Недавно Краснодар взбунтовался. Выделенная для общественного транспорта полоса на Северной парализовала и без того застрявшую в пробке улицу. Люди по несколько часов не могли добраться до центра и обратно. Журналисты возмущались в СМИ, блогеры - в Интернете, простые горожане - на улице. Надо признать, власти прислушались к краснодарцам, и достаточно быстро выделенная полоса вновь стала общей. Напряженность спала.
Часто ли гражданскому обществу удается поучаствовать в управлении своим городом, районом края?
Знают, что мы следим за их работой
Наши эксперты не устают повторять: отучить чиновников пользоваться полномочиями в личных целях, снизить масштабы коррупции или даже победить ее возможно. Средство одно - создание полноценного гражданского общества.
Где же те граждане, которые готовы отстаивать права всего общества? Их пока мало, но они уже есть.
- В какой-то момент я, да и все сочинцы стали замечать, что в городе появилось много запрещающих стоянку знаков (даже в тех местах, где их раньше не было, и, на наш взгляд, они не очень нужны) и увеличилось количество эвакуаторов, - рассказал нам сочинец Алик ЛЕ. - Мы до сих пор пытаемся выяснить, насколько обоснованы эти новые знаки. Когда я и мои единомышленники этим вопросом заинтересовались, выяснилось, что положенных законом элементарных процедур эвакуаторы не соблюдают. А иногда отсутствует и техника безопасности! Все помнят случай, когда при погрузке на эвакуатор «Мерседеса» погрузчик подкосило, и иномарка рухнула на «Ниву», зацепив и легковой автомобиль «Шевроле». К счастью, тогда никто не пострадал.
Активисты стали ходить по городу и фотографировать эвакуацию автомобилей. Фиксировали факты, когда нет понятых, когда подошедшему водителю машину не отдавали, а увозили на стоянку. Эти фотофакты отправляли в ГИБДД. Чего добились?
- Сегодня служба эвакуации вместе с инспекторами, зная о том, что мы за их работой следим, стала соблюдать закон при перемещении авто, - говорит Алик. - Кроме этого мы напечатали небольшие визитки, на которых прописаны все правила эвакуации, и в скором времени будем бесплатно раздавать их автовладельцам. Эта акция направлена на повышение юридической грамотности. К сожалению, наш народ активностью не отличается, да и права свои редко знает. Многим легче заплатить, чем выяснять обстоятельства, что-то доказывать. А самое ужасное, что у людей нет веры в справедливость! Но пока мы будем отмалчиваться, ничего не изменится! Будет процветать взяточничество и самоуправство.
Людей в общественной организации, которую представляет Алик Ле, немного - около 10 человек. Возможно, не всегда к ним прислушиваются, не каждый раз реагируют, но чиновники в городе знают - за их работой следят.
Как заставить отвечать?
Понятно, что не все чиновники идут на контакт. Жители хутора Любимов собрали средства на составление проектно-сметной документации для подведения газа еще три года назад. До сих пор ни газа, ни денег. На требование хуторян отчитаться о проделанной работе чиновники ответили так: «Вы вздумали нас контролировать?»
А почему бы нет? В Краснодаре это пытаются сделать.
В мае этого года на улице Красной было вырублено несколько десятков деревьев. Сделали это в Ночь музеев. А утром горожане пришли в недоумение. Улица казалась голой. Краснодарцы возмущались, спрашивали, с какой целью деревья были уничтожены накануне лета, почему это было сделано в разгар городского праздника.
Мэр не стал отмалчиваться, подробно ответил в микроблоге. Почти сразу же после этого в городе был создан Общественный совет, который курирует работу чиновников.
- Несколько лет я жил в Москве, но в какой-то момент захотелось вернуться в свой зеленый уютный Краснодар. Вернувшись, город не узнал. Стало гораздо меньше зеленых зон. Появились серьезные транспортные проблемы. Сначала я личным мнением делился в своем блоге. Таких как я, неравнодушных к судьбе родного города, было несколько, и мы решили объединиться, - говорит Григорий Корнев, заместитель председателя Совета, координатор общественного движения «Городские решения». - Нас семь человек, активных сторонников, около ста сочувствующих, а разделяющих взгляды гораздо больше. Почему народ не может достучаться до чиновников? В большинстве случаев люди просто не знают механизмов, как это можно сделать. Мы как раз в этом и помогаем. Когда спилили деревья, помогли горожанам составить аргументированное и конструктивное обращение к властям. После этого состоялся разговор с мэром. Я не могу сказать, что получаем отклик по всем вопросам. А их накопилось много - это и ЖКХ, и долевое строительство, и инфраструктура. Иногда получаем дежурные отписки. Но кое-что решается. Мы понимаем, что административная машина перестроится, но вряд ли это произойдет очень быстро. Тем не менее ясно одно - диалог с властью стал возможен.
Гражданская позиция, как поясняет Корнев, - это не обязательно митинги и демонстрации. Это прежде всего конкретные дела как власти, так и самих горожан. Посадил деревце возле своего дома, после ледяного дождя вышел в парк на уборку. Это небольшой, но личный вклад каждого в благоустройство родного города.
- В Федеральном законе перечислены формы общественного контроля: мониторинг, экспертиза, проверка, (публичные) слушания, обсуждения. Для нас это, можно сказать, правовая инструкция, руководство к действию. И мы им активно пользуемся, - поясняет Любовь Попова, секретарь Общественной палаты Краснодарского края.
Недавно организация запустила проект «Открытое правительство Краснодарского края». Одна из задач проекта - довести общественное мнение до представителей власти и оказать влияние на принятие решений. Уже в первые дни работы сайт «Открытого правительства» посетили более 2000 пользователей.