Среди прочих самая крупная диаспора – армянская, до 300 тысяч, или около 6%. Далее идут греки и татары – примерно по 25 тысяч, немцы, грузины и адыгейцы – до 20 тысяч, численность турок, азербайджанцев и цыган колеблется в пределах 10-15 тысяч. В регионе - более сотни национальностей. И далеко не все исповедуют православие.
Традиции - в силе
К концу XVII века, когда на Кубань пришли православные, местные горцы уже подверглись влиянию мусульманских миссионеров. Так что на протяжении двух столетий духовная жизнь протекала только в двух конфессиональных руслах. Но к концу XIX века христианство и ислам были разбавлены. Прежде всего в этом «повинны» появившиеся в регионе армяне, поляки, немцы и другие народы. Среди них, как и среди русских, стало подниматься и шириться баптистско-евангелическое движение…
Сегодня на территории края официально зарегистрировано около 700 религиозных организаций. Значительная часть - традиционные течения, только в составе Кубанской епархии Русской православной церкви более 350 приходов. Очень много и протестантских направлений – баптисты и пятидесятники, адвентисты 7-го дня и евангельские христиане. Присутствуют лютеране, а также католики -
поляки, немцы и, как это, на первый взгляд, ни странно, армяне. Дело в том, что эта нация разделена по религиозному принципу на две части. Первая принадлежит Армянской апостольской церкви, начавшей формироваться еще в первой половине I тысячелетия, которая по всем признакам очень близка к православию. Вторая, меньшая по численности, Армянская католическая церковь, подчиняющаяся папе Римскому.
Мусульманская община в регионе состоит из трех групп. Адыгейцы, давно поселившиеся в крае татары и недавние переселенцы из республик Северного Кавказа, Средней Азии. Все они сунниты, лишь выходцы из Азербайджана следуют традициям шиизма. Есть на Кубани и организации иудеев, буддистов, последователи Ассирийской церкви, старообрядцы и кришнаиты.
К кришнаитам привыкли
Очень активно идет на Кубани работа «нетрадиционных» церквей. Среди них муниты, сайентологи, славянские неоязычники, староверы-инглинги... Есть и такие, названия которых ни о чем не скажут обычному кубанцу, зато о них могут многое знать сотрудники спецслужб, отслеживающие появление сект, способных принести вред верующим.
Естественно, что между традиционными религиями и разрозненными нетрадиционными идет постоянная борьба за души (и иногда – кошельки) кубанцев. Недалеки и примеры прохладных отношений между братскими ветвями христианства. Скажем, часть казачества уже в современной России была нетерпима к протестантам, католикам, старообрядцам – не говоря уж о тех же кришнаитах.
Есть где молиться
Больше всего на Кубани православных церквей, многие из которых возведены в последние два десятилетия. Отчасти - благодаря власти, лидеры которой при каждом удобном случае демонстрируют свою набожность. Отчасти - с помощью бизнеса. Помогают единоверцам и предприниматели, придерживающиеся иных религиозных доктрин – на их деньги строятся армянские церкви, протестантские молельные дома, мусульманские мечети. Отдают свои кровные и простые люди. Именно на их пожертвования построен храм Ассирийской церкви в поселке Урмия Курганинского района.
За последние 20 лет на Кубани возведено множество культовых объектов. Однако строительство продолжается. Причем иногда решения принимаются даже не на краевом уровне, а на федеральном. Например, в прошлом году Дмитрий Медведев пообещал посодействовать строительству и восстановлению мечетей – в том числе и возведению одной в Сочи.
В общем, духовная жизнь Кубани бьет ключом. Религия становится частью существования людей. И это внушает оптимизм – там, где есть вера, будет и благополучие.