Примерное время чтения: 7 минут
743

«Надо осмыслить урок». Социолог о том, возродит ли пандемия российское село

«АиФ-Юг» № 17 22/04/2020 Сюжет Всё о коронавирусе в Краснодарском крае
Айтеч Хагуров 1984 года руководит Краснодарским отделом института социологии Российской академии наук (РАН).
Айтеч Хагуров 1984 года руководит Краснодарским отделом института социологии Российской академии наук (РАН). Юга.ру

Доктор социологических наук, философ и писатель Айтеч Хагуров рассказал «АиФ-Юг» о том, как коронавирус стал очередным предупреждением для человечества и почему россиян не особо напугал. Объяснил, почему аграрный сектор всегда был для России судьбоносным, а село - элементом геополитики; чем отличается отношение к деревне фермера, в ней живущего, и крупной компании, просто зарабатывающей на земле.

Задуматься о последствиях

Федор Пономарев, «АиФ-Юг»: Айтеч Аюбович, карантин заставил людей по-другому смотреть на деревню - всё-таки проводить время в собственном дворе куда приятнее, чем в квартире. Как вы думаете, может пандемия вернуть людей в село?

Айтеч Хагуров: Некоторых, думаю, может. Но вопрос это объёмный - надо ведь чтобы не только люди по-другому воспринимали деревню, но мировое сообщество, государство изменили политику по отношению к ней. Конечно, коронавирус - очень серьёзный сигнал. Всё-таки жизнь на Земле складывалась миллионы лет, и в ней заложены различные защитные механизмы, пока нам не известные. А мы насилуем Землю, уничтожаем её. Можно гипотетически представить, что сама планета в порядке самозащиты пошлёт такой вирус, против которого наша цивилизация будет бессильна. О таких вещах тоже надо задумываться и менять политику по отношению к научно-техническому прогрессу, человеку. Более разумно организовывать жизнь на Земле.

- И что же, на ваш взгляд, нужно делать?

- Необходимо глубокое переосмысление цивилизации. В конце XX века человечество призадумалось о том, куда оно движется. В 1992 году на знаменитой конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро не только умом, но и сердцем выработали концепцию устойчивого развития. В концепции говорится, что так дальше жить нельзя - научно-технический прогресс в XX веке был однобоким. Он не сопровождался нравственным, духовным развитием. В итоге человек оказался самым опасным хищником на Земле - когда открываешь Красную книгу, приходишь в ужас от того, сколько видов животных и растений мы уничтожили. Беда в том, что и себя самого человек может уничтожить. Вывод один, его озвучил великий антрополог Клод Леви-Стросс: если XX век был столетием научно-технического прогресса, то XXI должен стать веком нравственно-духовного. Тогда все страны согласились, приняли свои планы устойчивого развития, в наших министерствах они тоже есть, но документы эти выхолощены. Основная идея устойчивого развития - балансировка, гармонизация между экономикой, экологией, управлением и социумом. А этой гармонии нет - всё идёт однобоко. Нам действительно нужно повернуть воспитание и просветительство в сторону духовности и нравственности.

Досье
Айтеч Аюбович Хагуров родился в 1936 году, доктор социологических наук, кандидат философских наук. С 1984 года руководит Краснодарским отделом института социологии Российской академии наук (РАН). Член Союза писателей России, автор книг «Жизнь коротка, как журавлиный крик...», «Русский хутор. Рассказы, статьи».

Судьбоносный сектор

- Духовно-нравственный прогресс, о котором говорил Леви-Стросс, начнётся с села?

- Не зря мегаполисы называют раковыми опухолями планеты - они растут и растут, но в то же время в высшей степени уязвимы. Да, изменения скорее воспримут небольшие населённые пункты. Но в нашей стране традиционно инновации начинаются сверху. Удачный пример - Олимпиада в Сочи. Тогда была политическая воля, энергия, внимание первых лиц, финансы - и получилось великолепно. Но была ли хоть одна такая акция по отношению к селу, к сельскому хозяйству? А ведь именно аграрный сектор всегда был судьбоносным для России - я мог бы прочитать целый цикл лекций о том, как аграрный фактор определял революцию 1905 года, Февральскую, Октябрьскую и как он погубил Советскую власть в 1991-м. Сейчас это всё совершенно очевидно. Президент восхищается: «Санкции, а сельское хозяйство растёт». Надо обратить внимание на то, что село - не просто экономический, а социально-экономический, социокультурный фактор. Вокруг уже 30 лет говорят о малом и среднем бизнесе. Сколько можно? Советский Союз за 15 лет после войны восстановил народное хозяйство, науку, образование и отправил первого человека в космос. А мы столько лет не можем разобраться с фермерством, малым и средним бизнесом.

- Маленькие фермеры и крупные холдинги производят одни и те же продукты, для потребителя всё равно, кто их вырастил. Почему же, по-вашему, больше помогать надо небольшим хозяйствам?

- Холдинги итак пользуются поддержкой - всеми государственными программами, дешёвыми кредитами и т.д. У крупного хозяйства больше возможностей для реализации, есть свои магазины, рынки, точки сбыта. А фермеры продают только через перекупщиков, которые сговариваются, устанавливают цены. В литературе встречал такой факт, что от рыночной цены продукта фермеру достаётся всего 10%. Государство, если хочет развития малого и среднего фермера, должно задуматься и защитить его от перекупщиков. Но не делает этого.

Если же говорить о селе вообще, то для отвода глаз холдинги тоже вкладывают деньги, но эта работа без души - нате и отвяжитесь. А в действительном благоустройстве села заинтересован только труженик, который там живёт. Мы не Голландия или Дания, где сельское хозяйство стало индустриальным. Россия вообще разная, многоукладная. Для нас подойдут оба пути - и индустриальный, и аграрный. Возле крупных городов пусть агрохолдинги работают, но дальше нужен хозяин.

Село обеспечивает и социальный контроль над территориями, и сохранение освоенных ландшафтов, и сохранение народной культуры.

Нам надо осваивать огромную территорию, 1/6 часть суши. Иначе на ней обязательно кто-то появится - пустоту не терпит не только физический, но и социальный мир. Почему растут посёлки китайцев, киргизов, они обрабатывают российскую землю. Почему? Потому что наши сельские населённые пункты разрушаются. А ведь они играют не только хозяйственную, но и важную геополитическую роль. Село обеспечивает и социальный контроль над территориями, и сохранение освоенных ландшафтов, и сохранение народной культуры. Маленький пример - леса горели всегда, но в советское время тайга была насыщена леспромхозовскими посёлками. И по мере того, как они разрушались, исчезал социальный контроль. Раньше пожар возникал, и его сразу тушили, а сейчас просто некому, нет посёлков, нет людей в них.

«Мы уже пуганые»

- Но всё-таки на Кубани молодые люди идут в фермеры, уезжают в хутора, берут с собой семьи…

- У меня дача в Апшеронском районе, на окраине хутор Русский, в котором живут пять молодых семей. И там я чётко наблюдаю, что работа на земле укрепляет семьи - не случайно хуторская система всегда была семейной. Так же часто встречаюсь с тем, что руководители крупных хозяйств жалуются на то, что дети не хотят продолжать их дело, они устремлены в город. А дети простых фермеров обычно остаются и работают на земле.

Есть и общие проблемы - у нас очень медленно развивается кооперация, не торопятся аграрии объединяться. Мы провели анкетирование, и результаты удивили - больше половины фермеров в числе причин указывают вовсе не экономические факторы, а социокультурные: «Не наше это дело, мы не готовы, наш человек не такой». И на это тоже надо обращать внимание.

- Айтеч Аюбович, вернёмся к началу разговора: на ваш взгляд, пандемия изменит мир к лучшему?

- Признаться, я не очень оптимистичен в этом плане, но сейчас главы государств стали разговаривать мирно. Даже Трамп позвонил лидеру Китая. Понял, наверное, что в противостоянии мы уже дошли до ручки, а есть ведь и общие проблемы, для борьбы с которыми надо действовать вместе. Но будем надеяться - человечество выходило из всех кризисов, и чуму переживало. Единственное, не хотелось бы, чтобы мы пережили и дальше побежали той же дорогой. Люди должны хорошо осмыслить этот урок.

- И последнее, за долгую жизнь вы видели много трагических событий и кризисных моментов - от Великой Отечественной войны до распада Советского Союза. Как, на ваш взгляд, воспринимаем мы нынешнюю пандемию?

- Я не думаю, что коронавирус нас очень напугал - многие просто ждут, чтобы всё быстрее закончилось. Это наш российский способ восприятия - просто мы уже пуганые, причём не раз.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Опрос

А вы часто бываете в театре?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах