Уже сложно представить, что когда-то мы обходились без железных коней. Но так было. Мы решили вспомнить, как и с чего на Кубани начиналась эра автомобилизации. Тем более что июль для отечественного автомобилестроения месяц знаковый: в 1896 году в Нижнем Новгороде конструкторы Яковлев и Фрезе представили первый российский автомобиль.
«Эти чудовища с рычаньем носятся по городу…»
В воскресенье 10 декабря 1900 года, несмотря на холодный день, на улице Красной яблоку негде было упасть. Екатеринодарцы спешили увидеть чудо - движущийся по рельсам вагон: «Чим вона, бисова душа, совается?» Детвора завидовала счастливцам - первым пассажирам, кричала «Ура!». Как писали «Кубанские областные ведомости», «Трамвай пришелся по душе екатеринодарцам». Чего не скажешь об автомобиле...
В 1905 году газета сообщала: «С некоторых пор по городским улицам открылось движение на автомобилях, не имеющих почти никакого успеха у публики. Объясняется это отчасти тем, что движение происходит неправильно и носит какой-то случайный характер, а также и потому, что о движении автомобилей далеко не осведомлена публика».
Читаем цифры статистики спустя пятилетие. Длина трамвайных линий - 9,48 версты. Моторных трамвайных вагонов - 24. Извозчиков легковых - 383, ломовых - 1101, колымажников - 740. Об автомобилях - ни слова! Сколько их тогда по городу ездило, неизвестно. А вот два года спустя на учете в управе их было всего 14. Отношение обывателей к авто оставалось, мягко говоря, сдержанным.
Об этом же свидетельствует еще одна заметка:
«Эти чудовища на резиновых шинах с рычаньем носятся по городу самым полным ходом. В каждом автомобиле сидит по крайней мере сотня чертей, которые стучат, пыхтят, кашляют, чихают. Всякий благоразумный гражданин, прежде чем выйти на Красную улицу, прощается с женой и детьми и пишет духовное завещание. Не очень давно один автомобиль наскочил на фруктовый киоск и стер его с лица земли».
- Такое восприятие не стоит списывать на ментальность, - считает Игорь Васильев, кандидат исторических наук. - Недаром на заре автопрома была популярна песня со словами: «Автомобили, автомобили, в Англии все заполонили и в Лондоне двух человек задавили». У авто не было глушителей, представьте, какой они производили несусветный шум. Четкие правила дорожного движения отсутствовали. Ездили как бог на душу положит. Поначалу с опаской и предубеждением к машинам относились люди на всех континентах.
Вместо грузового автомобиля трамвай
Моду на машины на Кубани ввели представители белого казачества. Барон Врангель ездил на «Фиате», Шкуро - на «Форде»...
ОПРОС | |
---|---|
В 1919-м автомобильный отряд Екатеринодара насчитывал уже 44 машины. Но удовольствие езды с ветерком еще долгое время оставалось для широких масс роскошью. Горожане лишь могли глазеть на пролетающие мимо авто из окошек неизменного трамвая.
- Привычная тягловая сила - лошади и быки - постепенно сдавали позиции. В иные годы скотину просто нечем было кормить, - продолжает историк. - Автомобили занимали все большее место в жизни горожан, но восполнить нужду в грузовых перевозках не могли. Положение спасли… грузовые трамваи. Маленькие «товарнячки» из Пашковки возили в город зерно. Большая грузоподъемность позволяла решать хозяйственные проблемы быстро и дешево.
К февралю 1941-го городской автотранспорт насчитывал уже более полутора тысяч единиц. Но машины простаивали из-за отсутствия запчастей. После войны троллейбусов, автобусов и такси в городе не осталось вовсе. И снова в фаворе оказались труженики-трамваи.
Проезд в маршрутке стоил 10 копеек
«Автомобильная революция» пришлась на конец 60-х. Появились первые «юркие микроавтобусы» - маршрутки. Такса за проезд - 10 копеек. Проезд на трамвае и троллейбусе оставался неизменным долгих 30 лет (с 1961-го по 1991-й). Цена билетика составляла 4 копейки.
Автомобиль давно уже не роскошь. Но и сегодня на долю трамвайно-троллейбусного предприятия приходится 70 процентов всех городских пассажирских перевозок. Ежедневный пассажиропоток - 400 тысяч человек. И в наши дни, когда автомобили заполонили буквально все, трамвай - самый дешевый вид транспорта. И самый быстрый, учитывая автомобильные пробки.