Примерное время чтения: 8 минут
70

Воспитать будущее. В клубе «Деловая среда» обсудили дошкольное образование

«АиФ-Юг» № 36 04/09/2024 Сюжет Бизнес-клуб «Деловая среда»

В Краснодаре прошло очередное заседание бизнес-клуба «Деловая среда», организованное еженедельником «Аргументы и Факты-Юг» и коммуникативным агентством VOLKOV MEDIA. На этот раз была выбрана тема «Современный детский сад», для обсуждения которой пригласили предпринимателей, педагогов и других специалистов в области дошкольного образования. Участники круглого стола поговорили о нюансах работы частных детсадов, кадровых проблемах, коснулись компетенций воспитателей и используемых ими развивающих методик.

Счастье для родителей

Правильное воспитание и развитие детей с раннего возраста – важнейший вопрос по многим причинам. Он актуален не только для миллионов молодых родителей, но и определяет будущее страны. Сегодня большую роль в дошкольном образовании играют частные детсады, снимающие часть нагрузки с муниципальных учреждений и решающие общие с государством задачи – обучение самых маленьких россиян. При этом открывающие их люди берут на себя непростую задачу, успех которой зависит от многих факторов.

«Если сад не лицензирован, то его безопасность под большим вопросом, – говорит директор ЧОУ НОШ «Счастливое детство» Ольга Шадрина. – Первое, что важно изучить при создании детсада – закон об образовании, санитарные требования, другие нормативно-правовые акты. Получить заключение Роспотребнадзора – дело очень непростое. Нужно просчитать финансовую составляющую. Я знаю людей, открывшихся и за 400 тысяч, но это очень мало. Полноценно укомплектованный сад на 80 мест обойдется не менее чем в 10 миллионов. Алгоритм действий понятен, но есть много сложностей. Предпринимателю в сфере образования нужно иметь крепкие нервы и быть готовым к проверкам, нехватке кадров, решению конфликтов».

Фото: АиФ-Юг

Условия работы заметно меняются. С этого года вмес­то плановых проверок ввели профилактические визиты, при которых частные образовательные организации не штрафуют. Им дают рекомендации и делают замечания для устранения недочетов. Ранее отменили госпошлину при оформлении лицензии и подать заявление на ее получение теперь можно через Госуслуги, что очень удобно. Уже более 2 лет необходим паспорт антитеррористической защищенности, для получения которого нужно установить видеонаблюдение, противопожарную систему, тревожную кнопку «Росгвардии». В прошлом году детсады и школы обязали работать по федеральной образовательной программе. У родителей тоже есть свои требования и критерии оценки.

По словам Ольги Шадриной, для родителей нет большего счастья, чем выйти из квартиры и отдать ребенка в детский сад рядом с домом, а не везти его через весь город. Многие ставят близость на первое место, что, как многодетная мать, подтвердила участница круглого стола Елена Аксанова, которая назвала и другие важные для нее факторы. Она всегда оценивает настрой и грамотность речи педагогов, считая депрессивных и неграмотно выражающих свои мысли людей плохими воспитателями. Также женщина, как и многие матери, смотрит насколько ребенку интересно. Он должен ждать утра и рваться в садик, а это уже зависит от подхода к воспитанию.

Детская команда

Ольга Шадрина объездила полмира для изучения опыта работы детсадов, что позволило ей лучше увидеть все плюсы и минусы. Одним из главных отличий нашей дошкольной педагогики она назвала большое внимание к личности каждого ребенка – у нас воспитательный процесс максимально индивидуализирован. К примеру, в Японии все совсем наоборот и также примечательно, что в этой стране малышей не загружают знаниями о современных технологиях, как у нас. Там в каждой группе стоит пианино, воспитатели владеют музыкальными инструментами. Также у них действует командная система со строжайшей дисциплиной.

«У нас первоклашки знакомы с робототехникой, но многие не имеют навыков самообслуживания, не научены здороваться, благодарить, быть сдержанными и уважительно относиться к педагогам, – продолжает Ольга Шадрина. – В Японии же детсадовцев учат традиционным ценностям своей страны, правилам поведения в обществе – это классика. Когда японцы идут в школу, им остается только давать научные знания. Их воспитание помогает справляться с учебной нагрузкой, иметь самодисциплину и небывалую для ребенка силу воли. Там нет такого, что кто-то сам по себе, только вместе. Я не говорю, что это всегда хорошо, мы должны быть разными и важно уделять внимание каждому ребенку. Но все-таки в первую очередь детсад – это про команду, про социум, про сплоченность».

Фото: АиФ-Юг

Успех воспитательного процесса во многом зависит от программы, которую должны воплощать только профессионалы. В противном случае даже лучшая методика превращается в профанацию, что показала практика прошлых лет. Если работа ведется без лицензии, то никто точно не скажет, чему там реально учат. Также специалисты отмечают, что раньше на сознание детей очень разрушительно влияло многообразие программ. При этом всегда огромное значение имеет авторитет педагога, ведь если его кто-то ставит под сомнение, то толку тоже не будет. И здесь показателен пример Поднебесной, иллюстрирующий разницу подходов в отношениях детсадов с родителями.

«Когда я спросила в Китае, бывают ли у них конфликты с родителями в детских садах, меня сначала даже не поняли, – делится Ольга Шадрина. – У них такого вообще нет, потому что на скандалиста могут пожаловаться в компартию, и ему влетит. Нигде в мире родители не имеют такого доступа к образовательному процессу, как в России, только у нас они могут на него влиять. Это очень щекотливый момент, над которым нужно работать. Родители приходят и рассказывают, как нам нужно воспитывать их детей. Когда в саду говорят одно, а мама дома внушает совсем другое, это разрушает авторитет педагога. В этом случае разногласий быть не должно».

Важная миссия

Конфликты – один из основных факторов профессионального выгорания педагогов. Говорят, что они стали бояться родительских претензий больше замечаний руководства и часто увольняются из-за нервотрепки. Многие становятся репетиторами, что куда спокойнее, так как позволяет отказывать «токсичным» мамам и папам. Но в такой ситуации кадровая проблема будет усугубляться, тем более что строятся десятки новых детсадов и школ, для которых потребуются тысячи сотрудников. Для устранения проблемы эксперты предлагают создать протокол решения конфликтных ситуаций с родителями, при котором доступ с претензиями лично к педагогам ограничат.

Своими наблюдениями в вопросах подготовки молодых специалистов на встрече поделилась исполняющая обязанности заведующей кафедрой педагогики и психологии детства КубГУ Марина Голубь. По ее словам, студенты младших курсов горят желанием учить детей, но после знакомства с этой работой на практике часто начинают испытывать страхи, сомнения, недостаток мотивации. Она отметила, что в вузе делают все возможное для преодоления таких барьеров и даже предложила посвятить этому одно из заседаний «Деловой среды». Мнение о путях решения проблемы настроя высказал психолог и автор образовательной программы Дмитрий Литосов.

«Молодой специалист должен ощущать важность своей миссии педагога, что можно прививать и развивать только с раннего детства, – считает эксперт. – Ключевую роль играет предрасположенность человека к заботе, ведь воспитатель дает ее детям постоянно. Когда это четко проговаривают, люди вдохновляются и уже не уходят из педагогики. Это же касается и концепции ведения бизнеса. Я считаю, что главная миссия у собственника частного детсада не может быть финансовой».

Мнение Дмитрия Литосова поддержала представитель группы компаний «Экспертные решения» Евгения Гертель, знакомая с примером успешного воспитания педагогов в стенах одной из частных школ:

«Там максимально прокачивают миссию причастности педагога к развитию молодого поколения и созданию нового общества. В результате воспитанники школы живут этим и не страдают «болезнью», при которой молодой человек не знает, чем заняться, куда пойти. Но для решения таких задач нужно время».

Все сказанное на круглом столе подытожила Ольга Шадрина. По ее словам, нужно законодательно снижать административную нагрузку на педагогов, поднимать им зарплату, поддерживать. Как раз эти и другие вопросы будут обсуждать 17 сентября в Краснодаре на региональном этапе федерального форума общественного негосударственного образования. Там же представят новый проект социального партнерства между администрацией, застройщиками и предпринимателями. Его реализация может помочь созданию в новых домах большого числа социально значимых объектов – садов, школ, цент­ров развития, а также привлечению в них педагогов, в том числе ушедших в репетиторство.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Опрос

А вы часто бываете в театре?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах