«На этом снимке запечатлен Владимир Алексеевич Иванов, мой хороший знакомый, строитель с сорокалетним стажем, - пишет Игорь Ясинский из Краснодара. - Его созидательная деятельность начиналась со времен срочной службы в армии. А служил четыре десятка лет назад рядовой Иванов в железнодорожных войсках и строил Байкало-Амурскую магистраль. Хочу поделиться его рассказом об этом историческом и героическом этапе».
Он же памятник!
«К своему месту службы, на Дальний Восток, мы прибыли поездом, и испытали шок, - вспоминает Владимир Иванов. - Немудрено: выезжали из Краснодара в туфельках и тонких рубашках, а приехали в дикий край, в минус 40. Поначалу валили лес вручную. Затем нас подучили и стали доверять подрыв сопок, нивелировку местности. Но все равно физический труд в строительстве магистрали всегда был в приоритете. Сколько довелось всего перетаскать, сколько кубометров земли перекидать лопатой! Сейчас те годы вспоминаю с удивлением: откуда только силы брались? Но и с теплотой. Романтика! Грело и осознание сопричастности с чем-то мощным, глобальным, важным для государства…»
Магистраль тянулась так: сначала подготавливалась просека до трех километров, затем укладывалось гравийное полотно. Потом в дело вступал путеукладчик - трактор с вагоном, на котором лежали уже собранные звенья (около 20 метров каждое). Сроки всегда поджимали, и порой случалось всякое.
«Как-то уперлись мы в скалу, прочность которой приближалась к гранитной. Такой камень ни один бульдозер не возьмет. Остается одно – подрыв. Просверлили шурфы, заложили аммонит. По нормативам взрывать нельзя, если в окружности полутора километров находятся люди. А тут строительный лагерь в двухстах метрах и сроки! Попрятались кто где. Офицеры в вагончик, рядовые нырнули под бульдозеры. Рвануло, как и положено. Да только каменные глыбы полетели не туда, где их ждали. Одна, размером с легковой автомобиль, приземлилась аккурат на крышу вагончика. Спасибо, не задело никого. Но офицеры бледно выглядели еще несколько часов. Другой камень перекрыл небольшой ручеек и вызвал затопление. Его оттянули краном, а потом отшлифовали и высекли на нем памятную надпись. Уверен, камень и сейчас стоит где-то как памятник».
Большая любовь
Как-то после прохода изыскателей, геологов и геодезистов, бригада, где довелось работать Иванову, выехала на рубку просеки. Добирались на участок по мари – так называют болотистую местность с редкими деревьями. По дороге попали в родник или затянувшееся мхом озеро, где вечная мерзлота оттаяла. Несколько мгновений, и трактор погрузился в пучину. Стали прощупывать машину длиннющими шестами, но так до нее и не достали. Хорошо, что все успели соскочить, когда трактор уходил под воду.
«Работать приходилось порой за несколько сот километров от дислокации воинской части. Жить довелось в брезентовых палатках, сухпаек получали сразу на неделю, - говорит Владимир Алексеевич. – Как-то, то ли про нас забыли, то ли с транспортом вышла накладка, мы оказались на несколько дней отрезанными от мира. Еда закончилась. Но ничего! В дело пошли дикие голуби, мясо которых напоминает куриное, еще грибы, голубика, черника. И никто не брюзжал, а трудности переносил с юмором. Находилось, впрочем, время и на отдых. Когда приезжал с гастролями Дин Рид, весь БАМ действительно гудел. Ребята на строительстве были со всего Союза – из всех республик. Мы не делились на русских, украинцев, казахов, киргизов или грузин. Были как единое целое. Работали добросовестно. Именно БАМ остался в моей жизни самой большой строительной любовью. Храню грамоты, которые мне выдавали в моей части (№ 48406). А самая дорогая награда – медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали». Берегу для внуков. Быстро летит время. Довелось мне услышать и огульные обвинения, что, мол, БАМ – это чуть ли не глупость века. Так может сказать только неумный или злобный человек. Нет, магистраль еще как работает и продолжает строиться! А мне она и по сей день часто снится...»