Право на бесплатную медицину. За что жителям Кубани платить не следует
Когда человек заболевает, он становится беззащитен и полностью зависит от качества медицинской помощи и грамотного диагноза врача. Однако пациентам нужно уметь защищать свои права.
Приходите завтра!
- Самая распространенная проблема, с которой к нам обращаются люди, - это неполучение лекарств по льготным рецептам. Пациент приходит к врачу, тот выписывает медикаменты, а в аптеке разводят руками: такого в наличии нет. Если есть возможность, то можно подождать. Но каждый день промедления может стать роковым. И потому приходится покупать препараты за наличные. Кстати, обычно стоят они весьма недешево. А люди, которые в них нуждаются, часто живут только на скудную пенсию. Но выбора не остается. На самом же деле организация, выигравшая тендер на поставку лекарства, обязана обеспечить его доставку в аптеку. И неважно, что может случиться: водитель заболел и не доехал до аптеки или у производителя сырье кончилось, - потребителя это не должно волновать. Если вы не в состоянии выполнить условия контракта, будьте любезны передать его другой организации, - подчеркивает Николай Чернышук.
Что делать?
- Во-первых, потребуйте у сотрудника аптеки поставить штамп на обратной стороне рецепта с указанием даты. Аптеке дается 10 дней на поставку лекарства. В течение этого времени вам могут позвонить и сообщить о получении препарата. Если десять дней прошли, а лекарства так и нет, то вы имеете право обратиться в суд, прокуратуру, правозащитную организацию с жалобой. Кстати, каждый раз, когда приходите в аптеку, ставьте отметку о посещении. Чтобы в суде потом не заявили, что вы не являлись. У нас были прецеденты, когда по итогам судебного решения поставщик оплачивал пострадавшему купленное за собственные средства лекарство. Законом предусмотрены также штрафы, возмещение морального ущерба.
- Существует и горячая линия министерства здравоохранения, которая призвана решать в том числе и эти проблемы.
Цена ошибки - жизнь
- Недавно пожилая женщина, ветеран войны, лежала в больнице - у нее было хроническое заболевание. Во время этого лечения женщина упала. Травматологи осматривали, неоднократно делали рентген - заподозрили перелом шейки бедра. Но лечащий врач решил, что перелома нет, лечить не нужно. Выписал домой. Через месяц бывшая пациентка поступает снова в больницу в тяжелейшем состоянии. Диагностируют перелом, теперь уже с абсцессом, который вызвал заражение всего организма. Ветерана прооперировали. Но спасти ее не удалось, - говорит мой собеседник.
Что делать?
- Если возникло подозрение на медицинскую ошибку, необходимо в первую очередь затребовать всю медицинскую документацию. Каждый пациент имеет право получить заверенную копию. И обратиться к другим врачам за консультацией.
- Также больной имеет право просить о консилиуме. К сожалению, об этих возможностях у нас знают немногие.
- Но если вред здоровью уже нанесен, тогда нужно обращаться в правоохранительные органы. Только они имеют право проводить весь комплекс мероприятий по оценке действий медперсонала.
- Возмещение ущерба также возможно только через суд. Еще один мощный инструмент воздействия - страховые компании. Они обязаны провести экспертизу по заявлению пациента.
Не должен - не плати
- Обязательное медицинское страхование обеспечивает довольно широкий спектр бесплатных медицинских услуг. Не все туда входит, но очень многое. Однако достаточно посмотреть на очереди в частных клиниках, чтобы понять, насколько несовершенна сегодня система бесплатной медицины. Врачи госучреждений направляют в частные лаборатории делать анализы, которые могут предоставить на бесплатном уровне. Или пишут на бланке со своей фамилией название лекарства и отправляют в определенную аптеку. Понятно, что это все делается не за просто так, - сетует Чернышук. - С другой стороны, и сами пациенты не хотят и не могут терять уйму времени в очередях в бесплатных учреждениях. Сегодня тебе дадут направление, завтра сдашь анализ, а на третий день только заберешь. И каждый раз нужно отпрашиваться с работы...
Что делать?
Если врач пытается навязать вам обследование в платной клинике, обращайтесь с жалобой к главврачу учреждения, в страховую компанию или сообщите об этом на горячую линию министерства здравоохранения.