Мы уже рассказали о древних городах, располагавшихся на территории современной Кубани и Крыма. Но границы этого государство были гораздо шире. Боспорское царство занимало восточную половину Крыма и Таманский полуостров и простиралось вдоль восточного побережья Меотийских болот до Танаиса в устье Дона на северо-востоке, большого рынка для торговли с внутренними районами страны.
К слову, античные авторы часто попеременно именовали Танаисом (Гиргисом) то реку Дон, то Северский Донец.
Древнегреческий картограф Птолемей дал координаты истока и устья Танаиса, по которым это точно Северский Донец, доведённый по нижнему течению нынешнего Дона до Азовского моря; таким образом, Гиргис (Дон) им считался притоком находящегося ближе к тогдашнему цивилизованному миру Танаиса (Северского Донца).
В устье реки Танаис (Северский Донец), недалеко от его впадения в Азовское море, на тогдашнем основном русле реки, двумя тысячелетиями позднее названном Мёртвый Донец, и была основана греческая колония Танаис.
Плавали вдоль берегов
Напомним, что переселение греков началось в VIII веке до нашей эры. В это время благодаря развитию ремесла и корабельного дела возродилась греческая морская торговля. Одновременно население маленьких городов-государств сильно увеличилось, и земля Древней Греции уже не могла прокормить разросшийся город, поэтому в середине VIII века до нашей эры в неведомые северные и западные страны потянулись сначала предприимчивые купцы, а следом за ними и другие жители городов Эллады. Массовые переселения и создание колоний продолжались 300 лет (с VIII по VII вв. до н. э.). Это время называется великой греческой колонизацией. Начиная с VIII века до нашей эры, греческие переселенцы проникли на берега Чёрного моря (Понта Эвксинского).
Пустынные, необжитые берега удобных бухт встречали путешественников порой очень неласково. Трудности у них возникали на каждом шагу: не было ни рабочего скота, ни инструментов, ни нужной подходящей одежды.
Дома переселенцы строили каждый сам для своей семьи. Колодец рыли сообща, выкладывая стены обтёсанным камнем. Это стоило большого труда и занимало много времени, но город нельзя было оставлять без воды. Сообща возводили стены-укрепления, так как местное население не всегда было дружелюбным. Территорию нового города-государства можно было пройти за несколько часов. Но жители хотели сделать его таким, какими были города на их родине. В тяжёлом ежедневном труде, стойко перенося все трудности и невзгоды, обживали древние греки новые земли на берега Меотического моря и реки Танаис.
Кремны на дне моря?
К первым поселениям греков в Приазовье учёные относят Кремны, о которых Геродот писал: «… и гонимые ветром, пристали, наконец, к Кремнам, на озере Меотида».
Упомянул о Кремнах и Гомер в своей поэме «Одиссея». Вот как он описал торговую гавань:
…вход в пристань стеснён кораблями, которыми справа и слева устроен, и каждый из них под защитною кровлей. Там же и площадь вокруг Посейдонова храма…
Где же находилось это поселение? Ответить на этот вопрос непросто. Исследование трудов древнегреческих авторов, поэм Гомера, мифов позволило учёным предположить, что находилось оно рядом с современным городом Таганрогом и сейчас затоплено водами Азовского моря. Это предположение подтвердили находки, сделанные около 70 лет назад. Во время сильного отлива со дна таганрогского залива с глубины 3-4 метров извлечены были многочисленные черепки древних ваз и кувшинов.
Находки свидетельствовали о существовании в этом месте греческого поселения, относящегося к VII-VI вв. до н. э. Но были ли это именно Кремны, до сих пор не ясно. Море старательно хранит свои тайны и неохотно отдаёт то, что им однажды было похищено. С уверенностью можно утверждать только, что это поселение было одним из самых ранних греческих поселений в этом регионе.
Где жила знать?
Ещё одним торговым центром, где греческие купцы и колонисты торговали и обменивались с местными жителями Подонья и Приазовья, было поселение, возникшее в дельте реки Танаис. Учёные назвали его Елизаветинским городищем. Расцвет приходился на IV-III до н. э. Население было постоянным и занималось скотоводством, земледелием, ловлей рыбы, ремеслом. Однако одним из самых главных занятий была торговля. Сюда греки привозили посуду, вина, оливковое масло. Вывозили хлеб, рыбу, рабов. О большой роли торговли хлебом и рыбой указывают древнегреческие авторы. Об этом говорят и надписи на камнях и даже на монетах. Так, на городище найдены монеты, которые чеканились в Пантикапее, с изображением грифона - крылатого хищного зверя с птичьей головой.
В конце IV - начале III вв. до н. э. городище перестаёт существовать. Одной из главных причин этого учёные считают заиливание русла реки Танаис и невозможность доставки товаров по морю. Ещё одной причиной было притеснение жителей пришедшими сюда новыми племенами.
Существует мнение, что греки переселились из этого городища в город Танаис в низовьях одноимённой реки.
Правый берег Дона
После разрушения Елизаветинского поселения греки основали новый торговый центр, названный по имени реки, на берегу которой он стоял, Танаисом. Это произошло в 70-х гг. в III в. до н. э. на правом берегу тогдашнего основного рукава устья реки Танаис (сейчас Дон) - Мёртвого Донца. В течение многих веков Танаис был крупным экономическим, политическим и культурным центром Подонья-Приазовья. Город Танаис просуществовал 750 лет. Древние географы и историки проводили от Танаиса границу между Европой и Азией. Греческий географ Страбон называет его самым большим после Пантикапея (столица Боспорского царства, на территории нынешней Керчи) торжищем варваров. Боспорские цари управляли Танаисом через своих наместников. Однако, находясь на окраине царства, Танаис пользовался большей самостоятельностью, чем другие города, и имел своё внутреннее управление. Население состояло из греков - «эллинов» и «танаитов» - представителей местных племён сарматов и меотов. Каждая группа жителей селилась в своих кварталах и имела собственных выборных чиновников - эллинархов и архонтов. Их задачей была забота о благоустройстве и строительстве, восстановлении оборонительных или общественных сооружений.
Расцвет города приходился на IV-III до н. э. Население занималось скотоводством, земледелием, ловлей рыбы, ремеслом.
Город вырос на краю обрывистого берега реки, изрезанного балками. Он имел центральную часть, укреплённую стеной и опоясанную рвом, глубина которого достигала 7-8 м. Однако вскоре за городскими стенами стало тесно. За рвом появились усадьбы, владельцы их в случае опасности спешили укрыться за крепостными стенами. Район застройки, расположенный за крепостными стенами, быстро увеличивался. Жилые кварталы простирались на запад до глубокого оврага, который пересекал береговую террасу. Цитадель города имела почти квадратную форму. По углам её находились башни.
Имена увековечили
Город был плотно застроен. В нём было тесно за мощными стенами, их неоднократно ремонтировали. Имена тех, кто давал средства на эти работы, были увековечены на плитах, установленных в городе в общественных местах. С юга со стороны реки находился вход в город. Там же был причал для кораблей и рынок. Ступенчатый вход с юга имел по сторонам различные плиты с декретами боспорского царя. В этом районе археологи нашли осколки плит, испещрённых родовыми знаками, оставленными кочевниками. Ступенчатый вход вёл на центральную площадь, около неё, видимо, стоял храм. К сожалению, в последующие века эта часть города неоднократно перестраивалась и была разрушена.
В ранний период жизни города возникла сеть улиц. Широкая улица пересекала город с севера на юг. От неё отходили узкие переулки в усадьбы. Каждая усадьба имела небольшой дворик, мощённый плитами, имеющими наклон к его центру, где располагалась вырубленная в скальной породе цистерна для сбора воды. Нередко переулки превращались в настоящие лабиринты.
В усадьбе к дворику примыкал дом, сложенный из рваного известняка. Он был крыт камышом. В редких случаях дом перекрывалась черепицей, которую доставляли на кораблях из-за моря. Вероятно, некоторые дома были двухэтажными. Под домом обязательно располагался большой погреб, вырубленный в скале. Камень из погреба использовался при строительстве стен дома. В погреб вела деревянная лестница. Сам он перекрывался деревянным полом.
По мнению историков, у некоторых жителей Танаиса были рабы. Их содержали в железных кандалах. Подобные кандалы найдены в нескольких городских подвалах.
Основным мясным продуктом горожан на протяжении всего существования города было говядина, хотя употребляли и свинину, и баранину, и конину. Найдены кости верблюда, они раздроблены, из них извлекали мозг.
Охота и рыбная ловля дополнили рацион жителей города. Вероятно, неподалёку от города имелись поля и какие-то садовые участки.
Никакого суверенитета!
В жизни города было несколько больших катастроф. Одна из них произошла в конце I в. до н. э. Вероятно, она связана с тем, что жители Танаиса, который уже существовал две сотни лет, воспользовавшись чехардой дворцовых перемен, сменой одного правителя другим, решили обрести свою самостоятельность. Это стремление было наказано. Вскоре боспорский царь Полемон с армией подошёл к стенам города, которые казались неприступными, и взял город. Танаис был наказан «за неповиновение», городские укрепления были разрушены.
Боспорский царь Аспург, укрепившийся на престоле, уделяет внимание городу Танаису и переселяет сюда на постоянное жительство какую-то часть населения из Боспора. У переселенцев, которые обычно покупали товары, а не обменивали их, как это было принято до этого, в Танаисе была мелкая разменная монета. Судя по надписи из Керчи, Аспург был царём танаитов. При нём Танаис вновь обрёл прочную поддержку Боспорского царя.
В середине III в. город был захвачен племенами готского союза. Спустя некоторое время он вновь был заселён и перестроен.
Город мёртвых
На рубеже эр начинает формироваться округа Танаиса. На древних холмах, где жили в бронзовом веке, вновь возрождается жизнь. Появляются посёлки меотов, переселенцев с Кубани. В настоящее время ряд меотских городищ находится на территории современного города Ростова-на-Дону или рядом с ним. Это Сухо-Чалтырьское, Темерницкое, Ростовское, Кизитиринское, Кобяковское городища.
Рядом с городскими стенами Танаиса за много столетий выросло большое кладбище, «город мёртвых» - некрополь. Над могилами горожан иногда ставили каменные надгробия для совершенствования поминальных обрядов. Но часто могильные холмики оставались без опознавательных признаков, и вскоре они были трудно различимы на местности. Нередко могилы последующих поколений горожан разрушают более древние захоронения. Это характерно для всех городских кладбищ.
Знаменитые курганы, усыпальницы знатных жителей охватывают достаточно большую территорию и оказывают сильное влияние на энергетику Танаиса.
Кто заселял город?
Население Танаиса - греки, которые имели свою структуру управления и считались самой знатной частью горожан. Ниже шли так называемые «микс-эллины» - малые эллины (греки). Они были потомками эллинов и местных варварских племён. В кварталах, на окраинах города слились выходцы из племён, окружавших Танаис: сарматы, меоты, скифы.
За крепостными стенами в основном проживали торговцы. В их домах археологи находят многочисленные амфоры.
Кстати, у местных племён были свои органы самоуправления, выдвигавшие делегатов в городской совет. Танаис управлялся советом граждан. Для обсуждения дел танаиты регулярно сходились, по греческому образцу, на центральной площади города.
Что носили греки
Танаис прославился тем, что в нём уживались люди разных племён и народов. Внешний облик Танаита (жителя города) в первые века нашей эры был очень оригинальным. Танаит мог носить сарматские шаровары, греческую тунику и скифский колпак.
Танаиты очень любили свой город. Когда танаит богател, он жертвовал часть денег на его защиту - возводил именную башню.
Вооружение использовали сарматское - длинный меч, куртка, покрытая чешуйками брони, круглый деревянный щит.
Танаиты были искусными кораблестроителями и рыбаками.
Поклонялись Гермесу и местным богам
Жители города считали своим покровителем речного бога Танаиса. Поскольку город был торговым, в нём поклонялись Гермесу - богу торговцев и путешественников. В домах купцов хранились бронзовые изображения Гермеса.
Жители из местных племён почитали бога-всадника.
В конце I в. до н. э. в Танаисе распространяются религиозные объединения - фиасы. Самым многочисленным был фиас бога «Внемлющего».
По преданию тогда же Танаис посещал христианский апостол Андрей.
За дешёвой силой
Позже Танаис был связан с Римской империей, Египтом, Галлией, многими греческими островами, Боспорским царством. Через Танаис местные племена сбывали огромные запасы зерна и рыбы. Второй по доходности была работорговля. Местные племена специально устраивали набеги, чтобы захватить пленников, которых они продавали в Танаисе. За рабами в Танаис приезжали из самого Рима. В Танаисе раб стоил в десять раз дешевле.
Местные племена пригоняли в Танаис скот, табуны коней, продавали дичь, шкуры и мясо.
Танаиты и местные племена у приезжавших купцов покупали роскошные ткани, золотую и серебряную посуду, оружие и вино, драгоценные камни, специи.
Если в ранний период существования Танаиса большую роль играло рыболовство, в дальнейшем главная роль перешла к земледелию. Плодородная равнина давала хороший урожай пшеницы, ржи, особенно ячменя. Занимались танаиты и скотоводством: разводили овец, коз, свиней, лошадей, коров.
В XV веке колония Тан частично была восстановлена на месте позднейшего города Азова.
Все нижнедонские поселения первых веков нашей эры - Сухо-Чалтырьское, Кобяковское, Нижне-Гниловское и другие - в хозяйственном отношении были тесно связаны с Танаисом и составляла его округу.
Как уже отметили, центральная часть Танаиса представляла собой прямоугольник, укреплённый мощными каменными стенами до 4 метров толщиной, с башнями и рвом, глубина которого достигала 7-8 метров. В одной из башен археологи нашли осколки амфоры. На ней охрой (красной краской) было написано «Nafa», а на внутренней поверхности сохранились остатки нефти. Возможно, её использовали для освещения, а башня могла служить маяком, который указывал путь кораблям к городу.
В южной части к стенам подступало море, здесь располагались гавань и портовые сооружения Танаиса.
Именные амфоры
Танаис был очень плотно застроен. Маленькие кварталы отделялись друг от друга узкими кривыми проходами. Улицы походили на лабиринт. В некоторых местах едва могли разойтись два человека. Все дома в Танаисе были приземистые, сложенные из камня; стены, выходящие на улицу, не имели ни окон, ни дверей. Полы и стены домов были глинобитными, крыши покрывали тростником, иногда привозной черепицей. Под городским домом, как и в усадьбе, обязательно имелся погреб, в котором хранили различные припасы: амфоры с вином, оливковым маслом, зерном. На горлышках амфор иногда записывали имена владельцев. Кроме жилых помещений, усадьба танаита состояла из дворика и хозяйственных построек. В одном из двориков сохранился водосток для сбора дождевой воды.
Печей в домах не было, помещение отапливались переносными жаровнями. Когда опускалась ночь, в доме зажигали светильники. Их заполняли рыбьим жиром или оливковым маслом, а в рожок вставляли фитиль. Облик светильника зависел от богатства или бедности владельца. В доме греческого купца нашли бронзовый светильник с изображением трагической маски актёра. Наверное, в колеблющемся пламени маска оживала, а владелец, глядя на неё, вспоминал свою далёкую родину - Грецию.
Население города жило очень скученно. Городская площадь была невелика, а селиться за городскими стенами, пред лицом беспокойных кочевников, было опасно. Там лишь хоронили мёртвых.
Подготовила Фатима ШЕУДЖЕН
*В тексте использованы материалы из краеведческого дайджеста: «Танаис - древнее городище», а также «История Донского края с древнейших времён до конца XVI в.» О. Вересякиной, «Очерки древней истории Донского края» Л. Ильюковой).