Примерное время чтения: 7 минут
274

«Пар и пиар». Журналист о закольцованности проблем общества и СМИ

Заслуженный журналист Кубани Владислав Зинченко рассказал «АиФ-Юг» о том, кто сегодня читает газеты, в чем предназначение современных СМИ, и правда ли, что бумажные носители информации скоро выйдут из обихода как безнадежно устаревшие.

Кто кого воспитывает

Светлана Лазебная, «АиФ-Юг»: Журналистика - непростая профессия. Не возникало желания ее сменить?

Досье
Владислав Зинченко. Генеральный директор, главный редактор газеты «Единство» Павловского района. Заслуженный работник культуры России, Заслуженный журналист Кубани, Заслуженный работник культуры Кубани, лауреат премии «Золотое перо Кубани». «Герой труда Кубани» - первый в истории кубанской журналистики. Стаж работы в СМИ - 53 года.
Владислав Зинченко: Никогда. Мне всегда нравилось встречаться с людьми. Писать о них, о проблемах, помогать попавшим в беду. Была бы возможность начать жизнь заново, я бы снова выбрал свой путь. Несмотря на то, что профессия действительно неблагодарная, особенно сегодня. Начинающий журналист в наших реалиях не прокормит семью.

- Вот… Низкие гонорары, зарплаты. А почему измельчал и сам статус? Вспомним 80-е: гласность, демократия. Именно тогда термин «четвертая власть» применительно к СМИ (после законодательной, судебной, исполнительной) часто звучал и не был пустым звуком. Журналист был авторитетом, от его мнения многое зависело.

- Властью пресса может быть в одном случае - когда она независима от других ветвей власти, когда она самостоятельно решает, что ей публиковать. Но когда она подчинена всем другим ветвям, о чем говорить? Почему так сложилось - вопрос сложный. Не углубляясь, скажу, что все изменится лишь тогда, когда мы построим настоящее правовое государство. Пока мы видим, что законы работают избирательно. За кражу мешка с пшеницей кто-то попадает в колонию на два года. Другой украдет два миллиарда, и наказание для него условное. Когда законы будут работать, станут одинаковыми для всех, тогда и журналисты смогут работать в правовом поле. Если кризис затянется, журналистики как таковой будет оставаться все меньше, а пиара, восхваления власть имущих - больше. Работа СМИ уйдет в пар.

Где почитать
В марте Владислав Зинченко выпустил книгу «Минеральный секретарь». Собраны в ней реальные истории из жизни журналиста. Это байки, написанные с теплотой и любовью к читателям, нередко становившимся героями газетных публикаций. Прочитать их можно абсолютно бесплатно на сайте «Кубанский репортер» - официальном портале Союза журналистов Краснодарского края.
- Вы сейчас говорите о СМИ, которые «подсели» на финансирование администраций. Но в крае есть и другие примеры. В станице Северской выходит независимая «Народная газета».

- А вы спросите, какой у газеты тираж? Едва тысяча экземпляров набирается. В районе, где больше ста тысяч жителей, влияние газеты мизерное.

- В том и парадокс! Независимая газета печатает критические, острые, злободневные материалы. А востребованность у читателей минимальная. Люди не хотят вникать в проблемы?

- Я об этом часто думаю. Люди перестают читать и хорошие газеты. Качество контента не снижается, а тиражи падают. Интернет, электронные СМИ, которые «вытесняют бумагу», - лишь одна из причин, и она не главная. То, о чем давно пора задуматься, - это культура потребления - и не только печатного слова. Мы, вообще, каких людей воспитываем? Что творится в нашем телевизоре? Всякие ток-шоу разряда Джигарханян-Виталина неделями обсуждают, сколько детей у Спартака Мишулина. Сирия, Украина… Ну да, злободневные темы. Но где же Россия? Вы покажите провинцию, то, чем живет человек. С помощью масс-медиа мы воспитываем инертного зрителя, читателя, гражданина. Это угроза для будущего страны.

Пусть думающих зрителей и читателей будет всего 20 процентов, но именно они - наш камертон.

«Когда нет денег – не до газет»

- Как воспитывать гражданина? Говорят, если бы именно эти ток-шоу люди не хотели смотреть, то подобных передач и не было. В газете читателю лунный календарь дайте, кроссворд легкий, телепрограмма чтобы была… Быть может, люди о проблемах уже и знать не хотят? Вам не кажется, что этот процесс - он уже безвозвратный? Умного, думающего зрителя и читателя мы уже упустили.

- Потакать дурному вкусу проще всего. Это еще и выгодно. Репортаж о жизни какого-нибудь колхоза или фермерского хозяйства смотреть мало кто станет, рекламодателей он не заинтересует. Но неправильно рассматривать проблему с точки зрения потенциальной прибыли. Да, люди смотрят. А какая государству от этого польза? Ну, давайте тогда сплошную «желтизну» показывать. Вообще, все будут сидеть не отрываясь от экранов. Но надо же как-то информационные потоки регулировать? Я противник политической цензуры, но цензура художественная должна быть, это мое убеждение. Ориентироваться нужно на серьезного зрителя и читателя. Он живо интересуется историей, новостями страны, региона, города, района. Он задается вопросами, и ему нужны ответы: почему жизнь ухудшается или улучшается, но очень медленно? Пусть таких, думающих, будет 20 %. Но именно они - наш камертон.

- Замечу, не всякий думающий читатель может позволить себе подписку на любимое издание…

- Увы, советские тиражи с их доступной для каждого ценой мы никогда уже не вернем. Полугодовая подписка на газету, которой я руковожу, стоит почти 700 рублей. Пенсионеры с пенсией 10-12 тысяч сейчас в более выгодном положении, чем многие молодые. Да, коммуналку заплати и мало что остается, но огородик кормит, старики свою пенсию получают регулярно и стабильно, как-то выкручиваются. Могут и на газету подписаться. Молодым сложнее. Как-то с районным начальником пенсионного фонда мы посчитали, сколько у нас в районе трудоспособных граждан и сколько из них отчисляют пенсионные отчисления. Выяснилось, что 6 тысяч человек никак себя не проявляют. Где они? Уехали, ушли в теневой бизнес или сидят дома, с воды на сухари перебиваются? Все варианты жизненные. Молодые, трудоспособные, перспективные, хваткие из-за безработицы из глубинки бегут! Вот в Незамаевской одна станичница поехала в Геленджик «на разведку», устроилась горничной. И за ней, по цепочке, уехали еще 200 женщин. Мужики дома одни, водку пьют. Вот проблема! Когда у людей нет денег, им не до газет. Вот когда улучшится жизнь, постепенно вернется и читатель.

Априори, платя налоги, человек получает муниципальную газету бесплатно. Вот как должно быть.

Контроль СМИ – не дело мэра

- Когда наладится жизнь, можно и не дождаться. Не умрет ли раньше газетная журналистика?

- СМИ будут перемещаться в Интернет, но бумажные газеты не умрут никогда. Этот сегмент культуры останется просто потому, что при его отсутствии погибнет русский язык. Газетам надо спасаться. Реальный и действенный способ - воспитание у читателя чувства местного патриотизма. Кстати, у «районок», уступающих по качеству материалов краевым и центральным газетам, в которых работают более квалифицированные журналисты, есть приоритет, благодаря которому падение тиражей происходит медленнее. «Районка» может рассказывать людям о земляках, которые живут через дорогу, о проблемах, часто мелких, непонятных для условного Краснодара, но для селян очень важных. Это всегда интересно, будет читаться в любые времена.

Стоит обратиться и к опыту зарубежных стран. Тиражи газет в поселениях привязаны к количеству проживающих там семей. Каждая семья получает газету бесплатно, за счет муниципалитета. При этом мэр или бургомистр газетой не командуют. Деньги на газету - не их собственные, а налогоплательщиков. И когда заслужили – их критикуют. Но в этом не самоцель СМИ, а цивилизованный, конструктивный и эффективный способ сотрудничества. Априори, платя налоги, человек получает муниципальную газету бесплатно. Вот как должно быть. И мы к этому тоже должны прийти.

- Фантастично… Местные бюджеты, особенно сельские, часто «дырявые».

- Мы возвращаемся к тому, о чем уже сказали. Проблемы нашей глубинки должны волновать не только людей, там проживающих. Возьмите Лондон, Париж, Рим, Барселону… Число жителей столиц уменьшается за счет переселяющихся в маленькие провинциальные поселения. Экология там лучше, бизнес туда идет потому, что для предпринимателей созданы привлекательные налоговые льготы. У нас перекос в обратную сторону. Бизнес не приходит туда, где есть свободные трудовые ресурсы. Он концентрируется не в Незамаевской, а в крупных городах, в Краснодаре, на курортах Черноморского побережья. В районах рабочих мест все меньше. В станице Павловской на центральном районном рынке 960 мест, из них работают чуть более 300. У покупателей с маленькими доходами востребованы товары первой необходимости: хлеб, молоко. Мелкую торговлю вытесняют гипермаркеты с более низкими ценами. Точно также и маленьких фермеров разоряют агрохолдинги. Проблемы общества и СМИ взаимосвязаны и закольцованы…

Проблемы российской глубинки должны волновать не только людей, там проживающих.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Опрос

А вам в детстве родители выписывали детские журналы?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах