Заслуженный журналист Кубани Владислав Зинченко рассказал «АиФ-Юг» о том, кто сегодня читает газеты, в чем предназначение современных СМИ, и правда ли, что бумажные носители информации скоро выйдут из обихода как безнадежно устаревшие.
Кто кого воспитывает
Светлана Лазебная, «АиФ-Юг»: Журналистика - непростая профессия. Не возникало желания ее сменить?
- Вот… Низкие гонорары, зарплаты. А почему измельчал и сам статус? Вспомним 80-е: гласность, демократия. Именно тогда термин «четвертая власть» применительно к СМИ (после законодательной, судебной, исполнительной) часто звучал и не был пустым звуком. Журналист был авторитетом, от его мнения многое зависело.
- Властью пресса может быть в одном случае - когда она независима от других ветвей власти, когда она самостоятельно решает, что ей публиковать. Но когда она подчинена всем другим ветвям, о чем говорить? Почему так сложилось - вопрос сложный. Не углубляясь, скажу, что все изменится лишь тогда, когда мы построим настоящее правовое государство. Пока мы видим, что законы работают избирательно. За кражу мешка с пшеницей кто-то попадает в колонию на два года. Другой украдет два миллиарда, и наказание для него условное. Когда законы будут работать, станут одинаковыми для всех, тогда и журналисты смогут работать в правовом поле. Если кризис затянется, журналистики как таковой будет оставаться все меньше, а пиара, восхваления власть имущих - больше. Работа СМИ уйдет в пар.
- А вы спросите, какой у газеты тираж? Едва тысяча экземпляров набирается. В районе, где больше ста тысяч жителей, влияние газеты мизерное.
- В том и парадокс! Независимая газета печатает критические, острые, злободневные материалы. А востребованность у читателей минимальная. Люди не хотят вникать в проблемы?
- Я об этом часто думаю. Люди перестают читать и хорошие газеты. Качество контента не снижается, а тиражи падают. Интернет, электронные СМИ, которые «вытесняют бумагу», - лишь одна из причин, и она не главная. То, о чем давно пора задуматься, - это культура потребления - и не только печатного слова. Мы, вообще, каких людей воспитываем? Что творится в нашем телевизоре? Всякие ток-шоу разряда Джигарханян-Виталина неделями обсуждают, сколько детей у Спартака Мишулина. Сирия, Украина… Ну да, злободневные темы. Но где же Россия? Вы покажите провинцию, то, чем живет человек. С помощью масс-медиа мы воспитываем инертного зрителя, читателя, гражданина. Это угроза для будущего страны.
Пусть думающих зрителей и читателей будет всего 20 процентов, но именно они - наш камертон.
«Когда нет денег – не до газет»
- Как воспитывать гражданина? Говорят, если бы именно эти ток-шоу люди не хотели смотреть, то подобных передач и не было. В газете читателю лунный календарь дайте, кроссворд легкий, телепрограмма чтобы была… Быть может, люди о проблемах уже и знать не хотят? Вам не кажется, что этот процесс - он уже безвозвратный? Умного, думающего зрителя и читателя мы уже упустили.
- Потакать дурному вкусу проще всего. Это еще и выгодно. Репортаж о жизни какого-нибудь колхоза или фермерского хозяйства смотреть мало кто станет, рекламодателей он не заинтересует. Но неправильно рассматривать проблему с точки зрения потенциальной прибыли. Да, люди смотрят. А какая государству от этого польза? Ну, давайте тогда сплошную «желтизну» показывать. Вообще, все будут сидеть не отрываясь от экранов. Но надо же как-то информационные потоки регулировать? Я противник политической цензуры, но цензура художественная должна быть, это мое убеждение. Ориентироваться нужно на серьезного зрителя и читателя. Он живо интересуется историей, новостями страны, региона, города, района. Он задается вопросами, и ему нужны ответы: почему жизнь ухудшается или улучшается, но очень медленно? Пусть таких, думающих, будет 20 %. Но именно они - наш камертон.
- Увы, советские тиражи с их доступной для каждого ценой мы никогда уже не вернем. Полугодовая подписка на газету, которой я руковожу, стоит почти 700 рублей. Пенсионеры с пенсией 10-12 тысяч сейчас в более выгодном положении, чем многие молодые. Да, коммуналку заплати и мало что остается, но огородик кормит, старики свою пенсию получают регулярно и стабильно, как-то выкручиваются. Могут и на газету подписаться. Молодым сложнее. Как-то с районным начальником пенсионного фонда мы посчитали, сколько у нас в районе трудоспособных граждан и сколько из них отчисляют пенсионные отчисления. Выяснилось, что 6 тысяч человек никак себя не проявляют. Где они? Уехали, ушли в теневой бизнес или сидят дома, с воды на сухари перебиваются? Все варианты жизненные. Молодые, трудоспособные, перспективные, хваткие из-за безработицы из глубинки бегут! Вот в Незамаевской одна станичница поехала в Геленджик «на разведку», устроилась горничной. И за ней, по цепочке, уехали еще 200 женщин. Мужики дома одни, водку пьют. Вот проблема! Когда у людей нет денег, им не до газет. Вот когда улучшится жизнь, постепенно вернется и читатель.
Априори, платя налоги, человек получает муниципальную газету бесплатно. Вот как должно быть.
Контроль СМИ – не дело мэра
- Когда наладится жизнь, можно и не дождаться. Не умрет ли раньше газетная журналистика?
- СМИ будут перемещаться в Интернет, но бумажные газеты не умрут никогда. Этот сегмент культуры останется просто потому, что при его отсутствии погибнет русский язык. Газетам надо спасаться. Реальный и действенный способ - воспитание у читателя чувства местного патриотизма. Кстати, у «районок», уступающих по качеству материалов краевым и центральным газетам, в которых работают более квалифицированные журналисты, есть приоритет, благодаря которому падение тиражей происходит медленнее. «Районка» может рассказывать людям о земляках, которые живут через дорогу, о проблемах, часто мелких, непонятных для условного Краснодара, но для селян очень важных. Это всегда интересно, будет читаться в любые времена.
Стоит обратиться и к опыту зарубежных стран. Тиражи газет в поселениях привязаны к количеству проживающих там семей. Каждая семья получает газету бесплатно, за счет муниципалитета. При этом мэр или бургомистр газетой не командуют. Деньги на газету - не их собственные, а налогоплательщиков. И когда заслужили – их критикуют. Но в этом не самоцель СМИ, а цивилизованный, конструктивный и эффективный способ сотрудничества. Априори, платя налоги, человек получает муниципальную газету бесплатно. Вот как должно быть. И мы к этому тоже должны прийти.
- Фантастично… Местные бюджеты, особенно сельские, часто «дырявые».
- Мы возвращаемся к тому, о чем уже сказали. Проблемы нашей глубинки должны волновать не только людей, там проживающих. Возьмите Лондон, Париж, Рим, Барселону… Число жителей столиц уменьшается за счет переселяющихся в маленькие провинциальные поселения. Экология там лучше, бизнес туда идет потому, что для предпринимателей созданы привлекательные налоговые льготы. У нас перекос в обратную сторону. Бизнес не приходит туда, где есть свободные трудовые ресурсы. Он концентрируется не в Незамаевской, а в крупных городах, в Краснодаре, на курортах Черноморского побережья. В районах рабочих мест все меньше. В станице Павловской на центральном районном рынке 960 мест, из них работают чуть более 300. У покупателей с маленькими доходами востребованы товары первой необходимости: хлеб, молоко. Мелкую торговлю вытесняют гипермаркеты с более низкими ценами. Точно также и маленьких фермеров разоряют агрохолдинги. Проблемы общества и СМИ взаимосвязаны и закольцованы…
Проблемы российской глубинки должны волновать не только людей, там проживающих.