Примерное время чтения: 7 минут
323

Корабельных дел мастера. Как заставить биться «сердце» судна

Юлия Житникова / АиФ-Юг

Уже более 70 лет специалисты судоремонтного завода, входящего в корпорацию «ЦС «Звёздочка», изо дня в день дарят вторую жизнь военно-морским кораблям. Вносят свой вклад в создание мощного флота великой страны. Они не ждут наград и признания. Просто делают свою работу с душой и высоким профессионализмом.

Справка
«5-й Судоремонтный завод» в Темрюке - один из шести филиалов АО «Центр судоремонта «Звёздочка». АО «Центр судоремонта «Звёздочка» - крупнейшая в мире судостроительная и судоремонтная верфь, расположенная в устье реки Северной Двины на берегу Белого моря в г. Северодвинске Архангельской области. В её составе также судоремонтный завод «Нерпа» (г. Снежнегорск), «Красная кузница» (г. Архангельск), «35 СРЗ» (г. Мурманск), «1-я судоверфь» (г. Сочи), «Астраханский судоремонтный завод», НПО «Винт» (г. Москва) и опытный завод «Вега» (г. Боровск).

Каждый сезон - рабочий

История завода начинается ещё с военного времени. В октябре 1944 года по Постановлению Совета народных комиссаров на берегу затона Чирчик построили ремонтную базу. На ней обслуживали суда рыбной промышленности Азово-Черноморского бассейна. Затем базу переоборудовали в механический завод. А в 1993 году предприятие передали пограничному управлению береговой охраны. Лихие 90-е завод переживал сложно. И неизвестно, как бы сложилась судьба градообразующего предприятия, если бы в 2007-м  Темрюкский завод не передали корпорации «Центр судоремонта «Звёздочка». С приобщением к корпорации у предприятия началась новая жизнь.

Сейчас работа здесь практически не останавливается. Есть госзаказ, есть необходимость в квалифицированном ремонте и умелых руках специалистов. В доках ремонтируют корабли ВМФ Черноморского флота, пограничные суда Управления ФСБ Краснодарского края, МЧС. Кроме того, обслуживают и гражданские суда. Затон Чирчик практически никогда не замерзает. Поэтому понятия сезонности здесь нет, работают круглый год. Кроме цехов на берегу, есть плавдок, который принимает суда грузоподъёмностью до 4500 тонн, и плавучая мастерская «ПМ-663», которая позволяет ремонтировать суда прямо в море. Плавдок и плавмастерскую смогли приобрести после присоединения к «Звёздочке» в рамках реконструкции.

В доке на причале сейчас ремонтируют корабль Министерства обороны КСВ-67. Огромный корабль буквально нависает над головой, впечатляет размерами. Правда, по словам специалистов, это ещё не самый большой корабль. Все рабочие в касках, за техникой безопасности здесь следят строго. Рядом пожарная машина на случай непредвиденных возгораний. В начале ноября корабль должны спустить на воду. От графика отступать нельзя. Ведь на очереди уже другие корабли, нуждающиеся в ремонте.

«Сначала формируется государственный заказ по линии Министерства обороны. Специалисты рассчитывают возможности предприятия. Исходя из полученных данных, делают план, подписывают госконтракт. А корабли распределяют по филиалам, - пояснил главный инженер ГФ «5 СРЗ» АО «ЦС «Звёздочка» Алексей Соколов. - Всё проходит по правилам и под наблюдением 900 Военного представительства Министерства обороны РФ. Они контролируют качество работы на каждом этапе».

Фото: АиФ-Юг/ Юлия Житникова

На благо страны

Однако на предприятии не только ремонтируют, но и строят шлюпки Ял- ПЛ- 6 для Министерства обороны. В деревообрабатывающем цехе -  стойкий и свежий запах древесины. В основном  для изготовления ялов используют дуб или сосну. Готовая лодка вмещает 8 человек с амуницией и запасом продовольствия на две недели. На испытательной станции ремонтируют и проводят проверку работы дизелей, судовых двигателей. Фактически запускают «сердце» корабля. В корпусном цехе перебирают, собирают, приводят в порядок двигатели. Готовят все необходимые детали для ремонта. В общем, в цехах завода делают всё для того, что собственными силами отремонтировать корабль до малейших деталей.

Кстати
Спорт тоже не чужд профессионалам завода. Они и сами играют и поддерживают команду по мини-футболу СРЗ «Звёздочка». Спортивная команда - действующий чемпион Темрюкского района по мини-футболу. Защищать свой титул игрокам предстоит в чемпионате, который должен пройти в декабре 2018 года - марте 2019 года. Также команда активно участвует в престижной Новороссийской футбольной лиге. Темрюкские спортсмены прошли сложный путь от 1/64 до 1/8 финала. И 20 октября с разгромным счётом обыграли своих соперников - команду «Норд-Ост». Счёт 17:1 в пользу «Звёздочки».
Производство постоянно развивается. В этом году отремонтировали два крана, увеличили их грузоподъёмность. На следующий год запланировали реконструкцию плавдока и многое другое. Но необходима масштабная модернизация. Современные корабли требуют высоких технологий и новейшего оборудования. Выйти на новый уровень развития и работы возможно только при помощи государства.

В прошлом году на градообразующем предприятии побывал губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев. Осмотрел цех по производству композитных материалов, плавучий док и набережную завода.

«Спрос на квалифицированный и качественный ремонт судов сегодня большой. Поэтому важно и дальше развивать завод. Чтобы и завтра были заказы, необходима модернизация», - сказал Вениамин Кондратьев.

По поручению губернатора уже подготовили предложение по включению завода в федеральную целевую программу «Развитие оборонно-промышленного комплекса», принятую на период 2011-2020 годов. Минпромторг инициативу края поддержал. Теперь, по словам губернатора,  необходимо осуществить программу на практике. Чтобы получить новый современный завод, который будет удовлетворять все запросы военно-морского и торгового флота. Необходимый объём финансирования для модернизации предприятия  - 1,2 млрд рублей. Эти средства, в том числе, предусматривают перспективу строительства маломерного флота.

В планах модернизации строительство новых цехов и помещений, создание нового причала, который позволит принимать корабли для ремонта непосредственно с берега. Также заводу необходимо судоподъёмное устройство для кораблей грузоподъёмностью до 500 тонн. Такая установка сможет поднять корабль на берег и переместить его в нужный цех. Планов много. Но все они послужат для развития завода, а, значит, и на благо страны.

Фото: АиФ-Юг/ Юлия Житникова

Где взять рабочие руки?

Ещё одно соглашение, которое на заводе обсудили с губернатором, касается подготовки кадров промышленных специальностей на базе учебных заведений. Сейчас в Краснодарском крае, к сожалению, вообще не хватает специалистов в области судоремонта. Вокруг экономисты, юристы, менеджеры… Необходимых для полноценного развития не только региона, но и страны рабочих кадров очень мало. Руководители «Звёздочки» уверены: проблему нужно решать сообща. Власть, бизнес и система образования должны действовать в одном направлении.

Как же привлечь ребят на нужные специальности? В первую очередь, личным примером и интересными экскурсиями. Руководство ГФ «5 Судоремонтного Завода» АО «ЦС «Звёздочка» совместно с администрацией Темрюка и службой занятости разработали план ведения совместной профориентационной работы в 2018-2019 годах. Школьников, начиная с 6 класса, регулярно приглашают на открытые уроки с наглядными практическими занятиями.

1,2 млрд рублей вложат в развитие завода.

Ребята не только могут познакомиться с принципами работы механизмов и судовых агрегатов, узнать различные проекты кораблей, но и пообщаться «вживую» с членами экипажей. Темы экскурсий с начала года не повторились ни разу. Школьники в полном восторге. Причём, и мальчишки, и девчонки, одинаково затаив дыхание, слушают рассказы мастеров и бывалых моряков. Любуются огромными кораблями и познают важность судоремонтной профессии. Ведь без опытных  мастеров - простых механиков, токарей и инженеров - не было бы сильного флота нашей страны.

Фото: Юлия Житникова

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Опрос

А вам в детстве родители выписывали детские журналы?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах