Из глубины веков
Следующая неделя после Пасхи называется Фоминой, так как начинается с Фоминого воскресенья. Другие названия этой недели, а также Фоминого воскресенья – «поминальная», или Радуница. Последняя, упоминается еще в Троицкой летописи 1372 года.
В церковном словаре 1773 года указывается: «В Радуницу был обычай среди простых людей поминать умерших свояков с языческими обрядами, и тот, кто поминал, приносил на могилу вино, соложенное пиво, пироги, блины, и после служения священником литии, взяв чарку с вином или стакан с пивом, выливал часть на могилу, а остальное допивал сам; женщины в это время плаксивым голосом причитали о добродеяниях покойника…»
История праздника еще дохристианская. Древние славяне называли Радуницей целый цикл весенних празднеств. С введением христианства Радуница отмечалась уже всего лишь один день – в следующее воскресенье после Пасхи.
На Кубани - проводы
Запорожцы принесли на Кубань и сам обычай поминовения, и его название.
В Украине слово «Радуница» уже не встречается, хотя сама традиция бытует там поныне (кроме крайнего запада страны, где мертвых поминают 1 ноября, в католический День всех святых). Этот день называют, в зависимости от местности, гробками, могилками, поминками, родительским днем, Проводами.
Для Радуницы нет какого-то одного определенного для всех местностей времени.
В этот день раньше весь народ с хоругвями, крестами, церковным хором и священниками шел на кладбище. Став между могил, отправляли общую панихиду, молились за спасение душ умерших, после чего справляли на могиле поминальный обед. На могилах христосовались с умершими, катая по земле яйца-крашенки и говоря: «Христос воскрес!», думали, что покойник в могиле отвечает: «Воистину воскрес!» На Кубани на Радуницу, как и на Рождество, готовили кутью.
В Краснодарском крае и в некоторых регионах Украины этот день отмечают в понедельник после Фоминого воскресенья, в других регионах Украины – непосредственно в это воскресенье, а в России и в Беларуси – преимущественно во вторник.
Могилы готовили к этому дню. Девчата на родительских могилах сеяли чабрец, который называли материнкой. На могилах молодых девушек сеяли вечнозеленый барвинок, а на могилах парубков сажали куст красной калины, по казацкому обычаю, или другие деревья, например, вишни. Смотрели, не осунулась ли могила, не сломался ли крест или памятник. Все чинили и поправляли.