Исколесил всю Россию
Михаила Кубахова среди друзей, таких же фанатов, как и он, больше знают как «Блакнота». Это прозвище закрепилось за ним давно.
В первый раз Михаил пришел на стадион еще ребенком, в 1977 году. Тогда пятилетнего мальчишку привел с собой отец. С этого времени все, что происходило на поле, волновало его и заставляло переживать.
- Тогда «Кубань» уже играла в Высшей лиге, - рассказывает болельщик. - Помню, стадионы были заполнены под завязку. Когда приезжала команда из Киева, на стадионе, при его вместимости в 40 тысяч человек, на матче собралось 45 тысяч. Сейчас столько не бывает. Это можно объяснить и тем, что теперь стадион оснащен креслами, а раньше были лавочки. Вот сколько могло уместиться на них людей, столько и сидели.
Он и сам гонял мяч во дворе с мальчишками, старался подражать своим кумирам. К 14 годам Михаил стал уже ярым фанатом, самостоятельно ходил на матчи главной команды края. Правда, денег у школьника не всегда хватало, на стадион приходилось перелазить через забор. На что только не пойдешь ради футбольного зрелища?
Вслед за любимыми спортсменами Михаил исколесил практически всю Россию, бывал во многих городах Украины. Ездил, конечно, за собственные деньги, а пока был студентом, их, естественно, не хватало.
- Добирался «зайцем», - смеется болельщик. - Прятался в поезде, пока не заметят, 2-3 остановки можно было проехать на электричке, тоже - пока не высадят.
Сейчас на машине или самолетом.
Во время выездов случалось немало и трудностей, и курьезов.
- Дело было в 90-е. Мы с друзьями поехали в Симферополь болеть за кубанцев. Время было голодное, есть нечего, и мы, как истинные «французы», ужинали лягушками. Поймали их в озере, а потом жарили.
С моими друзьями из Питера приключилась другая нелепость. Болельщики проделали путь в 6 тысяч километров, а команда не приехала, матч перенесли. Иногда происходили и стычки фанатов, которые нападали на нас, - «чужих». Краснодарцев приезжало человек 10, а там против нас 300! Отбивались, как могли.
Сейчас дела обстоят иначе, чем в советское время. Мне кажется, к нам пришел так называемый английский стиль «фанатизма», - рассуждает болельщик. - Фанаты договариваются, встречаются в определенном месте и устраивают кулачные бои, раньше такого не было. Хотя, признаться, истинные болельщики не нападали. Наоборот, мы с ними даже дружили, ведь им потом приезжать к нам в Краснодар. Нападали обычно местные, а фанаты даже заступались.
Более того, у них можно было остановиться, переночевать. А в 90-е пришел упадок не только в движении фанатов Кубани, но и всей России. Если сейчас с командой в другие города выезжают 200-300 болельщиков - это норма, то тогда всего лишь 5-6 человек. В то время у людей были другие проблемы и заботы. Было даже такое, что в, казалось бы, соседний Ставрополь я ездил один.
Михаил работает бухгалтером в банке, а в свободное время играет в футбол, участвует в турнирах болельщиков. Признается, такие встречи объединяют.
Он и сына заразил спортом, также брал его с собой на матчи и на выезды. Возил с собой и супругу. Хотя она и не болельщица, но к увлечению мужа относится с пониманием.
- В основном я болею за «Кубань», - акцентирует болельщик. - Я патриот и переживаю за родную команду. Симпатизирую еще футболистам английского клуба «Ливерпуль», слежу за их выступлениями. Матчи российской сборной смотрю, но фанатом не являюсь.
Смотреть трансляции мне нравится в спортбаре вместе с единомышленниками. Дома перед телевизором, конечно, атмосфера совсем не та. Но ничто не сравнится с обстановкой на стадионе. Это такая бешеная энергия, такой ребяческий задор! Я без этого даже не представляю свою жизнь!
Бокс - это реальный спорт
Евгений Садым не ездит за своими кумирами-боксерами по свету, не отмечает где-нибудь за границей победу наших чемпионов. С самого детства он прикован к инвалидной коляске.
У Жени страшный диагноз - ДЦП. Однако именно его наш земляк, чемпион мира по профессиональному боксу Дмитрий Пирог, называет своим самым преданным болельщиком.
Именно про него спортсмен однажды сказал: «Женя знает про меня больше, чем моя мама».
Женя «заболел» зрелищами боксерских поединков лет в семь. Именно тогда по телевизору он увидел первый бой. С тех пор этот вид спорта стал его основной страстью. А когда на горизонте боксерского Олимпа появился Дмитрий Пирог, Евгений стал его ярым поклонником. Даже со мной он общался, будучи в майке с рисунком - фрагментом боя Пирога.
- У меня и плакаты Дмитрия дома есть, - улыбается парень. - Я считаю Пирога одним из сильнейших чемпионов мира. Уверен, что у него еще все впереди.
Кстати, со своим будущим кумиром юноша познакомился год назад. Точную дату помнит до сих пор. Это было 26 сентября 2011 года. В этот день в одном из деловых центров Краснодара проходил бой Пирога и Мартиросяна.
Сотрудники центра и Федерации профессионального бокса ЮФО и СКФО, кстати, давно дружили с Евгением и после боя познакомили его с Дмитрием.
- Как я к нему отношусь? - задумчиво переспрашивает меня Евгений. И тут же глаза его загораются: - «Чтобы понять, как я к нему отношусь, надо видеть, как я за него болею! С каждого боя я приезжаю домой с сорванным голосом.
За такую преданность спорту в Федерации профессионального бокса ЮФО и СКФО юноше вручили памятную награду - кубок - как самому преданному болельщику.
Евгений принял подарок, еле сдерживая слезы. Плакать нельзя, ведь бокс - это дело сильных духом мужчин.
- Для меня это самый счастливый день в жизни, - признается Евгений. - Награда стала абсолютной неожиданностью. Кроме того, после сегодняшнего дня в моем фотоальбоме появятся новые фото вместе с Дмитрием Пирогом.
На вопрос же, чего хочет Женя, он отвечает просто:
- Желаю Дмитрию быстрее оправиться от травмы и завоевать все пояса и награды. Считаю, он достоин подняться на самую вершину спортивного Олимпа.