Примерное время чтения: 8 минут
2927

«Разгоняем» мозг. Как работают методики развития интеллекта

Тренеры считают, что техники развития интеллекта способны заставить мозг работать на новом уровне, но достигнуть таких результатов не всем под силу.
Тренеры считают, что техники развития интеллекта способны заставить мозг работать на новом уровне, но достигнуть таких результатов не всем под силу. Shutterstock.com

Проект «Удивительные люди», запущенный телеканалом «Россия 1», напомнил, что «накачать» можно не только мышцы, но и интеллект. Пятилетняя Виктория Алиева продемонстрировала публике, как ей удается одновременно пересчитывать длинные ряды цифр и декламировать стихотворение. Выяснилось, что достичь суперспособностей помогла особая методика, которую японцы используют уже не одну сотню лет.

Неужели при правильном подходе гением может стать каждый? За ответом на этот вопрос «АиФ-Юг» обратился к тренерам популярных техник развития интеллекта - ментальной арифметики, скорочтения, суперпамяти.

Пятизначные числа в уме

Школа ментальной арифметики, где занимается Виктория Алиева, в России появилась всего три года назад, а отделению в Краснодаре нет и года. Но 11-летний Эмир, один из лучших учеников студии, уже привез из Москвы награду международных соревнований. Преподаватель Ольга Грачева демонстрирует его умения, зачитывая вслух длинный арифметический пример из 6-7 сложений и вычитаний. В хорошем темпе начинает с единиц, затем переходит на десятки, сотни, наконец останавливается на пятизначных числах. Эмир совершает неведомые движения пальцами и мгновенно выдает ответ. Без ошибок.

Затем мальчику дают лист с арифметическими примерами, и Эмир пишет ответы, одновременно рассказывая шуточное стихотворение, которое накануне учили в его классе.

«Я считать так быстро не могу, - улыбается организатор краснодарской студии Анна Усик. - Взрослым эту методику уже не освоить».

Справка
Соробан - это японские счеты (абак). Происходят от китайского суаньпаня, завезенного в Японию в Средние века. Четыре нижние костяшки соробана называются «земными», и каждая представляет собой единицу. Верхняя костяшка называется «небесной» и считается за пять «земных». В настоящее время продолжает использоваться для обучения счету в начальной школе. Когда в стране появились первые калькуляторы, японцы не доверяли им и перепроверяли расчеты на соробанах.

Ментальная арифметика основывается на технике одновременного развития обоих полушарий мозга, а не одного, как это происходит во время обычных школьных занятий. Как правило, человек развивает только левое полушарие, которое ответственно за логику, а правое, эмоциональное и творческое, в полную силу не работает. В основе японского метода - традиционные счеты соробан (от наших они отличаются). Когда ребенок их освоит, то начинает обрабатывать задачу не только логически (действует левое полушарие), но и образно (за это отвечает правое полушарие), представляя, как пример решается на счетах (вот чем Эмиру помогают жесты). В результате в мозгу образуются нейронные связи между обоими полушариями, которые в дальнейшем позволяют легче обрабатывать объемы информации, а значит, быстрее справляться с поставленными задачами.

«Математику не подтягиваем!»

«Иногда родители обращаются с просьбой подтянуть ребенка по математике. Но я сразу говорю: «Это не к нам», - уточняет Анна. - Мы не учим математике  как школьному предмету, быстрый устный счет - это эффективный способ развития интеллекта в целом».

Действительно, Эмир признается, что на уроках своими удивительными умениями не пользуется - как-то они там не пригождаются. А вот в японских школах, по словам Анны Усик, ребята с начальных классов занимаются счетом на соробане, это входит в обязательную программу.

«Может быть, поэтому японцы - настолько интеллектуально развитая нация», - предполагает моя собеседница.

По данным нейрофизиологов, своего пика развитие мозг достигает уже в 12 лет. Те, кто начинает заниматься ментальной арифметикой в 16 лет, не показывают блестящих результатов. Взрослых людей этой технике не обучают.

Четыре арифметические операции на соробане - сложение, вычитание, умножение и деление - изучают два года. Однако, по данным нейрофизиологов, своего пика развитие мозг достигает уже в 12 лет. Это, конечно, не значит, что после этого люди только глупеют, но вот те самые нейронные связи образовываются все хуже. И, по словам тренеров, те, кто начинает заниматься в 16 лет, уже не показывают блестящих результатов. Взрослых людей ментальной арифметике не обучают вовсе.

По 25 секунд на страницу

Впрочем, для взрослых тоже есть кое-что полезное. В любом возрасте, по словам тренеров, доступны методики скорочтения и суперпамяти. Более того, состоявшимся людям они зачастую даже нужнее, чем школьникам. Преподаватель Олег Лаптев вспоминает, как у него учились топ-менеджеры крупных компаний и чиновники высшего ранга.

«По работе им необходимо быстро обрабатывать большие объемы серьезной документации, причем детали упускать нельзя. Мои клиенты жаловались, в первую очередь, на плохую память», - говорит он.

Следующие в списке - студенты сложных факультетов: медицинского, юридического, экономического. Здесь требуется запоминать большие объемы информации, например, все кости в теле человека. Освоив методику, человек способен читать 4-5 тысяч знаков в минуту, тратя на страницу текста в среднем по 25 секунд. К примеру, 100-страничную книгу при такой скорости можно прочитать всего за полчаса! При этом материал не «проглатывается», а остается в памяти, вплоть до мелких деталей. Тренеры работают со слуховой, моторной и зрительной памятью.

Ментальная арифметика
В школу ментальной арифметики принимают с 4-5 лет (на фото дети занимаются на счетах соробан), а для взрослых существуют курсы скорочтения и суперпамяти.  Фото: АиФ/ Евгений Строкань

«Мы занимаемся тем, что «разгоняем» мозг, - комментирует фантастические цифры Олег Лаптев. - Он просто начинает работать на других оборотах. Например, был у меня ученик, который очень любил компьютерные игры. Через полгода после окончания занятий позвонил его папа и рассказал, что мальчик за это время прошел в любимой игре сразу пять уровней, а до этого целый год с одним справиться не мог».

Мой собеседник уверяет, что в методике скорочтения и суперпамяти нет ничего удивительного и революционно нового: она была известна еще в Древней Греции и в Древнем Риме. Вспомните - Юлий Цезарь мог делать пять дел одновременно! И, возможно, не он один, просто дошедшие до нас летописи очень коротки.

«Сам я познакомился с этими техниками благодаря родственникам, которые живут в Рязани, где находится Институт мозга, - говорит Олег Лаптев. - Однако мне рассказывали, что в советское время методики даже в школах использовались, но потом из курса пропали».

От ученика требуется желание

Однако и Анна Усик, и Олег Лаптев сомневаются, что техники развития интеллекта дали бы результат в учебном плане современной школы.

«Обучение должно проходить в неформальной обстановке. Я действую только методом «пряника», никакого кнута! Потому что я должен увлечь ученика, без этого дело не пойдет», - считает Лаптев.

«Представляете, наши ученики поначалу не могли объяснить, что такое «сотня» (что это - 10 «десяток»)! В школе им этого не объясняли. И еще ребята нам рассказывают, что в классе им неинтересно. Почему нельзя создать в школе конструктивный учебный процесс?» - удивляется Анна Усик.

И все же тренеры признают, что потрясающих результатов с помощью их методик может добиться не каждый человек. Во-первых, большую роль играет изначальный интеллектуальный потенциал ученика: чем он выше, тем легче идет процесс обучения и тем невероятнее эффект. Например, у того же Лаптева занимались женщина с ребенком: малыш лишь немного улучшил свои данные, а вот мама-кандидат наук взяла от методики очень многое.

Методики развития интеллекта не забываются после окончания занятий, их действие продолжается всю жизнь. После этого и учиться несложно, и читать несложно, и работать несложно.

И, во-вторых, важна заинтересованность ученика - он должен стремиться улучшить свои результаты и не отказываться выполнять домашние задания. По мнению Анны Усик, самая дисциплинированная в этом плане группа занимающихся - первоклассники, потому что им учиться ново и интересно.

«Взрослые люди могут отговариваться отсутствием времени, загруженностью на работе, семейными проблемами. Но на самом деле результат будет достигнут только в том случае, если ученик захочет его получить, - резюмирует Олег Лаптев. - Важно понять, что методики развития интеллекта не забываются после окончания занятий, их действие продолжается всю жизнь. После этого и учиться несложно, и читать несложно, и работать несложно».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Опрос

Из каких источников вы узнаете новости?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах