Краснодарский край, 30 апреля – Аиф-Юг. Светлана Игошина делает художественные квилты уже десятый год. Когда-то она не поступила в Кубанский госуниверситет на дизайнера и вынуждена была учиться на закройщицу в родном городе Славянск-на-Кубани. Там по воле случая она и познакомилась с этим редким ремеслом.
Воля случая
«Да, когда-то меня завалили на экзамене, – рассказывает Светлана Игошина, – Но зато встретила замечательного талантливого человека Нину Григорьевну Слепенькову. Ее пригласили вести у нас в училище кружок декоративно-прикладного творчества. Непросто было аучиться делать квилты, ведь это не привычная вышивка крестиком по канве, а совершенно другая техника».
СПРАВКА | |
---|---|
Художественные квилты – декоративно-прикладное творчество, в котором картина, вышитая гладью, выглядит объемной, благодаря синтепоновой аппликации. Художественные квилты появились в начале 19-го века. К концу 20-го века первенствующее положение среди квилтов завоевал пейзажный. |
«Объемная аппликация с элементами вышивки гладью просто оживала в руках Нины Григорьевны! Если это казачки, танцующие у подсолнуха, то у них платья на отлете, то есть не пришитые. Конечно, мне хотелось это повторить, делать такие же картины! - вспоминает Светлана. - Вообще моя преподавательница, как говорится, на все руки мастер, она и пэчворк (вид рукоделия, при котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани (лоскутков)) занимается. Именно от пэчворка у нее и оставалось много неиспользованных красивых тканей, которые она пускала в квилты. Она творит их до сих пор! А ей уже больше семидесяти лет, вся ее жизнь в движении, в творчестве. Колоссальная энергетика вокруг она заряжает всех».
Светлана помнит свою первую работу, которую она сделала 10 лет назад. Это была гейша.
«Картина была размером 30 на 80 см, там я использовала смешанную технику, картина была расписана красками, и вышита гладью, каждый листик на дереве вырезался отдельно, встрачивался, чтобы создать объем. Волосы у гейши были, кстати, настоящие, знакомая афроамериканка пожертвовала для меня прядь своих волос, которую я потом вместе с искусственными волосами вплела в косичку гейше».
Недавно Светлана оказалась в Книге Мастеров Кубани, которую создал кубанский фотограф Александр Иванов.
«И мастера я тоже встретила случайно: приехала в Краснодар, к заказчику, зашла в фотостудию, чтобы распечатать для него фото своих работ, и сотрудница фотосалона заметила их. «Какая красота! А к нам фотограф приходил, он делает книгу мастеров Кубани, позвоните ему, вдруг и вас сфотографирует!» - сказала она и дала мне телефон Александра, - говорит Светлана. - Потом я ему позвонила, он приехал в Славянск-на-Кубани и там мы уже сработались».
Без труда не вышьешь и рыбака
«Последняя моя работа – рыбак. Заказчик – заядлый рыбак, долго ждал, пока я закончу все свои дела, чтобы заняться его картиной. На картине изображено раннее зимнее утро, рыбак, сидящий возле проруби, ловит рыбу. Он попросил, чтобы я сделала ему куртку камуфляжного цвета и шапку-ушанку, чтобы обязательно одно ухо было приподнято. Только вот лицо у меня вышло моложе, лет на пятьдесят, а заказчику больше семидесяти».
Рамки Светлана тоже расписывает сама под цвет картины.
Игошина делает не только картины, но и вышивки на кухонных наборах – фартуках, прихватках, скатертях.
Могу три ночи не спать, пока не доделаю
«Раньше я искала фотографии, чтобы похожее изображение создать и на своей картине, а теперь образы придумываю сама. Бывает, в процессе работы я переделываю первоначальный вариант. Ведь творчество – это движение, - поясняет Светлана Игошина. - Затем в определенные места, которым я хочу придать объема, подкладывается синтепон, лишнее аккуратно убирается. Очень долго я думала над картиной «Женщина-кошка». Смотрела фотографии в интернете, придумывала свои образы, и все это соединив, вышла моя кошка. Вот лучи от ее солнца – волосы, сама придумала».
Светлана признается, что если она даже по заказу берется делать уже ранее сделанный квилт, он никогда в точности не повторит предыдущий.
«Не получается сделать одно и то же. Когда берешься за ту же картину, каждый раз привносишь в нее что-то новое».
«Это кропотливая работа, требующая много сил и терпения. Иногда я могу три ночи не спать, вышивать, трудиться, корпеть над квилтом. И так, пока не увижу результат. Потом успокаиваюсь и тогда только ложусь спать, – смеется Светлана. - Зато какой кайф испытываешь, когда видишь радостные глаза заказчика. Да и самой несказанно приятно делать кого-то хоть и ненадолго, но счастливым».