Примерное время чтения: 14 минут
60

«Коробочные решения» для бизнеса: кто помогает расти кубанскому экспорту

Фото предоставлено Центром поддержки экспорта / Из архива

О том, как регион помогает производителям находить новые рынки сбыта за пределами России, за счёт чего удалось увеличить объёмы поставок за рубеж в 2022 году, кто может обратиться за поддержкой и как это сделать, а также о многом другом рассказал директор Центра поддержки экспорта Краснодарского края Роман Воротников.

Специалисты подскажут

Виктор Булатов, «АиФ-Юг»: Роман Сергеевич, расскажите, пожалуйста, о Центре поддержки экспорта - когда он начал работу, какие задачи перед ним стоят, каких результатов достиг за предыдущие годы.

Фото: Из личного архива

Роман Воротников: Центр поддержки экспорта создан в 2011 году для содействия в развитии экспортного потенциала Краснодарского края. С 2019 года Центр - участник региональных проектов «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» национального проекта «Малое и среднее предпринимательство», а также «Системные меры развития международной кооперации и экспорта» национального проекта «Международная кооперация и экспорт».

Центр поддержки экспорта Краснодарского края предоставляет комплексные услуги по сопровождению экспортного контракта, поиску иностранного покупателя, участию в акселерационных программах, международных бизнес-миссиях, выставках, оказывает помощь при размещении продукции на электронных торговых площадках.  При этом каждому экспортёру при обращении в Центр поддержки экспорта предлагаются «коробочные решения», которые разработаны под типовые ситуации бизнеса на каждой стадии экспортного цикла.

С помощью мер государственной поддержки Центр помогает выйти на международный рынок малым и средним компаниям региона.  Наши консультанты помогут разобраться в логистике, таможенном оформлении, сертификации, доставке и страховании грузов. Специалисты подскажут, в каких международных бизнес-миссиях и выставках можно поучаствовать, чтобы о предприятии узнали как можно больше партнёров. Они предоставят информацию о потенциальных зарубежных партнёрах, организуют деловые встречи и переговоры, пригласят поучаствовать в обучающих мероприятиях.

По итогам 2021 года Центр оказал более 2 тыс. услуг 523 субъектам МСП, что на 115% выше предшествующего года.  Уже с начала этого года поддержку Центра получили более 400 представителей бизнеса.  Всего за 10 лет получателями поддержки Центра стали порядка 3000 субъектов малого и среднего предпринимательства. Из них уже сотни компаний при содействии Центра вышли на зарубежные рынки, открыли для себя новые торговые ниши за рубежом, а кто-то перешёл в категорию крупного бизнеса.

Инструменты поддержки

 - В чём измеряются результаты работы Центра: в дополнительных доходах в бюджет, новых  рабочих местах и рынках сбыта?  

 - С помощью мер государственной поддержки наш Центр помогает выйти на международный рынок малым и средним компаниям региона. Наши цели - поддержка несырьевого неэнергетического экспорта, содействие повышению конкурентоспособности товаров и услуг субъектов МСП Краснодарского края, увеличение объёма экспорта, рост числа уникальных экспортёров, содействие диверсификации экспорта.

А расширение географии продаж, наращивание экспорта ведут к общему увеличению прибыли компании. Соответственно, это новые рабочие места и дополнительные доходы в бюджет региона. По итогам прошлого года объём поддержанного экспорта составил 33,45 млн долларов США.  Только за 9 месяцев этого года данный показатель составил порядка 50 млн долларов США. И это несмотря на все сложности, связанные с мировой экономической ситуацией.

Тут стоит учесть, что речь идёт только о первых заключённых контрактах с новыми контрагентами, найденными благодаря проводимым мероприятиям и действующим мерам поддержки Центра. После чего предприятие наращивает объёмы экспорта с этими контрагентами, и последующие экспортные сделки у каждого МСП могут измеряться десятками и сотнями тысяч долларов США.  

Но в нашей работе важны не только количественные показатели. При обращении в Центр предприниматель получает подробную консультацию специалистов. И в зависимости от целей и запроса представителя бизнеса подбирается услуга.

Как уже говорилось выше, мы оказываем меры поддержки комплексно, чтобы минимизировать риски, повысить результативность услуг. У нас есть целый набор инструментов поддержки, все они при правильном подходе приносят результаты.  

 - Расскажите о том, как поддержка  помогла предприятиям выйти на новые рынки и существенно нарастить доходы.

В «копилке» Центра - много историй успеха, когда при поддержке ЦПЭ предприятия впервые открывали для себя зарубежную арену, расширяли экспортную географию, находили новые рынки сбыта. Так, один из наших постоянных получателей услуг - компания «Апостолье» благодаря победе в региональном конкурсе «Экспортёр года» и содействию Центра поддержки экспорта представила свою продукцию на индивидуальном стенде в рамках крупнейшей ежегодной выставки пищевой промышленности «Gulfood», которая прошла в ОАЭ в феврале 2022 года. Итогом участия в выставке для кубанского предприятия стало заключение экспортных контрактов на поставку подсолнечного масла с контрагентами из Объединённых Арабских Эмиратов и Узбекистана.  Если ранее компания поставляла свою продукцию в ряд европейских стран, то с начала этого года, с учётом сложившейся экономической ситуации, благодаря поддержке Центра переориентировалась на более перспективные рынки сбыта, такие как страны Азии и СНГ.

При содействии Центра компания ежегодно увеличивает объём продаж, находит новые рынки сбыта. Сейчас география экспортных поставок включает 19 стран.

Фото: Из архива/ Фото предоставлено Центром поддержки экспорта

Ориентир на дружественные страны

 - Как изменилась работа центра в 2022 году? Заставила ли политическая ситуация переформатировать или немного скорректировать работу центра?

Действительно, определённое влияние на экспорт и импорт региона, как и всей страны, оказали последние международные события. В условиях сложившейся экономической обстановки предприятия испытывают некоторые ограничения в поставках товаров в ряд недружественных стран, а также транспортно-логистические сложности.  Наши специалисты проводят постоянный мониторинг ситуации, связанной с поставками на внешние рынки продукции региона.  Сейчас наша главная задача - помогать предпринимателям  находить новые рынки сбыта, переориентировать их на перспективные, целевые экспортные направления. Нашими специалистами ведётся работа по диверсификации рынков сбыта для субъектов МСП в рамках мероприятий, проводимых ЦПЭ.  

Сейчас делаем основной упор и ориентируем компании на рынки дружественных стран. В первую очередь, это страны ЕАЭС, СНГ, Азии, Ближнего Востока.

Страны, в которые традиционно экспортируется продукция глубокого передела с высокой долей добавленной стоимости, где продукцию наших производителей давно знают, и она пользуется традиционным спросом.

 - Как изменилась география международных выставок, в которых принимают участие наши производители?

- Все мероприятия, проводимые Центром, мы в этом году подкорректировали в соответствии с работой по переориентации предприятий региона на новые, целевые рынки сбыта, о чём уже говорилось выше.  Организация участия производителей края в международных отраслевых выставках, проходящих за рубежом и на территории страны, - одна из самых эффективных мер продвижения местной продукции. В этом году в связи со сложившейся экономической ситуацией в мире мы, действительно, расширили географию выставок и выбрали наиболее перспективные экспортные направления. Так, при поддержке Центра с начала 2022 года компании региона приняли участие уже в 11 международных выставках в России и за рубежом, в таких странах, как Узбекистан, Казахстан, Армения, Турция и другие. Их итогом стало заключение 34 экспортных контрактов с контрагентами из стран ЕАЭС, СНГ, Азии и Ближнего Востока. Впереди ещё три международные выставки - на территории России, Узбекистана и ОАЭ. В числе примеров - на одной из последних выставок в Узбекистане  крупное логистическое предприятие Кубани заключило контракт с узбекской компанией на поставку упаковки для холоднокатаной стали.

- Существуют различные международные электронные торговые площадки - как на них обстоят дела у предприятий края?

- Центр поддержки экспорта Краснодарского края оказывает комплексную услугу по размещению регионального бизнеса на электронных торговых площадках. Совмещение офлайн торговли с маркетплейсами актуально для бизнеса, и сектор электронной торговли с каждым годом растёт.  В 2022 году в связи с осложнениями по выходу российских компаний на некоторые торговые площадки Центр переориентировал клиентов на ряд других маркетплейсов, помогающих находить клиентов в дружественных странах. В числе новых электронных торговых площадок, с которыми начали работать в этом году, - Pinkoi, Amazon.tr (Турция), Supl.biz, Direct Industry, Livemaster, Tredyol, Hepsiburada.

Когда предприниматель обращается в Центр с желанием выйти на международную электронную площадку, специалисты вместе с экспертами проводят подбор наиболее подходящей ЭТП, где уже есть заинтересованные покупатели.

Также наши специалисты помогают бизнесу освоиться на новых платформах, обучают предпринимателей электронной торговле на этих площадках.

Центр проводит различные обучающие мероприятия для бизнеса. Например, в рамках проекта «Экспортный форсаж» обучение прошли 49 компаний, которые затем заключили 22 контракта на сумму более  11 млн долл США.
Центр проводит различные обучающие мероприятия для бизнеса. Например, в рамках проекта «Экспортный форсаж» обучение прошли 49 компаний, которые затем заключили 22 контракта на сумму более 11 млн долл США. Фото: Из архива/ Фото предоставлено Центром поддержки экспорта.

Не только АПК

 - Кто может  претендовать на поддержку Центра - существуют ли какие-либо ограничения. И как к вам обратиться за поддержкой?

Нашими услугами могут воспользоваться предприятия, включённые в реестр МСП. Услуги ЦПЭ реализуются в рамках нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» и являются бесплатными для представителей малого и среднего бизнеса, зарегистрированных на территории края. Всю интересующую информацию о видах региональной поддержки, а также мероприятиях Центра можно найти на официальном сайте или по телефону +7 (861) 231-10-60.

Наши специалисты всегда открыты и готовы к контактам, они консультируют предпринимателей по телефону, на мероприятиях, в социальных сетях.

- Кубань не зря называют житницей, правильно ли понимать, что большую часть экспорта региона составляет сельхозпродукция, продукты питания? Что ещё экспортирует Кубань?

 - Да, наш край входит в тройку крупнейших российских регионов, экспортирующих продукцию агропромышленного комплекса (АПК). В этой категории основной вид экспортной продукции - зерновые. Если говорить о несырьевом неэнергетическом экспорте, в частности, об экспорте МСП, то наши экспортёры - это производители и поставщики пищевых продуктов, безалкогольных и алкогольных напитков, сельскохозяйственных товаров, а также продукции химической, деревообрабатывающей промышленности, различной техники и оборудования. В частности, это компании, производящие и поставляющие муку, крупы, растительные масла, зерно, фрукты, овощи, удобрения, химикаты, медицинские товары, бытовую химию, одежду и обувь. Есть также предприятия, оказывающие услуги.

 - Cуществуют ли типичные проблемы, которые мешают кубанскому бизнесу выходить на международные рынки?  

 - Выход на внешние рынки - сложная задача для предприятий, особенно для тех, кто ранее работал только на внутреннем рынке и не имел постоянных внешнеторговых связей. Принимая решение о выходе на зарубежную арену, руководство предприятия должно сознательно пойти на расширение выполняемых им функций и провести качественную подготовку. В данном случае полезны будут те теоретические знания, которые можно получить из курса проводимых нами экспортных семинаров Школы экспорта РЭЦ. (Подробнее об этом расскажем дальше).

Чаще всего бизнес сталкивается с недостатком экспортных компетенций и квалифицированного персонала, недостатком/отсутствием финансовых ресурсов у компании, сложностью таможенных правил, вопросами лицензирования и сертификации, логистическими проблемами.

Мы находимся в постоянном диалоге с предпринимателями, чтобы предложить те услуги, которые наиболее востребованы. Как правило, при выходе на зарубежный рынок МСП обращаются за консультацией по следующим вопросам: какой рынок является оптимальным для поставок продукции предприятия, какие сертификаты необходимо получить для доступа на рынок, как не допустить ошибок при таможенном оформлении, как найти надёжных партнёров и правильно презентовать свою продукцию? Наши специалисты-эксперты готовы дать исчерпывающие ответы на эти и другие вопросы в рамках проводимых Центром мероприятий.

Кому обучение помогает?

 - Вы не только помогаете, но и обучаете предпринимателей - расскажите о своих обучающих программах и мероприятиях.

 - Для компаний, начинающих свою работу в сфере ВЭД, доступны экспортные семинары по программе «Жизненный цикл экспортного проекта». Для более опытных экспортеров -акселерационная программа «Экспортный форсаж». Краснодарский край вошёл в число первых регионов, запустивших акселерационный проект «Экспортный форсаж».  Данная программа нацелена на обучение предпринимателей системному подходу к организации экспортного проекта - от выбора зарубежного рынка до расчёта оптимального логистического маршрута, минимизации рисков, снижения издержек. Обучение по программе проходит в интерактивном формате бизнес-тренингов с межмодульным сопровождением тренера. За время обучения программу прошли 49 компаний, заключено 22 контракта на общую сумму более 11 млн долл США. Пятый, осенний поток стартовал 15-16 сентября 2022 года, участие в обучении принимают 11 МСП региона.

В 2021 году на базе Центра поддержки экспорта впервые прошла образовательная программа «Экспортный стандарт для МСП» (Мини-МВА). Она предназначена для малых и средних предприятий края, ведущих экспортную деятельность. Основная задача -сформировать у предпринимателей достаточные навыки для составления бизнес-плана по выходу на зарубежные рынки.

Программа «Экспортный стандарт для МСП» Школы экспорта РЭЦ призвана стать драйвером роста экспорта компаний, поскольку она позволяет опытным экспортёрам региона подготовить бизнес-план по выходу на новые экспортные рынки и определить пути укрепления рыночных позиций на действующих рынках.  

Всего обучающая программа включала 5 модулей, участие приняло 8 субъектов МСП.

В этом году программа стартовала 25-26 августа, и, несмотря на все внешнеэкономические сложности, участие в обучении принимают 7 предприятий МСП.

На постоянной основе Центром также проводятся семинары и круглые столы по развитию экспортной деятельности на территории экономических зон муниципальных образований Краснодарского края в рамках реализации национального проекта «Международная кооперация и экспорт».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Опрос

Из каких источников вы узнаете новости?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах