aif.ru counter
347

Почему на Кубани перестали балакать?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. «АиФ - Юг» 26/09/2012

Первопоселенцы на Кубани, как известно, уроженцы Украины. Однако «украинского» в нас крайне мало.

Вернуться к традициям, провести украинизацию пыталось ведомство просвещения Кубанской рады в период Гражданской войны. И ничего из затеи не вышло.

Народ не хочет помнить свои корни. Почему так получилось, знает Игорь Васильев, краевед, кандидат исторических наук.

Герои мнимые и реальные

«АиФ-Юг»: - Мы отметили 75-летний юбилей края. Какие важные вехи в его становлении, развитии вы могли бы выделить?

И.В.: - 1937 год - это время становления колхозной системы и развития промышленности. Селяне отошли от голода 1933-го, появились первые нормальные урожаи, стали выдавать на трудодни зерно. Однако на то время пришелся и период массовых репрессий. 

Далее - Великая Отечественная война, ударившая по Кубани жестко. Фронт проходил по предгорной части, были бои на «Голубой линии», эпопея с ликвидацией майкопских нефтяных промыслов (чтобы «фрицу» не достались).

Немцы в период оккупации проводили довольно хитрую политику. С одной стороны, нечеловеческая жестокость, массовые расстрелы под Белой Глиной, на Михизеевой поляне, душегубки в Краснодаре.

В то же время - заигрывание с казаками, их воспринимали как потенциальных союзников в борьбе против СССР.

Станичников старались особо не трогать. Однако за немцами пошла ничтожная часть - несмотря на все репрессии «советов».

Мощные патриотические, государственнические традиции возобладали. Из казаков был, кстати, сформирован легендарный 4-й Кубанский гвардейский кавалерийский корпус.

«АиФ-Юг»: - А про кубанских партизан что скажете? В Северском районе установлен монумент братьям, якобы пустившим под откос фашистский эшелон и погибшим. Старожилы утверждают: ни эшелона, ни подвига не было.

И.В.: - Как говорят специалисты, был случайный самоподрыв. Этих парней распиарили за неимением реальных героев. Вообще о кубанских партизанах чаще отзываются с большим презрением. 

«АиФ-Юг»: - Почему?

И.В.: - Основу движения составлял партийный актив. Кубань считалась «белым» регионом. И даже в период войны партработники воспринимали себя в отрыве от масс.

В других регионах эта связь была органичнее, целые поселения там были «глубоко красные». Советская власть чаще воспринималась как своя, народная, в партактив попадало больше достойных людей, там не было таких партийных чисток. На Кубани в 30-е из партии изгнали, репрессировав, многих достойных, совестливых людей. Которые, к примеру, не хотели разорять односельчан во время хлебозаготовок.

В функционеры назначали тех, кто проводил бы партийную линию против собственного народа. По этой причине во власти оказывались люди не самых лучших нравственных качеств. По отношению к казакам они были, так сказать, красными полицаями. В других регионах ко времени войны во власти осталось гораздо больше людей честных, мужественных и профессиональных.

Золотой век кубанского колхоза

И.В.: - Очень тяжело проходило послевоенное восстановление. Голод 47-го был отчасти искусственный. Зерно вывозили в Восточную Европу - кормить расквартированные там войска, чтобы новые коммунистические граждане не бунтовали, почувствовали преимущества советской власти. Затем можно отметить промежуточный период при Хрущеве, который запомнился… 

«АиФ-Юг»: - Кукурузой?

И.В.: - Не столько ею, как изъятием у станичников коров для передачи на общественные фермы. Разыгрывались настоящие трагедии. Потом выяснилось: тех, кто не отдал кормилиц, не репрессировали. Вообще не наказали! Новые времена настали. И одним из значимых стал 1966-й, год введения в колхозах зарплаты.

Огромный по значимости факт, перевернувший мировоззрение станичников. Но серьезное улучшение жизни началось еще с конца 50-х. Настало изобильное время, казаки стали жить богато.

Достойный труд и отмечался достойно, всеобщим почетом и хорошей оплатой. Появилась возможность купить машину, построить хороший дом. Это был золотой век кубанского колхоза, продолжавшийся до 80-х. 

«АиФ-Юг»: - А потом началась перестройка, и колхозники уже пытались хоть как-то выжить. 

И.В.: - Происходили перипетии, в 90-е появились акционерные общества. Акционеры то одного председателя ставили, то другому «любо!» кричали. Старых руководителей согнали.

В каждой станице есть свой легендарный председатель, при котором, иногда за 20 лет его руководства, построили Дом культуры, проложили асфальт, провели свет, водопровод, построили фермы. К концу десятилетия некоторых из них вернули. Они уже постарели, да и времена настали другие. Что они могли уже сделать?

В отрасли произошли необратимые изменения. Преимущественное значение завоевали агрохолдинги. В колхозах выращивали и разводили все и вся. Этого требовала продовольственная безопасность страны. Сегодня выращивают только то, что можно максимально выгодно и быстро продать.

И объемы работ меньше, и техника человека заменяет. Работников нужно меньше. Берут самых надежных, непьющих, готовых работать сутками. Большинство селян оказались не у дел. Те, кто не работает в торговле, медицине, образовании, в полиции… должны искать работу в других местах. Устраиваются на работу вахтовым методом, уезжают вовсе. Это одна из причин оттока молодежи из станиц. 

С другой стороны, в сельском хозяйстве дела идут несколько лучше, чем во многих других местностях, благодаря отличному климату, плодородной земле, трудолюбивым кубанцам. Но мы, конечно, все равно недовольны.

Только приезжие говорят: «Живете как в раю!» У нас от былых объемов сельскохозяйственного сектора сохранилось больше, чем в других регионах. Наши станицы, несмотря на общие для России негативные тенденции, несколько благополучнее.

Торгуем с акцентом

«АиФ-Юг»: - А что после ликвидации советской власти «расцвело» вне сомнений?

И.В.: - Торговля. Краснодар превосходит все другие города РФ по количеству торговых площадей на душу населения. Своя торговая сеть с более или менее приличным ассортиментом есть почти в каждой станице. На Кубани торговля - это целый мир, вмещающий небывалое за всю историю количество людей. Особенно молодежь. Ей часто больше некуда идти… 

«АиФ-Юг»: - Как потерю, наверное, воспринимаем тот факт, что на Кубани почти совсем перестали балакать… 

И.В.: - Балачка не литературный язык. Со временем она сильно менялась. Быстро и незаметно. На рубеже XIX - XX веков она была совсем другой. Но уже была именно балачкой, отличной от языка украинцев.

Лучше всего она сохранилась на крайнем западе Кубани в районе Темрюка. В Закубанье -в той же Северской, горячеключевских станицах - балачка даже у очень пожилых русифицирована. Иногда уцелели только некоторые слова и выражения. Потому что кубанцы по самосознанию считают себя русскими. 

У казаков ведь еще до революции были традиционные русскоязычные школы. Укоренилась традиция читать и писать по-русски, вести делопроизводство. Украинские книги и газеты гнили на складах, их не разбирали.

Руководство края, занятое более важными сталинскими проектами, держалось индифферентно. Заинтересован был узкий круг украинских деятелей культуры, искусства, активистов, учителей. Хорошо украинизация проходила лишь в станице Полтавской, где был украинский педагогический техникум, и в Каневской, где новацию приветствовала определенная часть жителей. 

Потом была коллективизация, кризис хлебозаготовок, и Сталин побоялся, что «педалирование» вопроса приведет к всплеску украинского шовинизма, сепаратизма, активизации кулачества.

В 1933 году проект директивно свернули. К моменту образования края многие казаки уже даже русифицировали свои фамилии. Например, Громов вместо Грим. Любопытно, что недовольные «простонародными» фамилиями находились еще до революции. Полковник Педдына назвал себя Педино.

Знатный офицер Чугун тоже посчитал, что и благородному человеку такая фамилия не подходит. Назвался… Чаун, намекая на иностранное происхождение. 

Над ним земляки изрядно посмеивались: «И кто ты, китаец чи сиамец»?

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах