Примерное время чтения: 14 минут
120

Удовлетворить запросы. Юрий Бурлачко о подходе к развитию потребсферы Кубани

«АиФ-Юг» № 34 21/08/2024

Высокий курортный сезон в крае в очередной раз продемонстрировал исключительную важность потребсферы для развития регионального санкура. Наряду с современными отелями и здравницами, чистым морем и местным колоритом для миллионов приезжающих одним из ключевых критериев выбора локации летнего отдыха были и остаются качественный сервис обслуживания, широкий спектр товаров и услуг и, безусловно, удобство доступа к ним.

О том, что сегодня может предложить наш потребрынок, каковы его дальнейшие перспективы с учетом оказываемых мер поддержки и на чем делают особый акцент власти, рассказал председатель Законодательного Собрания Краснодарского края Юрий Бурлачко.

Улучшить придорожный сервис

– Юрий Александрович, сейчас, когда многократно вырос спрос на внутренний туризм и связанные с ним услуги, многие субъекты, обладающие даже мало-мальским туристским потенциалом, «перекраивают» свою политику в части подхода к приему гостей, выстраиванию сопутствующей инфраструктуры и организации работы объектов потребительской сферы. Чем в этом плане может удивить Кубань?

– Давайте сразу расставим все точки над i и не будем говорить о совершенствовании сферы услуг исключительно в контексте ее значимости для гостей. Жители края также ездят на побережье, пользуются предоставляемым сервисом, приобретают товары на придорожных ярмарках и ярмарках выходного дня, тему которых, я думаю, мы еще затронем в ходе интервью.

Да, работа санкура в комплексе приносит летом ощутимые дивиденды в региональный бюджет. Но то, что делают коллеги из органов исполнительной власти, то, над чем во взаимодействии с ними постоянно работает депутатский корпус, не преследует цель снять только «сливки» в высокий сезон. Мы заинтересованы в круглогодичной реализации стратегии по развитию потребсферы.

И если уж мы с вами начали беседу с курортной тематики, то следует сказать о состоянии придорожного сервиса в Краснодарском крае. Именно он создает у отдыхающих первое впечатление о Кубани, вызывает первые эмоции. А вот какими они будут - положительными или отрицательными – зависит всецело от нас.

На одном из наших традиционных «парламентских часов» мы детально проанализировали данный вопрос. Я уже неоднократно говорил коллегам, что люди едут на юг не только на поездах, но и на авто. Соответственно, мы должны максимально удовлетворить потребности и этой категории туристов.

Фермеры и товаропроизводители Кубани предлагают качественную продукцию. Фото: ЗСК Краснодарского края

Одним из способов достижения желаемого, на мой взгляд, может стать размещение на автозаправках ряда объектов, в числе которых магазины, увеличенное число санитарных комнат, душевые, точки бытовых услуг вплоть до автомоек. В идеале – возведение в непосредственной близости от АЗС мини-отелей. Строить в крае гостиницы с небольшим номерным фондом было бы намного проще, если подходить к процессу создания всей названной мною инфраструктуры комплексно и возводить ее в рамках единого инвестпроекта.

Безусловно, все варианты хороши. Причем, когда речь заходит о стоимости их реализации, ни бизнесу, ни власти не следует забывать один неоспоримый факт: развивая на Кубани потребсферу, мы инвестируем в экономику.

– Есть уже какие-нибудь предпосылки того, что озвученные вами планы могут быть реализованы?

– Готовясь к сегодняшнему интервью, я проанализировал довольно солидный объем информации по его тематике. Приведу вам только некоторые цифры. У нас в крае действуют 10 многофункциональных комплексов дорожного сервиса. В них входят парковки для авто, зоны отдыха, туалеты, пункты питания, торговли и мойки, кемпинги, СТО, автостоянки и непосредственно сами АЗС.

На начало этого года на Кубани функционировало 555 заправок, 765 предприятий общепита, 667 станций по техобслуживанию и ремонту машин, 212 средств размещения и 960 размещенных вдоль автотрасс иных зданий и сооружений. Общее же количество объектов дорожного и придорожного сервиса в регионе превышает 5,1 тысячи.

 Добавлю, в субъекте утверждена генеральная схема размещения таких объектов на находящихся в краевой госсобственности дорогах регионального или межмуниципального значения. Она включает в себя 7 мест потенциального расположения многофункциональных комплексов в Брюховецком, Крымском, Курганинском, Кущевском, Тбилисском и Щербиновском районах.

Отталкиваться, как видите, есть от чего. Применяемый на Кубани подход к развитию потребсферы позволит удовлетворить запросы и жителей, и гостей края.

Показать местный колорит

– Юрий Александрович, в начале беседы вы упомянули о придорожных ярмарках. Вы действительно считаете их важным звеном потребрынка? Все, что душа желает, можно ведь и в магазинах купить. Они у нас почти на каждом углу…

– Правильно. Но люди приезжают к нам за тысячи километров не для того, чтобы в том числе совершить покупки в обычных магазинах, которых и в местах их постоянного проживания предостаточно. К нам едут за местным колоритом, за ощущением новизны даже в таком, казалось бы, привычном деле, как приобретение продовольственных товаров. И, согласитесь, на придорожных мини-рынках куда больше шансов взять именно качественную местную сельхозпродукцию, выращенную на Кубани, а не завезенную откуда-нибудь издалека. Формирование эффективной инфраструктуры для ее сбыта - один из приоритетов в нашей работе. Совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей деятельность придорожных ярмарок, идет постоянно.

Хочу отметить, что помимо своего основного предназначения они выполняют и еще одну немаловажную функцию - способствуют предотвращению мелкорозничной торговли в не предусмотренных для этого местах вдоль трасс. Это, во-первых, небезопасно для самих реализаторов – дорога всегда являлась и является зоной повышенного риска. И, во-вторых, подобные точки сбыта «выбиваются» из единого стиля оформления ярмарок. В Краснодарском крае на этот счет разработана специальная концепция. Благодаря ей в регионе создана целая сеть единообразных по своему внешнему виду мини-рынков. А благодаря их единой схеме размещения нет никакой путаницы, где можно размещать ярмарки.

Депутаты ЗСК регулярно отслеживают изменения в федеральных законах и приводят в соответствие с ними краевые, в том числе касающиеся развития потребительской сферы.
Депутаты ЗСК регулярно отслеживают изменения в федеральных законах и приводят в соответствие с ними краевые, в том числе касающиеся развития потребительской сферы. Фото: ЗСК Краснодарского края

Схема, о которой я вам рассказал, включает в себя 261 место под размещение сезонных придорожных ярмарок по реализации сельхозпродукции.

По информации коллег из органов МСУ, сейчас в крае вдоль автотрасс есть 17 свободных земельных участков, где возможна организация придорожных ярмарок. Расположены они в Новороссийске, Абинском, Белоглинском, Белореченском, Брюховецком, Гулькевичском, Калининском, Ленинградском, Туапсинском, Усть-Лабинском и Щербиновском районах.

Мы понимаем важность работы и мини-рынков, и всего придорожного сервиса в целом. Уже много лет в субъекте действует мера поддержки для его участников. Юрлицам, в частности, могут предоставляться в аренду без проведения торгов земельные участки, находящиеся в краевой или муниципальной собственности, либо госсобственность на которые не разграничена. Но есть одно условие – представленные предпринимателями в соответствии с обосновывающими документами инвестпроекты должны предусматривать создание многофункционального комплекса сервиса, который разместится на участке площадью не менее полутора гектаров и будет включать в себя не менее пяти видов услуг для участников дорожного движения.

– Можно ли наравне с мини-рынками у трасс считать значимым сегментом потребительского рынка и ярмарки выходного дня? О них все постоянно говорят, но при этом не все на них ходят, предпочитая отовариваться в крупных супермаркетах.

– Вопрос в том, что и по какому критерию считать значимым сегментом, как вы выразились. Естественно, по объемам реализации товаров и придорожные ярмарки, и ярмарки выходного дня однозначно уступают сетям. Но сама идея организации торговых мест под открытым небом в городах и станицах Кубани – по данным на июнь, ярмарок именно выходного дня у нас насчитывалось более 70 – изначально заключалась не в том, чтобы обогнать те же самые супермаркеты по разнообразию ассортимента или числу проданных единиц товара.

Ярмарки – это, в первую очередь, один из наиболее эффективных способов поддержать нашего малого сельхозпроизводителя и дать возможность жителям края купить натуральную продукцию по ценам ниже магазинных до 15 процентов. Именно по этой причине ярмарки востребованы людьми, а региональные власти предпринимают все меры для их сохранения в том виде, в каком они существуют вот уже много лет.

На начало лета в Краснодарском крае действовало в целом 818 специализированных торговых площадок, рассчитанных почти на 50 тысяч мест. По сравнению с аналогичной датой 2023 года их количество выросло. Объем же реализованной на ярмарках продукции с начала 2024 года составил свыше 68 тысяч тонн. Уточню, на Кубани проводятся ярмарки в формате выходного дня, которые мы с вами уже частично обсудили, «фермерского дворика», снискавшего особую популярность среди владельцев ЛПХ и фермеров, и «социального ряда». Помимо этого, в регионе вот уже более двух лет функционирует рассчитанная на 1200 мест круглосуточная оптово-розничная ярмарка площадью 60 тысяч квадратных метров.

Еще одной возможностью для аграриев реализовать произведенную ими продукцию стала первая в субъекте сезонная «Кубанская ярмарка». Организованная по поручению главы края Вениамина Ивановича Кондратьева в марте этого года она предоставила площадку для более чем 400 фермерских и личных подсобных хозяйств, а также сельхозкооперативов. А уже совсем скоро – в сентябре-октябре – в Краснодаре состоится традиционно проводимый у нас в это время основной смотр достижений местных производителей продукции АПК.

В любом другом регионе страны такое масштабное агрособытие вряд ли могло бы пройти дважды. Но только не в Краснодарском крае, где и урожай собирают по несколько раз в год, и перерабатывающая промышленность только набирает свои обороты, несмотря даже на связанный с введенными против отечественного агросектора санкциями дефицит определенных материалов и комплектующих.

Если рассматривать ярмарки через призму реализации политики импортозамещения, то, по моему убеждению, они в этом плане являются одним из ее действенных инструментов. Пусть оно работает точечно, не в глобальном масштабе, но так или иначе мы даем понять людям – продовольственная безопасность под контролем, край всегда готов предложить качественную натуральную продукцию взамен завозной и удовлетворить не только свои внутренние запросы, но и обеспечить всем необходимым российский рынок. Данная тема, кстати, заслуживает отдельного разговора.

Поддержать виноделов

– Юрий Александрович, вы неоднократно делали акцент на том, что депутаты краевого парламента постоянно совершенствуют законодательную базу, регулирующую работу потребсферы в целом и ярмарок в частности. Какова необходимость столь частого внесения поправок?

– Закон четко работает только тогда, когда в нем нет ни одного лишнего слова или запятой, когда его положения можно трактовать только в одном значении и никак иначе. К содержанию вашего вопроса это, правда, не имеет никакого отношения, поскольку действующая в регионе нормативная правовая база, все составляющие ее документы тщательно подготовлены и выверены.

Аграрный комитет ЗСК, возглавляемый моим коллегой Сергеем Юрьевичем Орленко, регулярно отслеживает изменения в федеральном законодательстве и оперативно приводит в соответствие с ним краевое, касающееся в том числе развития потребительской сферы.

Зачем мы так часто вносим поправки? Первую причину я вам только что назвал. А вторая связана с необходимостью адаптировать уже действующие на Кубани законы к современным реалиям с учетом специфики Краснодарского края.

Вот, к примеру, весной прошлого года, приводя нашу нормативную правовую базу в соответствие с федеральной, мы внесли изменения в региональный закон об организации деятельности розничных рынков, ярмарок и агропромышленных выставок. Документом, в частности, установлено понятие «специализированная ярмарка винодельческой продукции». Понятно, мы привели краевой НПА к федеральной норме. Но оцените, насколько эта корректировка важна для Кубани, где виноделие и виноградарство играют одну из ключевых ролей в экономике.

Ведь уверенность в том, что их товары будут востребованы у людей и они смогут их продать, должна быть не только у фермеров, выращивающих овощи или фрукты, но и у наших замечательных виноделов. Их продукция известна сегодня далеко за пределами Краснодарского края и давно получила признание у потребителей и крупных игроков отраслевого рынка.

С целью реализации вышеупомянутых изменений в 2023 году у нас проведено 18 специализированных ярмарок – в Краснодаре, Сочи, Новороссийске, Анапе, Темрюкском, Ейском, Приморско-Ахтарском и Усть-Лабинском районах. В этом году, по состоянию на июнь, организовано уже 6 ярмарок. Но еще, как говорится, не вечер. Дождемся осени.

Подчеркну – их проведение является важной частью комплексной госполитики по поддержке отечественного виноделия и продвижения российских вин. В условиях импортозамещения особую актуальность приобретает многоукладность продвижения бренда «Вино России», а также вин государств – членов Евразийского экономического союза, в том числе посредством такого востребованного формата как винная ярмарка.

Важно и то, что подобные площадки обеспечивают доступ туристов и жителей края к информации о конкурентных преимуществах отечественных вин, прежде всего по цене, качеству и органолептическим свойствам. Люди узнают о местах производства напитков, их классификации, технологиях производства, знакомятся с культурой, с особенностями региональных традиций потребления вина и правилами его дегустации. Добавлю, специализированные ярмарки являются неотъемлемой частью развития туристского потенциала Краснодарского края. Они позволяют выделить объекты фермерского виноделия, включая предприятия малого и среднего бизнеса. На Кубани принимаются все меры по привлечению внимания к ним потенциальных торговых сетей и организаций санкура.

Более чем уверен: интерес к истории нашего виноделия и к его развитию многократно возрос после проведения в прошлом году в Абрау-Дюрсо эногастрономического фестиваля «Черноморская винная неделя», поддержанного и реализуемого в рамках предоставляемой федеральной субсидии по нацпроекту «Туризм и индустрия гостеприимства».

 В ходе этого имиджевого мероприятия были организованы экскурсии на 17 виноделен, а вместо планируемых 25 тысяч человек из разных субъектов страны участниками события стали почти 50 тысяч. Поставленная организаторами фестиваля цель – популяризация и продвижение небольших семейных или, как их еще называют, «гаражных» виноделен – была, считаю, однозначно достигнута. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что в ходе мероприятия объем продаж вин местных производителей из числа принявших участие в «Черноморской винной неделе» по сравнению с аналогичным периодом 2022 года вырос на 30 процентов. Следующий фестиваль планируется этой осенью. Что ж, будем и дальше продвигать наши винные бренды.

– То есть, получается, кубанскому вину дан «зеленый свет». А как же утвержденная в стране Концепция реализации госполитики по сокращению потребления алкоголя в России?

– Я понял, что вас смущает. Принятые нами в октябре 2022 года и на июньской сессии этого года законы как раз и направлены на развитие положений названного вами документа.

Один из нормативных правовых актов был призван снизить число нарушений в части незаконной розничной продажи алкогольной продукции, зачастую низкокачественной и представляющей угрозу для здоровья людей, и создать условия для здоровой конкурентной среды. Насколько мне известно, с момента начала действия данного закона из нелегального оборота выведены крупные объемы алкоголя, благодаря чему зафиксирован рост его легальных продаж.

Ну, а во втором случае – я имею в виду принятый депутатами пару месяцев назад закон «о наливайках» – это, по сути, один из инструментов прямого противодействия и чрезмерному употреблению спиртного и возникающей в связи с этим криминогенной ситуации. Напомню, в соответствии с разработанным аграрным комитетом ЗСК документом запрет на реализацию алкоголя в расположенных в многоквартирных домах объектах общепита, ранее продававших его круглосуточно, с 1 марта 2025 года будет действовать с 11 вечера и до восьми утра. И отпускать алкогольные напитки в подобных заведениях можно будет только если площадь зала для обслуживания в них посетителей составляет не менее 50 квадратных метров.

Тем самым мы в очередной раз усовершенствовали нормативную правовую базу, регулирующую в субъекте развитие потребсферы, и главное сделали жизнь наших земляков еще чуточку спокойнее и комфортнее.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Опрос

Где планируете провести отпуск или выходные?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах