Одиночество
Заглушив двигатель старенькой иномарки (в 70 лет женщина водит) Людмила Гарекиновна берет охапку свежих гвоздик и аккуратно раскладывает у соседнего надгробия молодой грузинке по имени Натэла. Покойная – ее дочь. Именно ради нее, говорит женщина, решила «увековечить» себя, находясь в мире земном…
Смахнув слезу, Людмила погружается в историю своей жизни.
Так получилось, что своих детей у нее нет. Прожив в браке 17 лет, они с мужем узнали, что причиной всему профессия подводника, которой супруг посвятил всю жизнь.
Вскоре и у Люси начались проблемы со здоровьем – онкология. После операции, находясь в общей палате с безнадежно больными, она впервые столкнулась с одиночеством. Женщины, которые еще вчера были любимы и обожаемы, остались наедине со своим горем. От большинства ушли мужья.
Людмила гнала прочь печальные мысли. Но когда ее благоверный перестал интересоваться ее самочувствием и намекать на то, что «им бы лучше жить раздельно», все поняла и подала на развод.
С болезнью, к счастью, ей удалось справиться. Переведя дух, забыла и о предательстве. Начала все с чистого листа. Устроилась в мясной павильон рубщицей мяса. Знакомые диву давались: откуда в этой маленькой хрупкой женщине столько силы!
«Приемная» дочь
С Нателой жизнь свела в 91-м году. Девушку привела в гости подруга.
Как оказалось, Натела потеряла мать еще в детстве, отец скончался несколько месяцев назад. Кроме младшего брата никого у нее не осталось.
Вскоре Натэлу пристроили бухгалтером в университет. Вечерами она стала забегать к Людмиле. Несмотря на большую разницу в возрасте, они крепко сдружились.
Однажды у Люды прихватило сердце. Натэла мигом примчалась и просидела у постели всю ночь. Тогда-то девушка и призналась, что она напоминает ей родную мать.
- Можно, я у вас останусь? – расплакалась девушка.
- Какой разговор!.. - Людмила только и ждала этих слов.
Ей вдруг показалось, что если бы у нее была дочь, она стала бы такой же красивой, доброй и заботливой, как Натэла. Слово «дочь» вырвалось у нее случайно, когда она попросила девушку что-то сделать по дому. Натэла тоже пыталась назвать ее матерью, но суеверная Людмила противилась:
- Не гневи покойную мать - обидится.
Эти слова словно оказались пророчеством...
Последнее желание
Однажды подруга попросила Натэлу съездить вместе с ней в больницу. Шли на остановку. Троллейбус отъезжал, и, чтобы успеть на него, девушки побежали. Подруга успела запрыгнуть в салон, а Натэлу зажали двери. Метров 20 ее тянуло по асфальту, пока машина не затормозила. Очнулась в реанимации. А через месяц ее не стало.
- Мне сон приснился: пришла мать и стала просить, чтобы я вернулась к ней, - перед смертью рассказала она Людмиле.
Натела оставила предсмертную записку, в которой просила возле могилы оставить место, «чтобы потом подхоронить Люсю». Исполнить желание дочери Людмила решила уже вскоре. Когда пришло время ставить памятник, заказала сразу и себе. Оба надгробия очень похожи, только на одном из них по понятным причинам не указана дата смерти...