Проект задумывался под знаковую дату - 100-летний юбилей переселения казаков Черноморского войска на Кубань. Средства на постройку войском были выделены немалые - 143 тысячи рублей. За работу над проектом взялся скульптор Михаил Осипович Микешин, величайший мастер своего времени, светило из Санкт-Петербурга.
По его замыслу памятник должен был стать «наглядной историей Кубанского казачьего войска от его начала до нынешних дней». Поэтому в ансамбль включена не только императрица, ставшая для казаков «крестной», и князь Потемкин-Таврический, ее правая рука, но и первые кошевые атаманы войска. Торжественности добавили развернутая во всю высоту постамента Жалованная грамота и список побед, одержанных империей при участии кубанских казаков (на специальной мраморной табличке). Завершить работу мастер не успел - скоропостижно скончался. Работу продолжил скульптор Борис Васильевич Эдуардс. Фундамент залили 9 сентября 1896 года. Для полного завершения проекта потребовалось еще 11 лет.
У горожан памятник пользовался популярностью
«В 8 часов утра (6 мая 1907 г.) пять пушечных выстрелов 1-й Кубанской казачьей батареи оповестили город о литургии, совершаемой в войсковом соборе архиепископом, прибывшим из Ставрополя». В это время из войскового штаба к храму двинулись казаки со знаменами, булавами, трубами и литаврами. У собора служивых встретили с хоругвями и иконами. Под пение церковных гимнов батюшки, казаки, горожане отправились дальше - по улице Красной к Крепостной площади, где и был установлен памятник (покрытый до времени холщовым покрывалом). В соответствии с православной традицией был совершен молебен. Наконец, завеса, скрывавшая Екатерину, сброшена! Бронзовая фигура предстала во всем своем блестящем великолепии, заиграла, заискрилась, залучилась. Во всех городских храмах зазвонили колокола, музыканты заиграли гимн, 360 пушечных выстрелов гремели в течение шести минут. «Вечером город и памятник были роскошно иллюминированы», - писала городская газета. Гуляния продолжались затемно.
Грандиозное сооружение пользовалось у горожан огромной популярностью. На площади перед памятником любили прогуливаться дамы с кокетливыми зонтиками от солнца, франтоватые господа... да вообще все! Кто тогда мог подумать, что жизнь скоро изменится? Будет не до франтовства. Да и самого памятника не станет.
«Лом статуэтовый»
В марте 1920 года на Кубани установилась Советская власть, одной из задач которой была провозглашена «культурная революция». В частности, заключалась она в уничтожении памятников самодержавия. Чтобы избавиться от императрицы, в городе была создана «Комиссия для технической разборки памятника». В архивах сохранились любопытные протоколы заседаний комиссии. Наибольший интерес представляют два, датированные 23 и 24 сентября 1920-го.
«Несмотря на… старания раздобыть достаточное количество рабочих рук, таковых не удалось достать, так как рабочие категорически отказываются принимать участие в разрушении памятника Екатерине, несмотря на предложенную хорошую оплату, и после долгих переговоров удалось найти только пять плотников…»
«Собралась большая толпа зевак, которая стала издеваться над рабочими, заявляя: «Сегодня вы повесите Екатерину, а завтра вас повесят», что, конечно, нервировало рабочих, и они заявили, что бросят работы, если не будут ограждены от насмешек толпы...»
Комиссия жаловалась на «затруднения на каждом шагу». В итоге к работникам была приставлена стража из милиционеров, и к 4 ноября работа наконец была закончена. Известно, что демонтаж скульптуры, признанной произведением искусства, проводился со всей аккуратностью, дабы не повредить отдельные элементы. Но что же стало с расчлененными фрагментами потом?
«Из документов, в частности из акта от 7 октября 1931 года, мы знаем, что части разобранного памятника с 1920 по 1931 год, т. е. 11 лет, хранились во дворе бывшего Войскового музея», - говорит Наталья Золотарева, научный сотрудник отдела фондов Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника им. Е.Д. Фелицына.
В 1931-м для исследования «останков» была создана очередная комиссия (Краснодарская Рабоче-крестьянская инспекция). Она должна была решить, что делать с наследием царского режима. Восстановить и передать на хранение в музей или..?
«Решили, что «реставрация памятника совершенно нецелесообразна, ибо это вызвало бы чрезвычайно большие расходы, в то время как памятник не представляет собой ни исторической, ни художественной, ни иной ценности». Комиссия решила не сохранять даже отдельные части: фигуры бандуриста, поводыря и атаманов, «вследствие… отсутствия необходимости». Около «20 тонн бронзы», «учитывая острую потребность промышленности в цветных металлах», комиссия посчитала необходимым сдать «Металлому». Еще одна справка подтверждает, что «Металлом» принял «лома статуэтовой бронзы, памятник Екатерине II, весом 8445 кг, с засоренностью 2% другими металлами и сором». Известна и цена «лома» - 6180 руб. 52 коп.».
Однако… По протоколу решено было передать в «Металлом» памятник весом в 20 тонн, а в последующих документах зафиксирована цифра 8 тонн 445 кг. Куда делись еще 11 тонн 555 кг? Документов, проливающих свет на тайну нет. Но не исключено, что когда-нибудь какие-то фрагменты памятника, а может, и отдельные скульптуры, однажды всплывут в какой-то частной коллекции.
«Главный по царям»
Почти сто лет память о «крестной Екатерине» оставалась лишь в памяти старожилов да на старинных открытках. Идея восстановить монумент появилась в начале нулевых. Над воссозданием трудилась авторская группа во главе с заслуженным художником РФ Александром Аполлоновым. 8 сентября 2006 года памятник был открыт. Точь-в-точь, только смотрит в другую сторону (подвинули, чтобы органично вписался в современную среду).
Сегодня Екатерининский сквер - излюбленное место отдыха горожан и туристов.
Конец истории не плох, у большинства других творений скульптора Микешина участь печальнее. Причина проста: мастер был «придворным скульптором» - «главным по царям».
В 1890-м в Ростове-на-Дону по проекту скульптора был установлен памятник Александру II. Когда пришла Советская власть, на памятник нахлобучили выкрашенный в красный цвет фанерный ящик с пятиконечной звездой на вершине. В 1924-м царя сковырнули трактором и переплавили. В перестройку ростовчане заговорили о восстановлении памятника. Но так и не собрались.
Огромной удачей Микешина искусствоведы считают памятник «Тысячелетие России» - монумент, воздвигнутый в 1862 году в Великом Новгороде. Каждому он знаком, поскольку изображен на пятитысячных банкнотах. После революции его зашили фанерой. В годы Великой Отечественной немецкий генерал фон Герцог приказал разобрать его и вывезти в Германию. Памятник спасли наши войска. Но потери были серьезные. Голый пьедестал, фигуры разбросаны, испорчены, трехметровый крест срублен, согнут в дугу. Восстановление заняло годы.
Не все знают, что у нашей Екатерины II есть в Санкт-Петербурге «сестра». Когда-то памятник также признали «старорежимным», хотели вместо царицы установить Ленина, а вместо царедворцев - комиссаров. Тогда обошлось. Но покушения на историю продолжаются в наши дни. У Екатерины II постоянно скручивают ордена, у Суворова пропадает шпага. Двести лет отношение к культуре и искусству было другое. Говорят, под основанием памятника зарыт настоящий клад! Когда рыли котлован, одна из дам сняла с себя перстень и бросила его в яму - на счастье! Ее примеру последовали многие.