Краснодарский край с показателем 5,6 млн жителей стал третьим по населённости регионом России. Миграционный прирост по итогам 2018 года составил 47,5 тысяч человек. Это на 36,1 %, больше, чем годом ранее. Зачем все едут на Кубань, и как это сказывается на экономике региона? Об этом «АиФ-Юг» поговорил с доктором экономических наук Зауром Хутызом.
«Город не резиновый!»
Фатима Шеуджен, «АиФ-Юг»: Заур Мурбекович, по разным рейтингам, Краснодар стабильно входит в топ городов России по качеству жизни. Однако жители города не всегда могут разделить энтузиазм составителей подобных опросов. Как вы, с экономической точки зрения, оцениваете позиции города?
Заур Хутыз: Если быть объективными, Краснодару повезло находиться в благоприятном климате, недалеко от тёплого моря и на перекрестье оживлённых транспортных путей. В стране, где на большей части территории - долгая зима, это серьёзное конкурентное преимущество. Рыба ищет, где глубже, человек, где лучше. В сытые нулевые, когда стало понятно, что в Краснодар началась массовая миграция, стратегически не было сделано ничего для того, чтобы город смог справиться с этим наплывом. А он колоссальный!
За последние десять лет численность города увеличилась почти в два раза. На сотни тысяч новых жителей город отреагировал тем, что раздавал пустующие поля и пустыри под постройку низкокачественного массового жилья. В результате мы получили новые районы, малопригодные для комфортной жизни. Почему малопригодные? Там почти нет рабочих мест - только спальные. Следовательно, людям нужно добираться к работе, но для этого нет дорог и недостаточно общественного транспорта.
Приходится наполнять дефицитные района города недостающей инфраструктурой, но теперь делать это несравненно сложнее. Хотя бы потому, что застройщиков делать уже ничего не заставишь.
Также не было нужного количества школ, детских садов, больниц, поликлиник, общественных пространств. Застройщики построили и продали сотни тысяч квадратных метров дешёвых многоэтажных бараков, заработали на этом хорошие деньги. И только в последние несколько лет власти пытаются решить вопросы с инфраструктурой.
Кому в Краснодаре жить хорошо
- А кто едет в Краснодар? И как миграция влияет на экономику и комфорт городской среды?
- Понятное дело, что переезжают люди разные. Очень много пенсионеров, которые всю жизнь работали на Севере, а заслуженный отдых решили провести в тёплом регионе. То есть на край уже ложится колоссальная социальная нагрузка. Но каждый человек волен жить, где хочет. Наверное, есть и высококлассные профессионалы, прибывшие в край по приглашению. Очень много молодёжи, которая готова хвататься за любую работу, при этом получать довольно скромную зарплату, лишь бы здесь закрепиться.
Недавно в такси разговорился с водителем. Парень переехал в Краснодар из Сибири. Перевёз с собой жену и двоих маленьких детей. Купили в Краснодаре квартиру-студию - на большее денег не хватило. Детей удалось устроить в садик. Жена не работает, муж водит такси, а в будущем планирует открыть тату-студию. Полагаю, что это довольно типичный портрет переселенца в Краснодар.
Безусловно, им здесь неплохо. Теперь давайте разберёмся, кто выигрывает с экономических позиций. Хорошо застройщику, который заработал на продаже квартиры. Хорошо сервису такси, который получил, скорее всего, недорогого работника. На этом, пожалуй, список можно закончить.
Теперь обратная сторона медали. Городу Краснодару уже потребовалось выделить этой семье два места в детском саду. При этом давайте вспомним, что создание одного места обходится бюджету в около одного миллиона рублей плюс ежегодные расходы. Кроме того, другая нагрузка на инфраструктуру, которую окажут новые четыре жителя: услуги бюджетных поликлиник, больниц и т.д.
А что в данном случае получит экономика города и края от новых жителей? Вряд ли высокотехнологичный, конкурентный на мировом рынке продукт. В лучшем случае, некоторую достаточно скромную сумму налоговых поступлений.
Главное - не продешевить
- Но, с другой стороны, строительный бизнес считается локомотивом экономики?
- Конечно! Только когда строились все эти квадратные метры жилья, нужно было возлагать на застройщиков обязательства по строительству транспортной инфраструктуры и социальных объектов. Работать только с теми застройщиками, которые были готовы принять эти правила игры.
Наверное, построили бы меньше, пусть бы это было дороже, но жилая среда была бы гораздо более высокого качества. Однако сиюминутные коммерческие интересы тогда возобладали. Говоря откровенно, нынешнему руководству города и края не позавидуешь - досталось непростое наследство. Приходится наполнять дефицитные района города недостающей инфраструктурой, но теперь делать это несравненно сложнее. Хотя бы потому, что застройщиков делать уже ничего не заставишь. Следовательно, средства на все социальные объекты приходится изыскивать в бюджете или «пробивать» на федеральном уровне, и лишь для того, чтобы залатать дыры прошлых упущений.
Грамотно построенный город функционирует как слаженный организм. Огромные спальные районы плохи тем, что вынуждают жителей два раза в день совершать массовые поездки в другие части города на работу. А если в этих спальных районах не хватает садиков и школ, то ещё и детей приходится возить туда, где эти учреждения есть. Если, построив новый район, забыли расширить дороги либо проложить новые, то весь город задыхается в пробках. Миллионы человеко-часов, тонны бензина расходуются впустую. Транспортные затраты бизнеса возрастают, из-за этого снижается эффективность и растут цены.
- И что делать в сложившейся ситуации?
- Во-первых, медленно, но верно исправлять ошибки прошлых лет, во-вторых, постараться, чтобы они не повторялись в будущем. И тенденции к этому есть. Сейчас разрабатываются проекты, которые имеют горизонт реализации в десятки лет, но при этом очень важны для устойчивого развития города. Такого рода стратегический подход - большая редкость в наше время. Взять тот же проект наземного метро. Хорошо, что, проанализировав все «за» и «против», администрация обоснованно отказалась от первоначальной идеи канатного метро. Это взвешенное и реалистичное решение. Или, например, проект по развитию восточной части Краснодара. Сразу заложили новые дороги, подумали о том, что потребуются большие энергетические мощности, позаботились о рабочих местах - отсюда проект большого медицинского кластера. Осталось воплотить его в жизнь.
«Перестать быть «городом для всех»
- А давайте заглянем в будущее Краснодара. Каким он будет через десять лет?
- Будущее за агломерациями, а процветать будут те, которые будут населены самыми «качественными» жителями. Поэтому бороться нужно не за количество. Чего хотят «качественные» жители? Во-первых, комфортной городской среды, хорошей инфраструктуры и условий для того, чтобы делать бизнес международного уровня или работать по найму за достойные деньги. С учётом этого Краснодару необходимо изменить позиционирование, перестать быть «городом для всех». Сегодня в Краснодаре средняя цена квадратного метра 45 тысяч рублей. А в Казани, например, 70 тысяч рублей. Поезжайте в Казань и сравните качество городской среды. Кого мы сейчас стараемся привлечь в город дешёвым квадратным метром?
Грамотно построенный город функционирует как слаженный организм.
Краснодару в ближайшие десять лет нужно стать малой альтернативой Москве. И все данные для этого есть - тёплый южный город, два часа до моря, два часа до гор, хороший международный аэропорт. Парки, рестораны, кафе, магазины, школы столичного уровня, но при этом всё как-то спокойно и размеренно и, желательно, дешевле. Центр города - много качественного дорогого жилья, офисы класса «А» и «В», много зелени, высокая безопасность, минимум пробок. В таком, пока воображаемом городе, с удовольствием будут концентрироваться ведущие компании, лучшие специалисты и просто энергичные успешные люди. А это сможет обеспечить Краснодару процветание на десятилетия вперёд.