В соцсетях разлетелось видео с монологом стендапера Алексея Щербакова, отца кубанского первоклассника. Автор в не самых сдержанных выражениях возмущается, что детям задают на дом так много уроков, что родителям приходится помогать их делать. «Я на это не подписывался», - заявляет комик. И жалобы на то, что домашние задания приходится выполнять вместе с детьми - массовые. «АиФ-Юг» разобрался при помощи экспертов, какими причинами вызвана проблема.
Родители как полноценные участники
Стенгазеты, проекты, поделки на оценку - в этом давно соревнуются родители учеников начальной школы. Мамы и папы возмущаются: «Вечером новость - нужен ёж из шишек, послала мужа в парк, искал с фонариком. А нам не помогали, когда мы учились». Учителя парируют: «Не помогали, потому что у учеников прошлого была возможность справляться с заданиями самостоятельно. Но за последние 20 лет всё изменилось».
«Например, чтобы справиться с заданием-презентацией, нужно владеть компьютером, сделать фото или видео, пользоваться поисковыми сервисами интернета, без помощи ученик не справится, - говорит учительница начальных классов Ирина Сергиенко. - Это не капризы педагогов, а образовательные стандарты. Установки в современной школе таковы, что родители в ней - полноценные участники обучения. На них возложены функции контроля и организации дополнительного образования, которое, увы, необходимо».
По словам учительницы, «голых» знаний среднему ученику, если он обычный ребёнок, не отличающийся экстраординарными способностями, «хватит на троечку». Для хорошего результата в учёбе необходимо «добирать» личным участием родителей или с помощью репетиторов.
«Программа советской школы начиналась с букваря, - подтверждает мама второклассника Галина Дмитриева из станицы Северской Краснодарского края. - Нас учили читать, писать, попутно мы осваивали орфографию. Программа усложнялась постепенно и была понятной. Начальное обучение длилось три года, а сейчас - четыре, и оно разбавлено новыми предметами. Например, окружающий мир. Это не только природоведение, а всё, что угодно, включая правила пожарной безопасности. В школе уже не говорят: «глагол, прилагательное, существительное». Вместо этого: «слово, обозначающее действие, признак предмета, предмет». Причём, каждое понятие - это геометрическая фигура и нужно запомнить, какая именно, треугольник или квадрат, чтобы из фигур-понятий собрать конструкцию - предложение. К чему такие сложности? Приходится читать учебники, чтобы самой разбираться и быть сыну полезной».
В частных школах все сделают за родителей
Жительница Краснодара Галина Гутина - мама двух школьников. Оля в пятом классе, Андрей во втором. «Курс молодого бойца» прошла с дочкой, время на «домашку» не достигало критичных величин. Но вот в первый класс пошёл сын. У мальчика дисграфия (расстройство процесса письма). «Подтягивать» каждый день пришлось двоих, мама озаботилась здоровьем – как детей, так и собственным.
«Учительница у дочки была неплохая. Но младшему не повезло. Считается, что в первом классе на дом не задают. На самом деле приходилось повторять всё, что изучали в классе, потому что сын на уроках ничего не запоминал, - рассказывает Галина. - Сидели каждый день до глубокой ночи со слезами и истериками. Я поняла, что не справляюсь, сыну требовалось больше внимания, чем одноклассникам. В школе он его не получал, я решила искать альтернативу. В частной школе пугал ценник, но я подсчитала расходы на обычную. Сложила всё (сборы на печатные тетради, праздники, кружки, питание, проезд, экономические потери от моего отказа от подработки) и удивилась. Оказалось, частная школа не так уж и дорога».
В частной школе дети Галины занимаются первый год. Дышать, по определению мамы, «стало легче».
В частной школе в классах по 16 учеников, в обычной - от 35-ти.
«Время на «домашку» сократилось: два часа, если не отвлекаться. Уже не из-под палки сын учится, а с желанием впечатлить учителя, - продолжает женщина. - Ему интересно, он запоминает. Хотя учебная программа та же, что в государственной школе. Отличия в мелких, но значимых нюансах. В обычной с пятого класса шестидневка, в платной - пятидневка. Плюс, «допы» (дополнительные занятия): по математике, русскому или английскому, рисование, физкультура... Дети там с утра до вечера, как в интернате, многим родителям это удобно. На дом остаются устные задания, иногда что-то дописать, если не успели на уроке. Неудовлетворительные оценки не «прощают», а просят пересдать, чтобы тема была усвоена. В будни у детей ни на что, кроме уроков и сна, времени не остаётся, поэтому каждая пятая неделя - каникулярная. И самое главное: в частной школе в классах по 16 учеников. В обычной (городской) от 35-ти, учителю невозможно уделить внимание каждому. В новой школе к детям относятся с уважением, внимательны к эмоциональному комфорту. Одного неуправляемого мальчика исключили, вернув родителям деньги. Директриса сказала: «Спокойствие дороже».
Но что делать тем, кто частную школу себе позволить всё-таки не может?
Альтернативные формы и баланс
«АиФ-Юг» удалось найти и счастливую маму: она не знает, как это - сидеть с ребёнком за уроками до ночи.
«Сын - пятиклассник гимназии № 54 Краснодара, - объясняет Вера Сердечная. - У него «шестидневка», единственный выходной бывает в центре дополнительного образования. Каждый день пять-шесть уроков, трижды в неделю «допы». Тёма ходит на танцы в частный коллектив. А мог бы после уроков и в гимназию (там проектная деятельность, православная культура, казачьи традиции). «Домашку» он учит час-полтора, но приходится контролировать, чтобы не отвлекался. Конечно, устаёт, в дни без «допов» устраиваем релакс-разгрузки. Включаю аудиосказку, укрываю пледом, и сын засыпает днём на полтора часа. Учится на «четыре» и «пять», но проскальзывают тройки. Не ругаю, низкая оценка - повод для анализа: где ошибся, почему? Тёма - хороший ученик, у него светлая голова, он не доставляет проблем. Но, думаю, секрет в том, что ему интересно в школе - есть любимая учительница (по математике), он дружит с одноклассниками. Убрав «ненужное» в расписании, нагрузив полезным, мы достигли баланса. Он вскакивает в шесть утра в хорошем настроении, потому что спешит в школу, а после уроков в нетерпении мчится на танцы».
Важная деталь: проблемы с уроками и у Тёмы были, когда он учился в обычной школе (перевод в гимназию состоялся в связи с переездом). Тяжело давалась теория в начальной школе. По словам мамы, «приходилось всё повторять». В гимназии предметники сильнее, тоже факт. И количество учащихся в классах также меньше. Ведь базовая проблема школ, на которую указывают родители, - переполненность.
Что говорит закон
«Много задают» - распространённая претензия, - комментирует ситуацию педагог-психолог, школьный омбудсмен, автор серии публикаций по защите прав учеников, учителей, родителей Нурия Сафиулина. - Учитель при планировании заданий на дом руководствуется нормативным актом - СанПиНом. В соответствии с требованиями, обучение в первом классе осуществляется с соблюдением дополнительных требований, без балльного оценивания знаний и обучения без домашних заданий (п.10.10 СанПиНа). Первоклашкам «домашку» не задают, оценки не ставят.
Далее по акту: объём домашних заданий должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во втором-третьем классах – полтора часа, в четвертом-пятом классах – два часа, в шестом-восьмом классах - 2,5 часа, в 9 - 11 классах - до 3,5 часов. Конечно, нормативы примерные. Многое зависит от психофизиологических особенностей ребёнка. Некоторым с трудом удаётся сосредоточиться, заниматься, не отвлекаясь. Это одна из причин, затягивающих выполнение домашних заданий на несколько часов. Может ли домашнее задание содержать новый материал, который ребёнок в школе не изучал? Да! Если задача ориентирована на развитие творческой, исследовательской активности. Но это не отменяет правило: задание должно быть понятно ученику».
«Как папа двух учеников подтверждаю: дети получают большую нагрузку в школе, - говорит психолог Алексей Павлинский. - Школа - это система. Она не выделяет личность, учит всех одинаково. Здесь очень важно отношение родителей к успеваемости их детей. Родители не должны много требовать, им нужно дать возможность ребёнку учиться так, как у него получается. Да, это не просто, но необходимо, так как психологическое здоровье ребёнка так же важно, как и знания, которые он получает. Если ребёнок стал быстро уставать, раздражаться по пустякам, это сигнал того, что он перегружен. Дайте ему возможность отдохнуть, поиграйте с ним, смените обстановку, это даст ему ресурс. Уроки учить нужно в стиле игры и поощрения. Ребёнок, увлекаясь игрой, делает всё быстрее и с интересом, результат не заставит себя ждать. Если что-то у него не получается, не ругайте, это травмирует и бьёт по самооценке, он перестаёт верить в себя и начинает спрашивать вашего совета, просить помощи постоянно. Больше хвалите ребёнка, это неоценимый вклад в его развитие как личности».
Не воспитывайте своих детей, воспитывайте себя.
«Выступление стендапера - это хороший номер, талантливо исполненный, к тому же попавший в болевую точку. Речь идет о вечном. Родители, дети и школа будут всегда, - считает учитель-методист, руководитель и основатель центра дополнительной профессиональной подготовки Ольга Кузнецова. – Родителями быть нелегко. Это даже больше, чем профессия. Потому что нет выходных и свободного времени. Потому что даже в школу после ее окончания человек может приходить с благодарностью, а может забыть, как страшный сон. А к родителям будет приходить всегда. Могу только посоветовать учиться быть полноценным участником образовательного процесса своих детей. Читайте хороших педагогов, психологов. Развивайте свой интеллект, кругозор. Как советуют мудрые англичане: «Не воспитывайте своих детей. Все равно они вырастут похожими на вас. Воспитывайте, развивайте себя. Станьте интересны себе и своим детям».