В июне на улице Кубанской набережной в Краснодаре установили скульптуры «Тороиды» краснодарского художника Валерия Казаса. Но простояли абстракции всего несколько дней - кто-то возмутился в сети, объекты забросали яйцами, и бывший мэр Евгений Первышов решил: раз объекты кому-то не понравились, то из центра их уберут. Эта история разделила краснодарцев на два лагеря и породила дискуссию - а какое искусство нужно городу и его жителям? Вместе с экспертами в этом вопросе решил разобраться «АиФ-Юг».
Чего не хватает?
История с «Тороидами», которые власти поспешили убрать из центра Краснодара, в августе едва не повторилась в Москве. В столице установили 13-метровую скульптуру швейцарского художника Урса Фишера «Большая глина № 4» - это алюминиевая копия положенных друг на друга кусков глины, которые когда-то разминал в руках автор. Современная скульптура вызвала неоднозначные оценки - с критикой «непонятного» объекта выступили не только обычные люди в сети, но и многие селебрити.
По большому счёту, реакция москвичей на современное искусство в городском пространстве, во всяком случае, средняя температура по больнице, не отличалась от восприятия краснодарцами «Тороидов». Значит, дело не в «столичности» и «провинциальности», не в аудитории. А в чём же? Нашумевшую историю среди прочих вопросов обсудили на публичной дискуссии, организованной автором некоммерческого проекта «Цикл лекций о современном искусстве» Анной Пчелиной. Художники, арт-менеджеры, критики и просто зрители рассуждали о том, чего не хватает современному искусству в Краснодаре и крае. При этом речь шла не о максимально странных для обычного человека акциях и перформансах, а о более понятных художественных объектах - скульптурах, картинах.
«Краснодар - один из самых быстрорастущих городов России, - начала разговор Анна Пчелина. - За последние годы население его удвоилось. В городе развиваются творческие инициативы, креативные индустрии. Идёт отдача и в современное искусство. Порой людям, которые находятся внутри процесса, кажется, что ничего у нас не происходит, но это не так - есть музеи, галереи, аукционы, в том числе известный «Мост», ЦСИ «Типография», образовательные инициативы, культурные кластеры - и не только в Краснодаре, но и в Новороссийске, станице Голубицкой. Сейчас вся эта активность находится на такой стадии, что важно переходить на новый этап. Начинать нужно с анализа - большинство проектов в области искусства до сих пор реализуются по наитию, не имея исследовательской базы».
«Посмотрите на аудиторию»
Именно об анализе, точнее, определении целевой аудитории, говорила заместитель директора по региональному развитию Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Екатерина Кочеткова. По её словам, в любом российском городе есть разная аудитория для искусства. Большое количество людей готово идти на выставки классического искусства, смотреть известные картины из коллекции того же Пушкинского музея - Рембрандта, импрессионистов, золото Шлимана. Такой запрос есть - коллекций мирового искусства в российских городах, за исключением Санкт-Петербурга, нет. Но далеко не везде есть возможность привезти их - не хватает подходящих помещений, ведь для полотен нужны строгие условия по климату, охране и т.д.
«Идти в любом случае нужно от аудитории, если среда в городе уже «подогрета», готова к восприятию современного искусства, то стоит показывать и его, - рассказала Екатерина Кочеткова. - Если же говорить о художниках, то им нужны инструменты, которые сделают именно их работу заметной. Для этого необходимы ресурсы, в том числе финансовые, площадки, чтобы не просто придумывать проекты, но и показывать их».
По словам куратора Краснодарского центра современного искусства «Типография» Елены Ищенко, менеджеры должны создавать и поддерживать инфраструктуры как для широкой городской аудитории, так и для узкой - художественного сообщества.
Депутат городской Думы Краснодара Владимир Вербицкий тоже говорил об аудитории, о том, что нельзя навязывать ей искусство, в том числе и современное. В истории с теми же «Тороидами» порой звучало предложение оставить скульптуры на месте, мол, жители привыкнут, и всё будет нормально.
«Но, наверное, такой метод не работает, - отметил Владимир Вербицкий. - Когда устанавливали в городских пространствах скульптуры наших художников - «Столпы» Виктора Линского в Вишняковском сквере, «Точку» Михаила Смаглюка в сквере 80-летия Краснодарского края, Draped data Владимира Омутова, в Чистяковской роще и Екатерининском дворце, то провели гигантскую работу, были общественные обсуждения с очень разными людьми. И не скажу, что поначалу многие были рады новым объектам, но сейчас они стали центрами притяжения - с ними фотографируются, к «Столпам» приезжают фотографироваться молодожёны. В любом случае сначала необходимо обсуждение, ведь даже самая безобидная скульптура - «Собачки» на Мира и Красной - тоже вызывала споры сразу после установки».
«У аудитории Краснодара, как и у любой другой городской аудитории, есть свой культурный код, который художникам и кураторам надо определить, чтобы не вступать с ним в конфликт», - считает Анна Пчелина.
Что ждут художники?
Художники становятся известными после громких выставок или успешных продаж на аукционах. Но как заработать эту известность? Художественные критики предлагают «идти в народ» - устраивать показы не в галереях, а, например, на улице Красной по выходным.
«Я решил показать своё творчество горожанам, арендовал помещение на Красной/Горького, поставил девушку, которая раздавала флаеры и приглашала на бесплатную выставку, - рассказал художник Глеб Баранов. - Эффект оказался минимальным - если за два дня зашли с десяток человек, это хорошо».
«Дистанция между зрителем и аудиторией существует, – соглашается живописец Владимир Колесников. - Например, на территории бывшего завода ЗИП могут одновременно идти выставки художественные, показы шуб и саженцев. И человек, который пришёл за саженцем, вряд ли пойдёт в соседнее здание смотреть картины. Хотя, казалось бы, искусство рядом».
Уже после обсуждения один из участников дискуссии признался, что вряд ли бы пошёл на выставку, если б его зазывали во время прогулки на Красной. И уж тем более - в соседнее здание.
«Но если бы эти картины были на улице, о них что-то рассказывали, объясняли, может, остановился бы и прислушался, - признался он. - А если бы понравилось, то уже знал бы художника, следил за его творчеством».
Всё есть - и ничего нет
Художник Владимир Мигачёв:
«Думаю, о том, чего не хватает в Краснодаре, и получается парадокс - всё есть - и ничего нет. В 1994 году мы сделали выставку «Фасад», у нас тогда ничего не было, только краски и помещение. Сейчас же не хватает событий, которые бы остались в сознании. Где кураторы? Где художники? Тогда мы собрались и полгода делали выставку вместе, сейчас встречаюсь с нашей молодёжью, и они просят дать им денег. Да, на хороший проект нужны средства, которые мало кто из художников потянет. Но нужно и собираться в группы, делать вместе, не ждать с моря погоды.
Второй момент - на выставке в Риге организаторы поставили мне кресло, публике - стулья. Я спросил: «Зачем?» - «Отвечать на вопросы». Это и есть воспитание зрителя - художник должен объяснять, рассказывать, втолковывать».
Арт-критик Дмитрий Пиликин:
«Что такое Краснодар? Это крупный город, краевой центр. Он имеет свою ауру - сразу представляешь юг. Мне кажется, не обязательно сразу делать опору исключительно на современное искусство - этим можно напугать. Надо говорить об инициативах, институциях, работающих с современностью. История с «Тороидами» показала, что в городе пока плохо воспринимают роль искусства в общественном пространстве. Да, взять и сделать новое и поставить перед фактом - это метод. Но уровень агрессии сейчас в обществе высокий, всё новое воспринимается в штыки. Значит, нужно готовиться - и это приготовление в Краснодаре уже происходит, например, через новые общественные пространства - парк Галицкого уже производит эту работу, приучает краснодарцев существовать в другой культуре. Есть и другие места - муниципалитет обустроил современный Дмитриевский сквер рядом с озёрами. Движение идёт - и это важно, потому что такие проекты воспитывают другое отношение к визуальному комфорту».