Лагерь смерти в 4 года
Тамара Сытник – председатель сочинского отделения малолетних узников фашистских лагерей. Когда началась война, ей было 4 года. Жила с родителями в Днепропетровске, куда фашисты пришли в 42-м. С мамой ее погнали в Австрию, где разлучили, и до мая 1945-го девочка находилась в лагере № 31 города Линц. В этом городе детства самого Гитлера провела свое страшное детство Тамара...
Она до сих пор помнит постоянное чувство голода. У малышей часто брали кровь. Многие умирали от истощения. Когда на воротах стоял добрый немец, он тайно выпускал детей в город, где они искали еду - порой горожане подкармливали малышей.
А вот другое воспоминание не дает покоя до сих пор: «Жирный фриц-надзиратель подманивает детей улыбкой и конфетами, а потом хлещет толстой плеткой, некоторых забивая насмерть. Так эта мразь развлекалась. А еще за детьми в барак приходили фрицы… Все понимали - те, кого забрали, уже не вернутся, поэтому прятались под нары в надежде выжить…»
В 45-м Тамаре было уже восемь. Она вспоминает день освобождения из лагеря: «Я открыла глаза и увидела над собой черное лицо и белые зубы и подумала: это пришла смерть. Но оказалось - американские темнокожие солдаты. Они на руках выносили истощенных детей из бараков. Потом нас везли домой, в Россию. Там бывшие узники стали чужими среди своих. Надо было скрываться и молчать о том, где мы были и что пережили».
«Мы были «мясом»
Виктору Герасимову в начале войны было 15. Когда немцы вошли в его родной Новочеркасск, подростков направили в Австрию. Виктор трижды бежал, но его ловили. В 1942-м мальчика вывезли в Маутхаузен в 25 км от Линца - один из самых страшных конц-лагерей. Он использовался как тренировочная база для подготовки элитных отрядов СС. Узники выполняли роль «мяса». В любое время в барак мог ворваться отряд «учеников» и забить сколько угодно заключённых. В Маутхаузене было около 335 тысяч человек, свыше 122 тысяч казнено. Из них более 32 тысяч Советских граждан, среди которых легендарный генерал Карбышев. Его в числе сотни других заключённых облили водой на морозе и продержали несколько часов...
В бараке с Виктором было более 200 детей разных национальностей. Кормили их два раза в день баландой.
С раннего утра до вечера они работали на каменоломнях. Обессилевших фашисты забивали дубинками. Некоторые не выдерживали издевательств и сами бросались на колючую проволоку с током. По всей территории лагеря стоял страшный запах паленого человеческого мяса, который шел из крематория.
Виктор чудом остался жив, получив 38 ударов палкой от фрица за то, что дважды встал в очередь за баландой. По-немецки его заставили отсчитывать удары. Но от боли Виктор сбился и на 13-м, теряя сознание, стал считать с единицы. Очнулся весь в крови… В 1945-м лагерь освобождали американцы. Его, 19-летнего юношу весом в 30 килограммов, солдат легко вынес из барака на руках. А потом Виктор сам стал солдатом.
1 мая узнику фашистских застенков исполнится 84 года. Хотя у всех бывших пленных лагерей смерти два дня рождения. Второй - это освобождение.
P. S. В 1988 году несовершеннолетние узники фашистских лагерей были приравнены к участникам Великой Отечественной войны.