На страже Родины
…Сыграна «Учебная тревога». Это означает, что катер в повышенной боевой готовности. Впрочем, пограничные корабли всегда готовы выполнять необходимые задачи.
После команды «отдать швартовы!» наш катер выходит из порта в открытое море. Мы проходим «узкость». На языке моряков это означает, что корабль идет в том месте, где повышенная навигационная опасность и интенсивное судоходство. Это «рисковый участок». Необходимо быть бдительным.
Экипаж – около 10 человек (точное число пограничники не должны говорить). На катере есть баковая группа и ютовая. Они подают швартовые концы на причал.
Два матроса на палубе стоят на «отдаче якоря».
В случае если вдруг рулевое устройство или двигатель выйдут из строя, то по команде командира катер становится на якорь.
Кстати, боевой катер в корне отличается от прогулочного. Это своеобразный мини-корабль. На нем есть пулеметы и другая военная техника. В ходовой рубке находятся штурманские и навигационные приборы. Это главный командный пункт. А на ходовом мостике рулевой и механик выполняют приказы командира. Конечно, катер не корабль и жить здесь тяжело. Но если приходится – можно. Здесь есть камбуз – то есть кухня, кубрики – где можно отдыхать, туалет и каюта, где «прячется» капитан.
Женщины -к счастью!
Совсем скоро нам становятся понятны остальные морские термины и приметы. Оказывается, пеленгатор – дедовский метод определения корабля в море. Звание капитана первого ранга на суше приравнивается к званию полковника. Командир корабля должен быть как минимум в звании капитана 3 ранга, а на катере - старшего лейтенанта. Женщин обычно на корабль не пускают – говорят, к несчастью. (Нам, как журналисткам, сделали исключение ). И главное, что в море ходят, а не плавают.
…Качает только первые полчаса. Потом привыкаешь. Но зато справа по борту – чистейшее синее море. (Слева, кстати, тоже!). Ветер треплет волосы, разговаривать приходится, перекрикивая гул мотора и шум волн. Романтика, одним словом! И главное - никаких посторонних объектов. Мы за этим зорко следим.
Возвращаемся на базу с чистой совестью - на границе все спокойно.
…На суше нас слегка покачивает. А после сытного моряцкого обеда на корабле и задушевной беседы с по-
граничниками появляется желание остаться здесь навечно. Морская романтика и впрямь одурманивает. Но пограничников ждет служба. А нас - читатели. И представьте, мы нашли выход чаще встречаться. Решили взять шефство… над кораблем. Но это уже другая история. И когда-нибудь о ней мы обязательно расскажем.
P. S. В следующем номере подробно о службе и быте моряков читайте в интервью с командиром пограничного корабля Фаиком Мамедовым.
кстати
300 км морской границы охраняет пограничный сторожевой корабль «Новороссийск».
Это первый корабль, который в соответствии с договором пошел в Абхазию на совместную охрану южной границы.
Парадная форма, военные корабли, синее море. Романтика, одним словом!