Краснодарский край, 26 марта – АиФ-Юг. Название его произошло от слова ком. Комом раньше называли медведя. Он пробуждался как раз в марте, и чтобы оставался сытым и добрым, люди угощали его блинами. Отсюда и пошла поговорка: «Первый блин – Комам».
Комоедица своими силами
В весенний дождливый день под белыми березками на зеленой полянке Чистяковской рощи клубы исторической реконструкции «Южное княжество», «Горная крепость» и «Сокол» собрались, чтобы отметить Комоедицу. Они постарались максимально точно воссоздать обстановку Руси XII века. Здесь даже прикуривают по-средневекому: трут огниво о нож. Только вспышки фотоаппаратов немного отвлекают зрителей от истории и возвращают в реальность.
– Решили организовать праздник своими силами. Правда, от метания бревна пришлось отказаться: без автобуса его перевезти невозможно. Ждите конкурсы, игры, хоровод, бои. Будем плясать и канат перетягивать! Да и свадьба будет – настоящая! - говорит режиссер Дома культуры станицы Старокорсунской Андрей Харахаш.
Свадьба по-славянски
Роман и Марина Павлюковы давно решили, что сыграют свадьбу по славянским традициям. День торжества выбрали непростой – день весеннего равноденствия. Пригласили на свой праздник 60 гостей, а пришли около трехсот.
– Мы с Ромой члены клуба исторической реконструкции «Южное княжество». Познакомились несколько лет назад в ночь Ивана Купала, там и влюбились, – рассказывает Марина Павлюкова.
По словам Марины, славянская культура очень сильная. Она способна объединить энергии людей и создать гармонию.
Марина и Роман зовут гостей в круг. Они образовали два круга: мужской «плюсовой» и женский «минусовой». Сосредоточили энергии инь и ян.
– Плюс и минус сегодня мы воссоединили в общем хороводе. Мужчины двигались по солнцу, по часовой стрелке (солонь), а женщины – против (посолонь), – рассказывает Марина.
Костюм у нее совсем не похож на наряд современной невесты.
– Так как я вышла замуж, то у меня теперь будет платок на голове и одна коса. Незамужние девушки ходят с непокрытой головой, с венком и с двумя косами. Сейчас на мне одна рубаха, но со временем я буду ими обрастать.
Каждая последующая рубаха у Марины будет больше предыдущей. Так положено. Раньше женщины кочевали, переживали тягости войны. Носить много рубах было удобно. Одна намокла. Девушка ее снимала, оставалась в сухой. Сверху – панёва, как правило, это шерстяная юбка, защищающая от холода. На шее Марины – бусы, на голове – височники. В последующем количество височников будет означать количество детей. Также на Марине серьги, браслеты и самое важное – обереги. У каждого из них тайный смысл. Булавки, ключики, ножичек, щеточка, лунница (исключительно женский оберег), ложечка, игольница – все, что надо, ведь мастерица сама сшила себе платье.
На улице все же холодно. У Марины покраснели руки. Она ищет плащ.
– Где Булгарин? – спрашивает она у знакомых забавников. – Он автор и владелец одного плаща, который мог бы стать еще одним элементом моего костюма.
– Плащ теплый – усредненный вариант стилизации на раннесредневековую Русь. Сделан из двух слоев сукна, сукно, конечно, не то, которое было… Его уже не производят, – вздыхает член клуба исторического моделирования и ролевых игр «Горная крепость» Алексей Яковенко по прозвищу Булгарин.
В бой с песнями
Музыкант весело играет на баяне. Взрослые и дети объединились в хороводе c забавниками – весельчаками из хороводного движения «Мезамайские забавы».
Забавница бьет тамбурином об бедро, люди танцуют славянский танец, хлопают в ладоши, топают ногами, кружатся – создается ощущение, что последних восьми веков и не было. И я стою словно посреди картинки из учебника истории о досуге русских людей XII века.
– Как у наших у ворот, сударыня у ворот, барыня у ворот! – задорно поют люди на поляне.
«Мезмайские забавы» устроили для гостей игру «Ленточка». В одном кругу две команды плетут косички. Кто заплетет быстрее – победит.
В другом кругу жених Роман Павлюков собирает парней.
– Так, хлопцы, выходим на поляну! Будем играть в военную игру «Вышибала», – призывает он.
Вышибала встает в круг и крутит мешок с сеном.
Тот, кто проберется к нему и хлопнет по плечу, не получив мешком, выигрывает и становится в круг. Теперь он вышибала.
– Все исконно-славянские игры развивали удаль, ловкость, внимание, – уверен Роман.
Здесь не только играют и поют, но и устраивают бои, не по-настоящему, конечно. Сражения организует военно-патриотический клуб «Сокол».
– Это свой, дурак, не дерись! – слышу я отчаянный крик во время боя.
Люди смеются и с восхищением наблюдают за боем крепких удальцов, все дальше отодвигаясь от центра поляны. Высокие молодые юноши в блестящих доспехах размахивают мечами и закрываются щитами.
Несколько бойцов, окончив сражение, возвращаются на свои места, под тень деревьев, снимая на ходу тяжелое забрало.
– Это было средневековое сражение, – поясняет организатор клуба «Сокол» Матвей Каракай, – доспехи и монгольские, и славянские (на фото: славянские - слева, монгольские - справа).
– А чем они отличаются?
– У монгольских на доспехе железо внутри, а у славянских – клепно-пришивная чешуя снаружи. Доспехи, словно бронежилет, только они защищают не только грудь и живот, а все тело. И бицепсы, и корпус, и тазобедренный сустав, и пах. Всё, где кость находится близко к коже.
Орудия у бойцов тоже из XII века – топоры, сабли, мечи. Участники «Сокола» объездили с выступлениями Краснодарский край, а также принимали участие в чемпионате России по историко-средневековым боям.
– Это была, конечно, хитовочка. Полубутофорский бой. А вообще Матвей у нас силен! Жалко, он сегодня не дрался. Он как-то ударил с ноги человека в доспехах, так тот буквально в воздухе повис, – шутит Андрей Харахаш. – Скоро наши бойцы поедут во Францию, будут французов еще раз бить.
Комоедица удалась на славу и, действительно, сплотила людей. Подобные развлечения помогают возродить традиционную славянскую культуру, найти свои корни. А я впервые за этот месяц почувствовала настоящее наступление весны: так было радостно и легко на сердце.