Примерное время чтения: 8 минут
312

На ТВ все больше «чернухи». Владимир Рунов - о современной журналистике

«АиФ-Юг» № 47 18/11/2015

В канун всемирного Дня телевидения мы пригласили порассуждать на эту тему Владимира Рунова, мастера тележурналистики, много лет руководившего краевым телецентром.

Зачем уединяться?

Фото: АиФ-Юг/ Лариса Новосельская

«АиФ-Юг», Светлана Лазебная: Владимир Викторович, по какому сценарию развивается наше телевидение, это прогресс или, несмотря на технологический рывок, регресс?

Владимир Рунов: До принципа телевещания мы первыми додумались, но на первом этапе в техническом развитии отстали от других стран лет на 30 - 40. Олимпийские игры в Германии 1936-го транслировались по всей Европе, а история нашего ТВ началась лишь после смерти Сталина. Ему объяснили, что такое телевизионное вещание, как работает. Он сделал ставку на кино, решил развивать индустрию «самого зрелищного из искусств». Ведь телевизор смотрят у себя дома, а он не любил, когда уединяются. В кинотеатре все под присмотром, реакция зрителей видна и слышна.

Первые любительские телецентры я увидел в 1955-м в Хабаровске. Интересно, что создавали их умельцы из народа просто из интереса. Очень скоро подобные студии появились практически во всех городах страны, и тогда государство взяло их под свой контроль. Государственное телевидение в Краснодаре появилось в 1959-м. Оборудование примитивное, допотопное. Камеры огромные, в сравнении с современными - каменный век. Сегодня оснащение наших телецентров ничуть не хуже, чем в любой другой стране. Но вот вопрос: а что же с помощью чудо-техники мы показываем?

Досье
Владимир Рунов. Работал на Краснодарской студии телевидения, руководителем краевого радио, председателем ГТРК «Кубань». В настоящее время - декан факультета телера­диовещания КГИК. Заслуженный работник культуры России, заслуженный журналист Кубани и Адыгеи, член Союза писателей России, доктор филологических наук, кандидат исторических наук, профессор.

В СССР государственное телевидение выполняло важнейшую функцию информирования, а также служило мощным творческим рычагом. Интересные познавательные программы, увлекательные телефильмы, концерты… Телевидение приходило в каждый дом с добрыми вестями и умиротворяющей функцией. Сегодня «ящик» страшно включать. Проанализируйте контент любого центрального канала. Многие города России в информленты вообще не попадают. Шанс узнать о них один: если там произошло что-то страшное. Самолет упал, младенца расчленили, внуки бабушку голодом уморили… И все это крупным планом, в подробностях. Региональные телеканалы равняются на федеральные. Половина сюжетов про то, как кто-то перевернулся на машине, утонул, кого-то зарезали. Но если я, допустим, работаю на кладбище и стану каждый вечер к вам приходить и рассказывать, сколько покойников хоронили, вы же меня пускать перестанете!

Сергей Петрович Капица, знаменитый телеведущий, ученый и гуманист, о современном телевидении прямо говорил: «Это преступная организация!» В Европе после восьми вечера агрессивной информации на ТВ нет. Приезжая к нам, иностранцы удивляются: «До какой степени можно не любить свой народ, чтобы все время держать его в напряжении?» Градус напряжения повышают дикие сериалы с пальбой и трупами, фильмы про войну, которые становятся все кровавее. Эпопеи Михалкова, «Сталинград» Бондарчука с нагромождением шокирующих подробностей... Чтобы удивить зрителя, фантазия режиссеров становится все более изощренной. И никто не задается вопросом: а зачем? Самый лучший фильм, снятый о войне - «Летят журавли». Там прозвучал всего один выстрел, но какой силы кино!

Большая разница

- Почему в формирование «чернушного» контента не вмешивается государство?

- У нас же свобода слова, самовыражения…

- То есть нет никакой цензуры?

- Скажем так, властное влияние на СМИ и ТВ всегда было. В советские времена цензоры из крайкома решали, что можно в эфир выпускать. Звонили, указания давали. В постсоветские времена, когда я руководил ГТРК, мы одного мэра прижучили. Немедленно прозвенел звонок «сверху»: «Не трогать!» Сейчас, насколько я знаю, мало что изменилось. Почему у нас всегда «вдруг» выясняется: этот-то наворовал миллиарды? Безобразия вскрываются, только если президент на них указал или генпрокурор озвучил. И все делают удивленный вид... Меня с должности председателя ГТРК сняли, потому что посмел спорить.

Государственная цензура и идеология необходимы. Франция, гордившаяся свободной прессой, получила «Шарли». Но цензура и идеология не должны сводиться к системе выработки преданности людям, которые в данный момент у власти, как у нас. Первые лица превращаются в лучезарные солнышки, такими их представляют зрителям и читателям. Департаменты, курирующие работу СМИ, оказывают медвежью услугу «правителям». Открывая газету и включая телевизор, люди видят разницу между победными реляциями и происходящим на самом деле. Идолопоклонство опасно тем, что даже самые глупые и абсурдные прожекты не обсуждаются. Оторванные от реальности чиновники принимают неадекватные решения. В итоге карьера многих заканчивается громкими отставками. И кто потом вспоминает о них? Даже о мастодонтах, с которыми нужно было соизмерять дыхание, забывают мгновенно. В СМИ - ни одного упоминания, никакого анализа, словно и не царили они 10 - 15 лет. Свита переключается на обслуживание новых солнышек, а те и рады. Но если про них пишут только хорошее, это не означает, что народ целиком их поддерживает. Народ не дурак, недовольство накапливает. Последние 20 лет советской власти никто ни во что не верил. То, что предъявляла пропаганда, резко отличалось от действительности. Это причина, по которой советская власть рухнула. Нынешним руководителям стоит об этом помнить.

Что делать?

- Профессионалы старой гвардии отмечают падение качества отечественной журналистики. В связи с чем?

- В 1990-е, не разобравшись толком, что есть свобода слова, мы огульно начали изобличать и рушить. Многие журналисты на этом имена сделали. Не на мастерстве, а на модной теме, на запретной вчера информации. Постепенно эта погоня за сенсациями подточила профессию. Современная российская журналистика, если можно так ее назвать, крайне примитивная, она перестала быть творчеством. Превратилась в голый новостной поток. Случилось, приехал, сказал… Исчезают жанры: публицистика, очерк, фельетон. Журналистика резко помолодела. И звезд в ней нет. Это не вина молодежи, а ее беда, просело ведь и качество образования. Все меньше остается в профессии людей зрелых, с опытом и мастерством, потому что платят гроши. Назовите в крае журналиста, ради которого выписывают газету, фамилию которого ищут? Таких нет или очень мало, потому что созидать материальные ценности гораздо проще, чем духовные.

Сложно подать историю о женщине, которая усыновила пятерых малышей, а показать горящий дом, из окон которого выпрыгивают и разбиваются люди, - просто. Бери и снимай! Сейчас вообще все снимают, у каждого в кармане телефон с камерой. Понимаете, в массах пробудилось звериное любопытство. Если старушку кто-то переводит через дорогу, снимать никто не будет. А если ее машина сбила, она летит вверх тормашками - набежит толпа, и все будут снимать. Ориентиры добра и зла теряются! И мы недалеко ушли от упомянутого выше «Шарли». Карикатуру на сирийского мальчика, который утонул, показали все наши каналы. Жалели ребенка? Просто показывали, чтобы не выпасть из рейтинга просмотров.

Национальная нравственность в опасности, и давно пора осознать это. Даже в самые трудные времена советское государство старалось сохранять в людях веру в лучшее, культивировать принципы сострадания, созидания, доброты - через искусство и позитивное информирование. К сожалению, мы разрушили путь, по которому кино, литература, все лучшее и хорошее к нам приходило. Больше нет бюро пропаганды киноискусства и пр. Нет критики: литературной, художественной, театральной. Государство от коммуникативной функции отстранилось. Мнение о том, что зритель и читатель сам определит и найдет все то, что ему нужно, оказалось ошибочным. К примеру, писатели, в том числе кубанские, пишут хорошие книги, но кто об этом знает? В этой ситуации у СМИ роль поистине миссионерская. Она в том, чтобы изменить приоритеты, а для этого должен поменяться главный герой. Появиться тот, кому хочется подражать. Очень жалко, что умерла Жанна Фриске. Страна плакала три месяца и до сих пор плачет. А в ток-шоу делят то имущество, то детей… В дни всеобщего траура умер Герой Советского Союза летчик-космонавт Анатолий Березовой. И никто двух слов не обронил, в том числе и на родине, в Краснодаре. Приоритеты поменяются, когда придут новые герои…

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Опрос

Где планируете провести отпуск или выходные?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах