75

«Киношок» в тумане? Победит ли политика творчество

Фото: Автора

Видео: youtube.com / Опубликовано 30.09.2012 пользователем oksana4503

«Киношок», как бы его ни склоняли, все равно остается уникальным кинофорумом, где можно познакомиться с фильмами стран канувшей в Лету советской империи.

Бывшие союзные республики, как и полагается, постарались привести лучшие картины, дабы еще раз обозначить свое место в большом кинематографе, тенденции и проблемы. Судило главный конкурс, состоящий из 14 лент, жюри, возглавляемое писателем Владимиром Войновичем, который больше смотрелся скромным наблюдателем, чем важной всезнающей персоной.

Если кому-то показалось странным решение судейской бригады, то это – на первый взгляд, так как политес здесь был соблюден полностью, а учитывая, что «Киношок» сегодня находится в очень непростом положении, рисковать никто не стал. Ведь фильм Сергея Лозницы по одноименной повести Василя Быкова «В тумане» явно сделан более мастерски, отточенно, чем узбекская лента Аюба Шахобиддинова «Небеса – моя обитель», получившая главный приз фестиваля. 

После замечательного дебюта в игровом кино с картиной «Счастье мое» Лозница и на сей раз не разочаровал своих поклонников. Его война поднимается до уровня интеллектуальной драмы, драмы не конкретной истории людей, оказавшихся перед лицом выбора, а той трагедии духа, которая заставляет забывать о личностном.

У режиссера война лишь фон, его аналитические изыскания идут дальше, притом он рассматривает человека, попавшего в безвыходную ситуацию, когда от него ничего не зависит. В финале главный герой, ложно обвиненный в предательстве, не видя иного выхода, стреляется.

Лента снята почти филигранно, у картины есть свой особый свет и дыхание. Скупость движений и слов, длинные и крупные планы, тревожно-прекрасные и глубинные пейзажи... Это путешествие с дулом у виска, возможно, весьма рационально, но сия рациональность скорее художественный метод, чем бухгалтерский расчет.

Лозница – художник, и очень серьезный художник, этим все сказано. Картина удостоилась приза за лучшую мужскую роль – Владимиру Свирскому.

А вот Алексей Балабанов в своем путешествии «Я тоже хочу» собрал кучку людей: музыканта, бандита, проститутку… – и отправил их в дорогу за эфемерным счастьем.

Режиссер умудрился даже себя снять как члена европейской киноакадемии. Однако до притчи Балабанов не дотянулся, а до драмы недотянул. Его путешествие не спасает даже замечательный бег по белому снегу русской грешной мадонны.

Один из критиков на киношоковском обсуждении провел параллель балабановской ленты со «Сталкером» Андрея Тарковского, на что режиссер, насупившись, обозвал «Сталкер» глупым фильмом, видимо считая себя умнее и талантливее… Однако картина на «Киношоке» отмечена специальным призом международной кинопрессы имени Ирины Шиловой и призом имени Александра Княжинского: за лучшую операторскую работу награды удостоен оператор фильма Александр Симонов. 

Жюри же Гильдии киноведов и кинокритиков России присудило награду «За поэтическую магию и магический реализм» Михаилу Ильенко за ленту «ТотКтоПрошелСквозьОгонь». Фильм очень пронзительный, многожанровый, основанный на реальной истории советского летчика Ивана Даценко, чей самолет потерпел крушение подо Львовом.

О пилоте ничего не было известно, пока в 60-е годы прошлого столетия советская делегация на выставке в Монреале не встретила вождя индейского племени, говорившего на чистом украинском языке… 

Награда за лучшую режиссуру уехала в Тбилиси. 

В фильме Зазы Урушадзе «Опекун» отчасти присутствует легкость старого грузинского кинематографа времен «Певчего дрозда» Иоселиани. Но картине явно не хватает законченности, завершенности, видимо, поэтому финал жертвенной гибели героя оставляет в душе больше чувство недоумения, чем грусти и печали. 

Примерно такое же чувство испытываешь от просмотра в общем-то трогательного и наивного фильма о прекрасной девушке, гибнущей от предрассудков. Хотя «Небеса – моя обитель» и удостоился «Золотой лозы», но это тот случай, когда все понимают, что политика победила творчество. 

А вот холодно-сдержанная, на первый взгляд, лента «Замок спящих бабочек» литовца Альгимантаса Пуйпы на самом деле повествует о вулканическом внутреннем мире женщины. Картина может показаться и претенциозной, и надуманной, но ее спасает внутренняя и внешняя изысканность, поэтичная манера, умение проникнуть в суть сложного женского мира.

Фильм лишен налета депрессивности и внутренней замызганности, которым порой отличается прибалтийское кино.

Исполнительница главной роли Янина Лапинскайте (заслуженно ставшая актрисой номер один фестиваля, взяв приз за лучшую женскую роль) по роду занятий режиссер-документалист. Ее выразительное, очень одушевленное, умеющее молча говорить лицо подобно картине. 

В Янине есть загадка, а это ставит женщину на недосягаемую высоту. 

Фильм Питера Симма «Одинокий остров», победивший в категории «Лучший сценарий», представляет собой густозаселенную территорию, где переплетаются множество разных историй. Автор сценария Михкель Ульман, родившийся в Беларуси и переехавший в Эстонию, выстроил многофигурную композицию, очень интересную, занимательную, психологически достоверную.

Увлекательный клубок человеческих отношений заставляет всмотреться и в себя, в свой личный «одинокий остров». В оригинале фильм идет на четырех языках: русском, белорусском, литовском и эстонском – языках стран, которые принимали участие в создании картины (кроме России).

Особенно порадовало в этом году киргизское кино, где явно виден подъем. «Принцесса Назик» режиссера Эркина Салиева сродни акварели – нежной, мечтательной, прозрачной и тихой. Маленькая девочка Айдай живет в своем мире, который, конечно же, пересекается с неприглядной реальностью. Но ее мир остается чистым и незамутненным. Красивый фильм, красивая песня «Берег мой» прекрасной чайкой пролетели над «Киношоком» и удостоились лишь дежурного спецприза.

В новом конкурсе киноальманахов OMNIBUS лучшим был признан кинопроект «Астра, я люблю тебя». На самом деле хорошо скроенный, занимательный, живой сборник короткометражек молодых, начинающих режиссеров получился на славу.

На славу получилась и вся программа фестиваля, что, однако, к полному совершеннолетию «Киношока» не спасает его от реальной угрозы закрытия.

Участники фестиваля были вынуждены обратиться с письмом-обращением к президенту страны Владимиру Путину, которое подписали не только кинематографисты, но и наши прославленные литераторы Владимир Войнович и Андрей Битов.

В частности в послании говорится: «Усилия нашего фестиваля на протяжении 20 лет должны быть наконец поняты властью, которая провозглашает те же ценности. Настоящие ценности не могут корректироваться никакими соображениями корысти или выгоды. Надо помогать тем, кто что-то делает в нашем испаряющемся культурном пространстве». Дойдет ли письмо до адресата, мы поймем по следующему «Киношоку». 

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Опрос

Где планируете провести отпуск или выходные?

Ответить Все опросы

Топ 3 читаемых

Самое интересное в регионах