О том, как регион помогает производителям находить новые рынки сбыта за пределами России, за счёт чего удалось увеличить объёмы поставок за рубеж в 2022 году, кто может обратиться за поддержкой и как это сделать, а также о многом другом рассказал директор Центра поддержки экспорта Краснодарского края Роман Воротников.
Специалисты подскажут
Виктор Булатов, «АиФ-Юг»: Роман Сергеевич, расскажите, пожалуйста, о Центре поддержки экспорта - когда он начал работу, какие задачи перед ним стоят, каких результатов достиг за предыдущие годы.
Роман Воротников: Центр поддержки экспорта создан в 2011 году для содействия в развитии экспортного потенциала Краснодарского края. С 2019 года Центр - участник региональных проектов «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» национального проекта «Малое и среднее предпринимательство», а также «Системные меры развития международной кооперации и экспорта» национального проекта «Международная кооперация и экспорт».
Центр поддержки экспорта Краснодарского края предоставляет комплексные услуги по сопровождению экспортного контракта, поиску иностранного покупателя, участию в акселерационных программах, международных бизнес-миссиях, выставках, оказывает помощь при размещении продукции на электронных торговых площадках. При этом каждому экспортёру при обращении в Центр поддержки экспорта предлагаются «коробочные решения», которые разработаны под типовые ситуации бизнеса на каждой стадии экспортного цикла.
С помощью мер государственной поддержки Центр помогает выйти на международный рынок малым и средним компаниям региона. Наши консультанты помогут разобраться в логистике, таможенном оформлении, сертификации, доставке и страховании грузов. Специалисты подскажут, в каких международных бизнес-миссиях и выставках можно поучаствовать, чтобы о предприятии узнали как можно больше партнёров. Они предоставят информацию о потенциальных зарубежных партнёрах, организуют деловые встречи и переговоры, пригласят поучаствовать в обучающих мероприятиях.
По итогам 2021 года Центр оказал более 2 тыс. услуг 523 субъектам МСП, что на 115% выше предшествующего года. Уже с начала этого года поддержку Центра получили более 400 представителей бизнеса. Всего за 10 лет получателями поддержки Центра стали порядка 3000 субъектов малого и среднего предпринимательства. Из них уже сотни компаний при содействии Центра вышли на зарубежные рынки, открыли для себя новые торговые ниши за рубежом, а кто-то перешёл в категорию крупного бизнеса.
Инструменты поддержки
- В чём измеряются результаты работы Центра: в дополнительных доходах в бюджет, новых рабочих местах и рынках сбыта?
- С помощью мер государственной поддержки наш Центр помогает выйти на международный рынок малым и средним компаниям региона. Наши цели - поддержка несырьевого неэнергетического экспорта, содействие повышению конкурентоспособности товаров и услуг субъектов МСП Краснодарского края, увеличение объёма экспорта, рост числа уникальных экспортёров, содействие диверсификации экспорта.
А расширение географии продаж, наращивание экспорта ведут к общему увеличению прибыли компании. Соответственно, это новые рабочие места и дополнительные доходы в бюджет региона. По итогам прошлого года объём поддержанного экспорта составил 33,45 млн долларов США. Только за 9 месяцев этого года данный показатель составил порядка 50 млн долларов США. И это несмотря на все сложности, связанные с мировой экономической ситуацией.
Тут стоит учесть, что речь идёт только о первых заключённых контрактах с новыми контрагентами, найденными благодаря проводимым мероприятиям и действующим мерам поддержки Центра. После чего предприятие наращивает объёмы экспорта с этими контрагентами, и последующие экспортные сделки у каждого МСП могут измеряться десятками и сотнями тысяч долларов США.
Но в нашей работе важны не только количественные показатели. При обращении в Центр предприниматель получает подробную консультацию специалистов. И в зависимости от целей и запроса представителя бизнеса подбирается услуга.
Как уже говорилось выше, мы оказываем меры поддержки комплексно, чтобы минимизировать риски, повысить результативность услуг. У нас есть целый набор инструментов поддержки, все они при правильном подходе приносят результаты.
- Расскажите о том, как поддержка помогла предприятиям выйти на новые рынки и существенно нарастить доходы.
В «копилке» Центра - много историй успеха, когда при поддержке ЦПЭ предприятия впервые открывали для себя зарубежную арену, расширяли экспортную географию, находили новые рынки сбыта. Так, один из наших постоянных получателей услуг - компания «Апостолье» благодаря победе в региональном конкурсе «Экспортёр года» и содействию Центра поддержки экспорта представила свою продукцию на индивидуальном стенде в рамках крупнейшей ежегодной выставки пищевой промышленности «Gulfood», которая прошла в ОАЭ в феврале 2022 года. Итогом участия в выставке для кубанского предприятия стало заключение экспортных контрактов на поставку подсолнечного масла с контрагентами из Объединённых Арабских Эмиратов и Узбекистана. Если ранее компания поставляла свою продукцию в ряд европейских стран, то с начала этого года, с учётом сложившейся экономической ситуации, благодаря поддержке Центра переориентировалась на более перспективные рынки сбыта, такие как страны Азии и СНГ.
При содействии Центра компания ежегодно увеличивает объём продаж, находит новые рынки сбыта. Сейчас география экспортных поставок включает 19 стран.
Ориентир на дружественные страны
- Как изменилась работа центра в 2022 году? Заставила ли политическая ситуация переформатировать или немного скорректировать работу центра?
Действительно, определённое влияние на экспорт и импорт региона, как и всей страны, оказали последние международные события. В условиях сложившейся экономической обстановки предприятия испытывают некоторые ограничения в поставках товаров в ряд недружественных стран, а также транспортно-логистические сложности. Наши специалисты проводят постоянный мониторинг ситуации, связанной с поставками на внешние рынки продукции региона. Сейчас наша главная задача - помогать предпринимателям находить новые рынки сбыта, переориентировать их на перспективные, целевые экспортные направления. Нашими специалистами ведётся работа по диверсификации рынков сбыта для субъектов МСП в рамках мероприятий, проводимых ЦПЭ.
Сейчас делаем основной упор и ориентируем компании на рынки дружественных стран. В первую очередь, это страны ЕАЭС, СНГ, Азии, Ближнего Востока.
Страны, в которые традиционно экспортируется продукция глубокого передела с высокой долей добавленной стоимости, где продукцию наших производителей давно знают, и она пользуется традиционным спросом.
- Как изменилась география международных выставок, в которых принимают участие наши производители?
- Все мероприятия, проводимые Центром, мы в этом году подкорректировали в соответствии с работой по переориентации предприятий региона на новые, целевые рынки сбыта, о чём уже говорилось выше. Организация участия производителей края в международных отраслевых выставках, проходящих за рубежом и на территории страны, - одна из самых эффективных мер продвижения местной продукции. В этом году в связи со сложившейся экономической ситуацией в мире мы, действительно, расширили географию выставок и выбрали наиболее перспективные экспортные направления. Так, при поддержке Центра с начала 2022 года компании региона приняли участие уже в 11 международных выставках в России и за рубежом, в таких странах, как Узбекистан, Казахстан, Армения, Турция и другие. Их итогом стало заключение 34 экспортных контрактов с контрагентами из стран ЕАЭС, СНГ, Азии и Ближнего Востока. Впереди ещё три международные выставки - на территории России, Узбекистана и ОАЭ. В числе примеров - на одной из последних выставок в Узбекистане крупное логистическое предприятие Кубани заключило контракт с узбекской компанией на поставку упаковки для холоднокатаной стали.
- Существуют различные международные электронные торговые площадки - как на них обстоят дела у предприятий края?
- Центр поддержки экспорта Краснодарского края оказывает комплексную услугу по размещению регионального бизнеса на электронных торговых площадках. Совмещение офлайн торговли с маркетплейсами актуально для бизнеса, и сектор электронной торговли с каждым годом растёт. В 2022 году в связи с осложнениями по выходу российских компаний на некоторые торговые площадки Центр переориентировал клиентов на ряд других маркетплейсов, помогающих находить клиентов в дружественных странах. В числе новых электронных торговых площадок, с которыми начали работать в этом году, - Pinkoi, Amazon.tr (Турция), Supl.biz, Direct Industry, Livemaster, Tredyol, Hepsiburada.
Когда предприниматель обращается в Центр с желанием выйти на международную электронную площадку, специалисты вместе с экспертами проводят подбор наиболее подходящей ЭТП, где уже есть заинтересованные покупатели.
Также наши специалисты помогают бизнесу освоиться на новых платформах, обучают предпринимателей электронной торговле на этих площадках.
Не только АПК
- Кто может претендовать на поддержку Центра - существуют ли какие-либо ограничения. И как к вам обратиться за поддержкой?
Нашими услугами могут воспользоваться предприятия, включённые в реестр МСП. Услуги ЦПЭ реализуются в рамках нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» и являются бесплатными для представителей малого и среднего бизнеса, зарегистрированных на территории края. Всю интересующую информацию о видах региональной поддержки, а также мероприятиях Центра можно найти на официальном сайте или по телефону +7 (861) 231-10-60.
Наши специалисты всегда открыты и готовы к контактам, они консультируют предпринимателей по телефону, на мероприятиях, в социальных сетях.
- Кубань не зря называют житницей, правильно ли понимать, что большую часть экспорта региона составляет сельхозпродукция, продукты питания? Что ещё экспортирует Кубань?
- Да, наш край входит в тройку крупнейших российских регионов, экспортирующих продукцию агропромышленного комплекса (АПК). В этой категории основной вид экспортной продукции - зерновые. Если говорить о несырьевом неэнергетическом экспорте, в частности, об экспорте МСП, то наши экспортёры - это производители и поставщики пищевых продуктов, безалкогольных и алкогольных напитков, сельскохозяйственных товаров, а также продукции химической, деревообрабатывающей промышленности, различной техники и оборудования. В частности, это компании, производящие и поставляющие муку, крупы, растительные масла, зерно, фрукты, овощи, удобрения, химикаты, медицинские товары, бытовую химию, одежду и обувь. Есть также предприятия, оказывающие услуги.
- Cуществуют ли типичные проблемы, которые мешают кубанскому бизнесу выходить на международные рынки?
- Выход на внешние рынки - сложная задача для предприятий, особенно для тех, кто ранее работал только на внутреннем рынке и не имел постоянных внешнеторговых связей. Принимая решение о выходе на зарубежную арену, руководство предприятия должно сознательно пойти на расширение выполняемых им функций и провести качественную подготовку. В данном случае полезны будут те теоретические знания, которые можно получить из курса проводимых нами экспортных семинаров Школы экспорта РЭЦ. (Подробнее об этом расскажем дальше).
Чаще всего бизнес сталкивается с недостатком экспортных компетенций и квалифицированного персонала, недостатком/отсутствием финансовых ресурсов у компании, сложностью таможенных правил, вопросами лицензирования и сертификации, логистическими проблемами.
Мы находимся в постоянном диалоге с предпринимателями, чтобы предложить те услуги, которые наиболее востребованы. Как правило, при выходе на зарубежный рынок МСП обращаются за консультацией по следующим вопросам: какой рынок является оптимальным для поставок продукции предприятия, какие сертификаты необходимо получить для доступа на рынок, как не допустить ошибок при таможенном оформлении, как найти надёжных партнёров и правильно презентовать свою продукцию? Наши специалисты-эксперты готовы дать исчерпывающие ответы на эти и другие вопросы в рамках проводимых Центром мероприятий.
Кому обучение помогает?
- Вы не только помогаете, но и обучаете предпринимателей - расскажите о своих обучающих программах и мероприятиях.
- Для компаний, начинающих свою работу в сфере ВЭД, доступны экспортные семинары по программе «Жизненный цикл экспортного проекта». Для более опытных экспортеров -акселерационная программа «Экспортный форсаж». Краснодарский край вошёл в число первых регионов, запустивших акселерационный проект «Экспортный форсаж». Данная программа нацелена на обучение предпринимателей системному подходу к организации экспортного проекта - от выбора зарубежного рынка до расчёта оптимального логистического маршрута, минимизации рисков, снижения издержек. Обучение по программе проходит в интерактивном формате бизнес-тренингов с межмодульным сопровождением тренера. За время обучения программу прошли 49 компаний, заключено 22 контракта на общую сумму более 11 млн долл США. Пятый, осенний поток стартовал 15-16 сентября 2022 года, участие в обучении принимают 11 МСП региона.
Программа «Экспортный стандарт для МСП» Школы экспорта РЭЦ призвана стать драйвером роста экспорта компаний, поскольку она позволяет опытным экспортёрам региона подготовить бизнес-план по выходу на новые экспортные рынки и определить пути укрепления рыночных позиций на действующих рынках.
Всего обучающая программа включала 5 модулей, участие приняло 8 субъектов МСП.
В этом году программа стартовала 25-26 августа, и, несмотря на все внешнеэкономические сложности, участие в обучении принимают 7 предприятий МСП.
На постоянной основе Центром также проводятся семинары и круглые столы по развитию экспортной деятельности на территории экономических зон муниципальных образований Краснодарского края в рамках реализации национального проекта «Международная кооперация и экспорт».