Примерное время чтения: 7 минут
2871

Девицы благородные - опыт женского образования на Кубани

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 3. «АиФ - Юг» 16/01/2013
Учиться в институте могли не все желающие

 

Краснодарский край, 19 апреля – «АиФ-Юг». Сегодня трудно представить, что когда-то девочки не ходили в школу и высшее образование для них было недоступным. Однако так было.

Лишь во второй половине XVIII века волею императора «признавалось возможным» давать государственное образование «особам дворянского происхождения в закрытых учебных заведениях». 

Эпоха «женского образования» в России началась в 1764 году с открытием знаменитого Смольного института.

Массово открываться институты благородных девиц стали после отечественной войны 1812 года. Однако в Кубанской области ни одного женского учебного заведения не было до начала 60-х годов XIX в.

С прицелом на будущее

- В основе женского воспитания и образования в России лежал сословный принцип, - рассказывает Марина Дегтярева, ведущий специалист Государственного архива Краснодарского края. - Для девочек благородных семей - знание иностранных языков, танцы и хорошие манеры. Из мещанок готовились учительницы, воспитательницы в дворянские дома.

Первое учебное заведение для девочек на Кубани, Мариинское женское училище, было открыто 20 октября 1863 г.

Согласно Положению, утвержденному императором Александром II, «в училище… имели право безвозмездно получать образование девочки всех чинов Кубанского казачьего войска и лица разных званий и вероисповеданий, к этому войску не принадлежащих.

Исключение - девочки купеческого звания, с которых взималась годовая плата 10 руб. серебром.

Все расходы на содержание училища несло войско

 

В пансион при училище на полное казенное и полуказенное содержание принимались дочери офицеров Кубанского казачьего войска «недостаточного состояния», преимущественно сироты. «Своекоштными пансионерками» принимались дочери офицеров, чиновников и священнослужителей Кубанского казачьего войска и иногородних лиц, служащих в войске». 

Все расходы на содержание училища несло войско.

Цель учреждения была определена четкая: «обучение и воспитание дочерей офицеров ККВ, соответствующее их будущему назначению». А именно… «Быть добрыми супругами преимущественно людей, большая часть жизни которых посвящена тяжелой службе защиты родного края.

Быть «попечительными» матерями, на которых лежит обязанность заботиться об образовании детей. Быть знающими хозяйками, от которых будет зависеть домашнее благосостояние».

Начальник Кубанской области назначил исполнять обязанности начальницы Мариинского училища Полину Ивановну Антонович. В последующем пост начальницы занимали немало выдающихся дам. 

- Особое место среди них занимает графиня Елена Сергеевна Сумарокова-Эльстон, супруга наказного атамана ККВ, - продолжает Марина Викторовна. - Ответственный пост она занимала всего два года.

Едва вступив в должность, графиня отказалась от положенного ей по штату жалования - 200 руб. серебром - в пользу заведения. Так образовался неприкосновенный капитал в размере 2200 руб. имени графини Сумароковой-Эльстон.

Проценты ежегодно шли на экипировку беднейших воспитанниц при выпуске их из училища. 

Первый выпуск 1868-1869 учебного года получил по своим аттестатам право на звание домашних учительниц. 

Золото за учебу

14 декабря 1902 г. согласно «высочайшему соизволению», объявленному министром юстиции, Кубанское Мариинское женское училище переименовано в Кубанский Мариинский женский институт. К началу Первой мировой обучалось в нем 525 воспитанниц.

Учебный год у институток начинался с 16 августа, заканчивался в июне экзаменами.

Учебный план предусматривал 28-часовую недельную нагрузку. Барышни прилежно изучали Закон Божий, русский язык, арифметику, физику, химию, домашнее хозяйство, географию, историю, чистописание, рисование, пение, женскую гимнастику.

Отношение к женскому образованию стало изменяться - и в этом заслуга дам

 

Иностранные языки, математика, Закон Божий, танцы, пение и гимнастика изучались в течение всех семи лет обучения. Словесность, история и география, физика преподавались только в отдельных классах. 

Заметное место отводилось обучению навыкам будущей семейной жизни. Учащиеся приучались следить за порядком в гардеробной, столовой, в классах. Ученицы старших классов обучались огородничеству и пчеловодству. 

- Для оценки знаний была принята 12-балльная система, - добавляет эксперт «АиФ-Юг». - Лучшие воспитанницы поощрялись наградами: серебряными, золотыми медалями большого размера. Высшая из них - «шифр» - вензелевое изображение «первой августейшей покровительницы» императрицы Марии Александровны. Им награждали не более одной ученицы в год.

За учебный год награждали одной золотой, одной серебряной медалями и книгами. Медали отливали на Монетном дворе Санкт-Петербурга из настоящего драгметалла. Многим барышням в трудные времена они не дали умереть от голода. Медали сдавали в ломбард, меняли на продукты.

Грамотных развелось

Так развивалась история «элитного» женского образования на Кубани. Конечно же, учиться в институте могли не все желающие. Казачки из простых семей часто оставались неграмотными - и первой (в начале 60-х гг. XIX в.) на ненормальное явление в жизни казачества обратила внимание супруга генерал-майора Наталья Сергеевна Иванина, урожденная Шпилевская. 

Энергичная дама собрала кружок единомышленниц, по-ставивших себе задачу - помочь образованию девочек.

25 октября 1862 года был принят устав Екатеринодарского женского благотворительного общества. С этой даты началась история «доступного» женского образования на Кубани.

Общество добилось выделения ежегодной субсидии от войска в 1200 рублей. Искали, привлекали, как сейчас говорят, и других «спонсоров».

Учебный год у институток начинался с 16 августа, заканчивался в июне экзаменами

 

Школы для девочек стали открываться в станицах Полтавской, Ладожской, Отрадной, Уманской, Баталпашинской, Андрюковской...

Часто - вопреки общественному мнению. Женское образование многие казаки считали блажью. Тем не менее, за 25 лет школы были открыты в тридцати населенных пунктах области, элементарное образование получили 4476 девочек.

Отношение к женскому образованию стало изменяться - и в этом заслуга дам. 

По статистическим данным, в 1897 году грамотных женщин в городах было в 2 раза меньше, а в кубанских станицах - в 5 раз меньше, чем мужчин. Год от года статистическое соотношение все более выравнивалось. Повсеместно стали открываться не только женские школы, но и училища. 

К 1912 году в Кубанской области и Черноморской губернии было восемь женских гимназий, притом что мужских - всего четыре. В 1917 году на каждые 100 грамотных приходилось по 17 казачек и крестьянок и одна адыгейская женщина. 

Революция принесла глобальные перемены, и в сфере образования в том числе. 

28 ноября 1918 г. элитный Мариинский институт был реформирован и переименован в войсковую женскую гимназию. В начале 1920 г. барышень буквально выгнали на улицу - здание реквизировали для размещения служащих донских правительственных учреждений. Эпоха «благородных девиц» и «гимназисток румяных» закончилась.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Опрос

А вам в детстве родители выписывали детские журналы?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах