности и значения. В дореформенные времена труд был делом чести, доблести и геройства. Ныне человек труда не пользуется никаким авторитетом. Престиж добросовестного труда подменили ценности наживы.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Опрос

А вы часто бываете в театре?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах