Еще совсем недавно школьники и представить не могли, как работают интерактивные доски, что в школьных стенах можно черпать знания из всемирной сети Интернет, а за собственное мнение похвалят больше, чем за заученный материал.
Сегодня все по-новому. Конечно, менять подход к системе образования придется еще не один год, но на самом высоком уровне вектор на современный стиль получения знаний уже взят. Разработан целый проект, имя которому «Наша новая школа».
Впервые о нем в прошлогоднем Послании Федеральному Собранию заговорил президент Дмитрий Медведев. Сегодня проект активно начинает свою работу.
В рамках проекта были сформулированы задачи, стоящие перед новой российской школой, – «раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире». Сегодня государство готово заняться кадровым обеспечением школ – подготовкой и повышением квалификации молодых учителей.
Образование: оценки и прогнозы
– Всеобъемлющая модернизация экономики и общества в целом должна начинаться с модернизации образования, – об этом говорил губернатор Кубани Александр Ткачев на традиционном августовском педсовете, который прошел в Краснодаре.
Вопросы, ежегодно обсуждаемые накануне Дня знаний, вышли далеко за рамки педагогического совещания. Больше трех часов обсуждали, как сделать, чтобы вся система – от детского сада до профессионального образования – работала не вразнобой, а как единый механизм с общими целями.
Современное образование должно быть направлено на становление самосознания, самореализацию ученика с учетом современных технологий и инноваций.
«Наша новая школа» – на Кубани старт дан
Губернатор сообщил о главном нововведении, которое будет определять развитие образования в ближайшие годы, – это 83-й Федеральный закон. Он изменит статус государственных и муниципальных бюджетных учреждений. Их разделят на три типа: автономные, новые бюджетные и казенные. Суть их отличий – в степени хозяйственной самостоятельности при выполнении обязательного государственного задания.
При этом глава края успокоил: после реорганизации все учебные заведения по-прежнему останутся в государственной или муниципальной собственности, а их финансирование не сократится, равно как не увеличится и финансовая нагрузка на родителей.
Цель нового закона – повысить качество услуг. Он впервые устанавливает четкую зависимость между финансированием учреждения и качеством его работы.
Что касается нормативно-подушевого финансирования и новой системы оплаты труда, то они, по мнению губернатора, уже дают результат: повысилась ответственность не только директора, но и всего школьного коллектива за качество работы.
Принято решение о том, что передовые школы, где ученики большинства учителей показывают высокие результаты, будут получать 4–5 миллионов рублей на дальнейшее развитие. Для этого на Кубани создадут краевой Фонд стимулирования качества образования и появится ежегодный рейтинг школ. Образовательные учреждения будут оценивать по таким параметрам, как качество обучения, спортивные достижения, работа по реализации «детского» закона.
– Создавая данный фонд, мы ставим задачу обозначить образовательный заказ региона и стимулировать всех успешно работающих педагогов. Так что отныне принцип «деньги взамен на эффективность» будет работать в крае на 100 процентов.
Именно в этом, по мнению Александра Ткачева, и заключается президентская инициатива проекта «Наша новая школа», который сегодня край реализует одним из первых в стране. На это направлен и целый ряд начинаний региона по инновационному развитию системы образования.
Всего должно быть в достатке!
На совещании было отмечено, что кубанские школы смело можно назвать современными. В классах установлено более 3 тысяч интерактивных досок.
Обеспеченность учебниками сейчас составляет уже 77 процентов.
С одной стороны, за этим стоят огромные бюджетные вложения, а с другой – почти полное обновление базы учебных пособий для школ и облегчение для родительских кошельков.
На сегодняшний день в крае практически полностью решена еще недавно острая проблема со школьными автобусами. В 35 городах и районах их парк модернизирован, еще в девяти работа подходит к концу.
На сегодня 40 процентов автобусного парка школ оснащены системой спутникового контроля «ГЛОНАСС».
Получать образование с помощью передовых технологий на Кубани могут и дети-инвалиды.
333 ребенка с ограниченными возможностями здоровья сегодня обучаются дистанционно.
Роль учителя – на первом плане
Изменения, происходящие в стране и обществе, коренным образом затронули школьную жизнь: изменились не только программы, учебники, методы и формы работы, но и ученики, родители и, конечно, педагоги. Одно из достижений последних лет – увеличение роста творческой составляющей педагогического труда.
Перед учителем стоят непростые задачи: развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Никто не сомневается, что будущее зависит от сидящих за школьной партой ребят. Необходимо, чтобы ученики научились не только отвечать на вопросы, которые ставит перед ними учитель, но и самостоятельно формулировать их для себя в процессе изучения материала.
– Сегодня само время формирует запрос общества на нового учителя, для которого работать творчески, внедрять передовые методики, участвовать в профессиональных конкурсах должно быть не исключением, а правилом, – сказал Александр Ткачев.
Теперь смело можно отметить, что работать в школу идет молодежь. Процент молодых учителей за последние два года вырос с трех до пяти. Однако кадровая проблема стоит еще очень остро. По-прежнему катастрофически мало педагогов «золотого возраста» – 30–45 лет. Не заняты около тысячи вакансий воспитателей.
Как было отмечено на совещании, необходимо постоянно повышать квалификацию самих педагогов: регулярно проводить обучающие семинары, лекции – для того, чтобы уровень образования учителя соответствовал современным нормативам и требованиям. Необходимость этой работы обусловлена в первую очередь низкими показателями профессионального уровня некоторых педагогов. Вице-губернатор Галина Золина сообщила, что в этом году «край не сдал» ЕГЭ по истории и физике. По ее словам, на курсах повышения квалификации более 30 процентов педагогов не справились с заданиями по этим предметам для школьников.
Вопросы о качестве образования возникли также к кубанским лицеям и гимназиям: только 21 учебное заведение из 68 по результатам того же ЕГЭ показало результаты выше, чем обычные школы.
Здоровье – главное богатство
Как минимум одинаково важно не просто дать основную базу знаний по математике, истории и русскому, но и воспитать достойного человека. Здорового как физически, так и духовно. Об этой, воспитательной, части своей работы учитель просто не имеет права забывать. Необходимо приучить детей следить за своим здоровьем так, как это принято в развитых странах. И, конечно, как можно чаще посещать спортивные секции, ходить в спортзалы.
Сегодня 81 процент учащихся регулярно занимается спортом. Для этого продлили работу спортзалов в школах – теперь они работают до 9 вечера.
Также с этого учебного года вводится еще один дополнительный, третий, час физкультуры. А в скором времени уже с первого класса дети начнут осваивать азы туристического дела.
Здоровье и спорт становятся приоритетами и для студентов. Вузы обновляют свои базы для занятий физкультурой и спортом. Они уже позволяют круглый год проводить соревнования, среди которых самые популярные – спартакиада и универсиада Кубани. В нынешнем году по сравнению с предыдущими в этих мероприятиях участвовало уже на треть больше студентов – около 60 тысяч.
Об итогах летней оздоровительной кампании
Однако, чтобы учебный старт оказался удачным, детям нужно хорошо провести лето. Оценку летней оздоровительной кампании дали тут же – по результатам и цифрам проведенных проверок.
В этом году бюджет кампании превысил один миллиард рублей.
– Насколько эффективной она была – еще предстоит проанализировать. Но уже сегодня очевидно, что не все службы работали этим летом как положено. Главное, не удалось избежать гибели детей. И в этом прямая вина взрослых! Не научили правильно вести себя на воде, не соблюдали правила организации отдыха школьников, оставили без надзора. Вот результат, – сказал губернатор и потребовал от глав городов и районов, всех служб проанализировать каждый случай гибели детей и принять меры, чтобы исключить повторение таких трагедий.
С сентября Кубань возвращается к тотальному контролю работы по реализации «детского» закона.
19 муниципальных образований здесь ухудшили свои показатели, в то время как именно этот закон стал фундаментом всей профилактической работы среди молодежи.
Но в целом Кубань достойно справляется с поставленными задачами. Александр Ткачев сообщил, что край занял второе место в стране по уровню развития образования и здравоохранения.
– Такое «серебро» дорогого стоит, – отметил губернатор.
Награду кубанцы получили по итогам ежегодного комплексного рейтинга, который проводит Министерство регионального развития России.
Пять китов школьной модернизации
В Послании Федеральному Собранию Дмитрий Медведев выделил пять направлений модернизации российской средней школы:
– введение комплексной оценки академических достижений ученика, его компетенции и способностей;
– создание на базе школ центров развития физического и творческого потенциала детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями;
– расширение самостоятельности школ, преобразование их в автономные учреждения;
– законодательное урегулирование частного образования, а также возможностей выбора школы родителями и учащимися;
– модернизация системы педагогического образования.
По обмену школьным опытом
Примечательно, что 10 кубанских учеников стали победителями конкурса по программе обмена для старшеклассников FLEX. Теперь ребята смогут поехать в США (бесплатно), где в течение 2010–2011 учебного года будут проживать в американских семьях и учиться в государственных средних школах.
Данная программа финансируется правительством США. Отбор участников на основе открытого конкурса проводит Американский совет по международному образованию в сотрудничестве с Министерством образования и науки РФ. Кандидаты должны хорошо владеть английским языком, иметь хорошие и отличные оценки и обладать личными качествами и навыками, которые позволят им извлечь максимальную пользу из этой программы.