Например, стоит ли делать уроки вместе с ребенком? Разобраться в этом читателям «АиФ» помогла Ольга ХОЛОДОВА, учитель высшей категории, автор курса по развитию познавательных способностей у детей.
Для дошколят
Сейчас много и традиционных школ, и школ с углубленным изучением предметов. Как в этом разобраться? На что надо обратить особенное внимание?
Н. Светланова
- Многие школы устраивают дни открытых дверей, где можно узнать об основных и дополнительных образовательных программах. Там вы сможете понять, удовлетворит ли выбранное учебное заведение познавательные потребности вашего ребенка. И подумайте, не повлияют ли большие нагрузки на отношение маленького человека к обучению в школе. Познакомьтесь с учителем, который будет набирать 1-й класс. Ведь именно с ним вашему ребенку придется общаться большую часть времени.
Что делать, если сын боится идти в школу? Он просто не представляет, как будет обходиться полдня без мамы.
В. Муравьев
- Родители часто увлеченно обсуждают школьные проблемы. Их беспокойство передается ребенку. Не позволяйте себе и другим говорить: «не будешь делать сейчас, в школе придется», «тебя вообще в школу не возьмут», даже если ребенку еще далеко до первого класса.
Это не означает, что вы должны расписывать школьную жизнь как непрерывный праздник. Но об учебе надо говорить с уважением. Объясняйте ребенку: для того чтобы учиться, нужно прикладывать усилия. Не всегда придется делать только то, что нравится. В школу надо ходить каждый день, потому что каждый урок - это открытие нового знания.
Что необходимо уметь поступающему в 1-й класс?
А. Давыдова
- Главное - социально-психологическая готовность к школе. Важно заинтересовать ребенка получением новых знаний. Обратите внимание на его умение общаться. Хорошо, если ребенок легко вступает в контакт, признает авторитет взрослых.
У будущего первоклассника должна быть хорошо развита рука (тогда он уверенно владеет карандашом, ножницами), пространственная ориентация (умение правильно определять «выше-ниже», «больше-меньше», «вперед-назад» и т. д.). Ребенок должен уметь правильно перенести в тетрадь простейший графический узор (например, из книг), а также удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут. Благодаря занятиям, этому можно научить ваших пока еще дошколят.
Для младших классов
В начальной школе у сына ввели экономику. Вроде объясняют все на примерах мультяшных героев. Забавно, но зачем? Теперь всех в министры финансов готовят?
Г. Ватутин
- Раньше экономические проблемы искусственно отодвигались от школьника. Сегодня жизнь требует, чтобы ученик даже начальной школы умел делать осознанный выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи и школы, что такое цена товара и от чего она зависит, как создается богатство и каковы его источники.
Составным элементом экономического воспитания является формирование в раннем возрасте уважительного отношения к труду окружающих людей и его результатам. Недостаток экономического воспитания нередко проявляется и в том, что дети небрежно относятся не только к объектам общего пользования, но и к домашнему хозяйству, личным вещам.
Мой сын, школьник, просит помочь выполнить уроки. Я бы рада, но вдруг из-за этого он не сможет вырасти самостоятельным?
В. Сергеева
- Если вы хотите, чтобы ребенок хорошо учился, ему нужно помогать. Только ваше желание помогать должно быть искренним - общайтесь с ним с удовольствием, а не отбывайте повинность.
Тогда ребенок будет стараться и ради себя, и ради вас. И постепенно постарайтесь давать ребенку возможность проявлять самостоятельность.