aif.ru counter
186

Мусорное цунами

Еда, упаковки, банки, доски, гвозди, машины, компьютеры – можно еще долго перечислять предметы обихода, которыми мы пользуемся всякий день. И… которые всякий день выбрасываем. В расчете на каждого жителя нашего края ежегодно «производится» 400 тонн мусора.

Куда же он попадает, покидая наши жилища, как вредит окружающей среде и здоровью человека?

И как бороться с мусором?

Западные страны давно научились на мусоре зарабатывать: пускать во вторичную переработку бумагу, пластик, стекло. Бывшие полигоны у них превращаются в ландшафтные холмики, покрытые зеленеющей травой. Но и у них так было не всегда. Россия, и Кубань в частности, сегодня в самом начале пути решения проблем, связанных с утилизацией отходов.

Зоны экологического бедствия

Ежегодно в крае выбрасывают более двух миллионов тонн мусора.

В настоящее время городские и поселковые свалки занимают более 1,5 тысячи гектаров, на которых захоронено около 163 млн. тонн отходов. При этом, по данным департамента ЖКХ Краснодарского края, на Кубани лишь 6 лицензированных полигонов ТБО, отвечающих всем природоохранным и санитарным нормам. Остальное – несанкционированные свалки.

По самым скромным подсчетам, в Краснодарском крае около 400 незаконных объектов хранения отходов. Токсичные вещества загрязняют почву, подземные воды, поверхностные водоемы и воздух. Кроме того, увеличение площадей свалок зачастую ведется за счет выведения земель из сельхозоборота.

На несанкционированные свалки попадают отходы особого класса опасности: отработанные аккумуляторы, нефтепродукты, люминесцентные лампы, ртутьсодержащие отходы, пестициды и ядохимикаты. Они серьезно угрожают жизни и здоровью людей, превращая свалку в зону экологического бедствия.

Ставка – на переработку отходов

В одночасье проблему такого масштаба решить невозможно. Население продолжает активно производить мусор и создавать места для его размещения – все те же несанкционированные свалки.

Поэтому прежде всего необходимо четко разграничить ответственность за обращение с твердыми бытовыми отходами. В соответствии с федеральными законами № 89 «Об отходах производства и потребления» и № 131 «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ» организация сбора, вывоза и переработки твердых бытовых и промышленных отходов относится к компетенции органов местного самоуправления. При этом поселения осуществляют исключительно сбор и вывоз ТБО, а обязанности по утилизации и переработке лежат на муниципальных образованиях. И только на них.

Передавать эти обязанности  поселениям, как это было в некоторых районах Краснодарского края, конечно, противозаконно. Бюджет сельского или городского поселения слишком мал, чтобы иметь возможность привести полигон ТБО в соответствие со всеми законодательными нормами и содержать его в дальнейшем. Однако реалии жизни таковы, что и для муниципального образования порой это непосильная ноша. Создание полигона захоронения отходов требует не только значительных инвестиций, но и принятия решения о месте размещения такого объекта, которое бы удовлетворяло геологическим, санитарным и экологическим требованиям. Как уже было сказано, в крае всего лишь 6 официально зарегистрированных полигонов ТБО: в Белореченском, Белоглинском, Лабинском, Тихорецком, Тимашевском  районах и в Краснодаре. Все они, за исключением краснодарского, были построены за счет средств, выделенных из бюджета края.

Это реализовывалось благодаря постановлению ЗСК №1047-П «О пообъектном распределении средств краевого бюджета на финансирование природоохранных, лесовосстановительных, водоохранных мероприятий и геологоразведочных работ в 2001 году», которое вышло в том же году. 

К сожалению, сегодня на строительство новых полигонов ТБО или приведение в порядок старых деньги не перераспределяются, и муниципальным образованиям приходится решать проблемы своими силами.

Необходимость снижения уровня накопившихся отходов  – очевидна. Традиционно существует три способа утилизации отходов: сжигание, пиролиз и переработка с последующим захоронением. Как пояснил ведущий консультант отдела жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства департамента ЖКХ Краснодарского края Эдуард Каталупов, на территории Кубани метод сжигания отходов не применялся и не будет. Во-первых, нарушается экология: идут выбросы в атмосферу диоксинов урана и различных высокотоксичных газов. Во-вторых, данный способ утилизации слишком дорог. До половины капитальных расходов на строительство мусоросжигательного завода уходит на установку воздухоочистительных систем.

И еще треть средств расходуется на захоронение золы, образующейся при сжигании мусора, которая представляет собой гораздо более экологически опасное вещество, чем ТБО сами по себе.

Поэтому краевой властью было принято решение сделать ставку на метод сортировки и вторичной переработки отходов. Кстати, именно так утилизируют мусор на Западе. До последнего времени на Кубани не было ни одного мусороперерабатывающего завода. Тонны производимых отходов никак не обрабатывались и просто складировались. Такой подход грозит не только экологическими проблемами, но и значительными экономическими потерями. Захоронение неотсортированных отходов ведет к безвозвратной потере до 90% полезной продукции, имеющей реальный спрос на рынке вторичного сырья. Стекло, бумага, пластмасса, черные и цветные металлы могут и должны пускаться в повторный хозяйственный оборот. 

Первые шаги в решении данной проблемы на Кубани уже сделаны. В Абинске построен мусороперерабатывающий комплекс мощностью в 40 тысяч тонн переработанных отходов в год. В пресс-службе  администрации Абинского района рассказали, как функционирует завод. Мусоровоз заезжает на просторную бетонную площадку и вываливает мусор около приемного транспортера. Здесь работники порциями отправляют его по конвейеру на сортировку. Внутри ангара, на высоте автомобиля, – сортировочная площадка. Два десятка рабочих сортируют поступающий мусор: отдельно бумага и картон, пластмассовые бутылки, стекло, металл, резина. Затем отобранный по сортам мусор поступает в прессы и пакуется в аккуратные брикеты, готовые к переработке. Инвестором строительства комплекса выступило ООО «Абинск-ТБО». В 2008 году в обработку была запущена пробная партия отходов, но сейчас завод не функционирует. Руководство предприятия занимается процессом оформления лицензии. Как только все необходимые бумаги будут получены, комплекс начнет работать на полную мощность.

Согласно информации из департамента ЖКХ, еще один мусороперерабатывающий комплекс планируется возвести в Новороссийске. Полигон ТБО готов на 70%. Завезено оборудование и для строительства самого завода по переработке отходов.

По планам, этот объект будет запущен к концу нынешнего года. Также в настоящий момент решается вопрос о строительстве мусороперерабатывающих заводов в Темрюкском, Динском, Усть-Лабинском районах и Армавире. Основная задача – привлечь инвесторов. На сегодняшний день для муниципальных образований это пока единственная возможность реализовать подобные проекты.

Тем не менее совершенно ясно, что во всех муниципалитетах построить мусороперерабатывающие заводы практически невозможно. Поэтому на федеральном уровне было принято решение о том, что в каждом субъекте РФ должна быть разработана схема зонирования территорий по принципу отнесения нескольких муниципальных образований или групп поселений к одному отходоперерабатывающему комплексу. Иными словами, должны быть построены такие мощные заводы, которые могли бы принимать отходы из пяти-шести близлежащих районов. Сегодня органы государственной власти Краснодарского края уже приступили к выполнению данных рекомендаций.  Департаментом ЖКХ готовятся поправки в краевую программу «Обращение с ТБО на территории Краснодарского края». А в Сочи уже закончено строительство крупного мусороперерабатывающего комплекса мощностью

в 200 тысяч тонн переработанных отходов в год. Так как это объект олимпийского значения, его проект сейчас проходит главную государственную экспертизу в Минрегионразвития РФ. Как только все документы будут оформлены, завод начнет действовать. Этот комплекс является первым зональным центром, построенным на Кубани.

Сортировка мусора – задача граждан

Одним лишь строительством перерабатывающих заводов проблему не решить. В соответствии со ст. 13  Федерального закона «Об отходах производства и потребления» сам сбор отходов на территории муниципальных образований должен предусматривать разделение их на виды. Идеальным вариантом выполнения этого указания было бы принятие у населения уже сортированного мусора. Однако на сегодняшний день эта задача практически не решаема. Главы многих поселений неоднократно жаловались, что население с трудом соглашается платить за вывоз мусора.

А о том, чтобы жители его еще и сортировали самостоятельно, речи вообще не идет. А ведь разделение отходов на виды непосредственно при сборе может принести ощутимую выгоду обеим сторонам. К примеру, органы местного самоуправления могли бы не брать с жителей плату за сбор мусора. Затраты на транспортировку  будут компенсироваться прибылью от реализации самих отходов. У нас в крае множество предприятий, которые готовы принимать вторичное сырье. Кроме того, если жители сами будут сортировать свой мусор, это приведет к увеличению количества полезных вторичных ресурсов. Ведь если бумага еще на стадии образования мусора, в ведре у жителя, смешивается с подпорченными продуктами, то она уже не может быть сырьем для переработки. И для мусороперерабатывающих комплексов сбор отходов, разделенных на виды, позволил бы сократить затраты на их сортировку. 

Поэтому сегодня одной из главных задач органов местного самоуправления в части обращения с твердыми бытовыми отходами является перелом в сознании граждан. Практически во всех европейских странах самостоятельная сортировка мусора населением – норма. Пора начинать своего рода экологическое воспитание людей. Помочь в этом главам поселений могут также и сами жители, задействованные в работе органов ТОС.

Похоже, что основные надежды в решении этой проблемы придется возлагать на инвестиции извне, либо искать альтернативные способы утилизации твердых бытовых отходов.

И делать это как можно скорей. Иначе нам придется распрощаться с чистыми воздухом и водой.

Альтернативное решение проблемы

Галина Попова, доцент кафедры технологии нефти и экологии КубГТУ

Комментарий независимого эколога:

Одним из альтернативных методов решения давно назревшей проблемы с минимальными экономическими и транспортными затратами и уменьшением экологической нагрузки Краснодарского края может быть также использование технологии небольших унифицированных установок по переработке различных типов отходов.

При наличии мобильных вариантов установок появляется возможность решать различные локальные экологические задачи – например, проблему переработки старых либо несанкционированных свалок, загрязненных грунтов, мусора в морских акваториях и труднодоступных местах. На сегодняшний день в крае имеется такая опытно-промышленная установка, как «Экокарбон». В основу переработки отходов положен принцип низкотемпературного пиролиза (важно не путать этот процесс со сжиганием: при пиролизе нагревание идет без доступа кислорода, и нагрузка на окружающую среду значительно ниже ПДК). Выделяются жидкие фракции (аналог мазута), затем идет сжигание образующихся пиролизных газов для получения тепловой энергии. В дальнейшем эта энергия направляется на работу самой установки, что обеспечивает ее экономичность.

Вторым продуктом переработки ТБО на подобной установке является твердый углеродсодержащий продукт, обладающий сорбционными свойствами. Образующийся сорбент можно использовать, например, для очистки сточных вод или почв, что соответствует принципам безотходности и природосбережения. Однако наибольший интерес представляет использование этого продукта в строительстве (добавка к цементу, при изготовлении кирпичей и т.д.). Для обеспечения высоких экологических параметров установки используется встроенная многоступенчатая защита от попадания в атмосферу токсических веществ.

Санитарно-защитная зона действующего промышленного технологического аналога составляет всего 100 м (соответствует котельной малой мощности на природном газе). Таким образом, достоинствами установки такого типа являются экологичность, высокая рентабельность, способность переработки отходов различного состава, минимальные занимаемая площадь и  сроки монтажа, мобильность и возможность тиражирования. Это позволяет в кратчайшие сроки начать переработку имеющихся отходов непосредственно в месте их наибольшего скопления, минимизируя транспортные расходы.

Как это было в Германии

В конце 1980-х годов Германия находилась на грани «мусорного инфаркта». Тогда количество упаковок в мусоре всей Германии достигло 12 миллионов тонн. Поэтому в 1990 году была введена дуальная система (DSD ? Dual System Deuchland), за исполнением которой следит частная компания.

Такая система означает, что весь мусор делится на две группы: первая ? отходы, подлежащие сортировке по виду материалов, из которых они сделаны (стекло разного сорта, пластик, металл, бумага и картон, органические отходы). Для сбора такого мусора устанавливаются специальные баки. Вторую группу составляют отходы, которые не подлежат сортировке (например, «тетрапаки» и другие материалы многокомпонентного состава). Предприятия, производящие упаковки, должны приобрести лицензию для размещения на своей продукции знака «Зеленая точка» (две замкнутые в кольцо стрелки и надпись Der grune punkt). Кроме этого, предприятия платят компании DSD деньги за каждый килограмм своих упаковочных материалов. В результате DSD в первый год реализации программы получила 4 миллиарда немецких марок. Одна из фирм этой компании производит специальные желтые баки для раздельного сбора мусора, другие занимаются его сбором и транспортировкой. Отсортированные отходы перепродаются фирмам, занимающимся их переработкой.

Что получила Германия от введения дуальной системы сбора мусора? Во-первых, уже через два года количество выпускаемой упаковки снизилось на 14%, в то время как ровно на столько же возросло в США ? стране, где такой системы нет. Во-вторых, почти 70% образующихся отходов упаковки подвергается теперь вторичной обработке, и количество наиболее проблематичной для переработки товарной «одежки» уменьшилось в два раза.

С 1995 г. «Зеленая точка» перешагнула границы Германии. Сегодня эта система работает в двадцати одной европейской стране.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество