За три месяца лета на кубанских курортах отдохнули больше 10,4 млн туристов - на пять процентов больше, чем за такой же период 2017 года. Всего с начала года край принял более 13,3 млн человек - на три процента больше прошлогодних показателей. За отдых на Черноморских курортах туристы заплатили 52 млн рублей. О том, как распорядятся курортными сборами, «АиФ-Юг» рассказали специалисты.
Стоит ли игра свеч?
Напомним, эксперимент по курортному сбору на территории края планировалось запустить в мае, но стартовал он позже. Это было связано с проведением матчей Чемпионата мира по футболу в Сочи. Сбор стали взимать лишь с 16 июля. Курортный сбор на Кубани составляет десять рублей в сутки с туриста и действует в Сочи, Анапе, Геленджике, Горячем Ключе и ряде курортных поселков Туапсинского района.
Казалось бы, десять рублей - мелочь. Но общая сумма перечислений, по данным на сентябрь, составила 52 млн рублей. При этом только закончилось лето, в разгаре тёплый бархатный сезон. Горнолыжные курорты уже готовятся принять любителей зимнего отдыха. По прогнозу министра курортов и туризма Краснодарского края Христофора Константиниди, до конца года край посетят свыше 16 млн туристов, и сумма курортных сборов всего составит примерно 70 млн рублей.
Много это или мало? По мнению некоторых экспертов Ассоциации туроператоров России (АТОР), не много, «игра не стоит свеч». Специалисты считают, что процедуры по оформлению отнимают много времени. Кроме того, значительное количество граждан относятся к льготным категориям, освобождённым от курортного сбора (несовершеннолетние, студенты, инвалиды первой и второй группы, жители края). Со скепсисом на стадии обсуждения нововведения выступали и отельеры.
Но практика показала, что отдыхающие на курортный сбор реагируют без раздражения, а временные затраты по оформлению занимают пять минут.
«Мы с супругой и ребёнком отдыхали в гостевом доме в Геленджике, - рассказал Павел Анисимов из Москвы. - При заселении заполнили с женой анкеты, дали согласие на обработку персональных данных и оплатили сбор одновременно с оплатой за проживание. За десять дней отдыха - 200 рублей, на пляже столько стоит мороженое. Вроде бы мелочь, но отдыхающих миллионы. Хотелось бы знать, как наши деньги будут потрачены».
Деньги – на развитие ЖКХ
Традиционные кубанские города-лидеры по количеству туристов - Сочи, Анапа и Геленджик. Как ни странно, они же и самые проблемные. Претензии отдыхающих однотипны: некачественный сервис, грязные пляжи, перебои с водоснабжением, перегрузка электросетей, нехватка предложений «всё включено».
Проблемы, омрачающие отдых туристов, в крае пытаются решать. Пляжи обустраиваются в соответствии с ГОСТом. Ударно проводится классификация гостиниц, и всё больше их переходит на стандарт «все включено». И ценообразование - фактор управляемый. Из-за ЧМ по футболу максимально допустимая стоимость гостиничного обслуживания устанавливалась Правительством РФ. В частном секторе и хостелах Сочи можно было поселиться за 500 рублей с человека в сутки. Но чемпионат завершился, и цены снова взлетели.
В 2017 году доходы санаторно-курортного и туристского комплекса края составили 133 млрд рублей, что в два раза больше, чем в 2016 году (65 млрд рублей). Эксперты утверждают, что мы способны принимать 20 миллионов отдыхающих в год, а значит, и доходы могли бы быть больше. Люди будут ехать, но забота об их комфорте не должна быть формальной. Оставляя в кубанской казне миллионы и миллиарды, отдыхающие вправе на это рассчитывать, считают специалисты.
Значительное количество граждан относятся к льготным категориям, освобождённым от курортного сбора: несовершеннолетние, студенты, инвалиды первой и второй группы, жители Краснодарского края.
«Курортный сбор - успешная мировая практика, однако регионы должны вести публичную отчётность, на что были потрачены эти деньги, - считает эксперт Общественной палаты по туризму Роман Бобылев. - 52 млн рублей вряд ли хватит на строительство каких-то новых объектов туристической инфраструктуры, однако этого вполне достаточно для поддержания уже существующих. Деньги можно потратить, например, на благоустройство пляжей или ремонт набережных - обо всём этом власти должны отчитываться перед туристами, чтобы не подорвать доверие к самой системе курортного сбора».