Краснодарский край, 4 июля - АиФ-Юг. Сегодня огромное место в нашей жизни занимают теле-видео-компьютерные коммуникации. За полтора часа спектакля декорации могут меняться несколько раз: прошло десять лет, сто… Декорации современной жизни меняются столь же молниеносно. Время требует постоянно быть в тонусе, в струе.
На работе одни правила игры, в Интернете другие, в семье - третьи. Как не сфальшивить в реальной жизни и каковы правила игры в профессиональном театре, рассуждает заслуженный артист РФ, режиссер и актер Равиль Гилязетдинов.
Карабасы и марионетки
- Краснодарские театры последнее время сотрясают скандалы. Говорят, время требует обновления. А старые мастера в бессилии хватают воздух, но не уходят. Молодым, чтобы дышать, войну устраивать приходится?
- Времена действительно поменялись. Но именно в России появилась известная на весь мир школа Станиславского, до сих пор ее изучают в Голливуде. Систему психологического существования на сцене развивали ученики и последователи мастера. Каждый привносил что-то свое, но базис оставался неизменным. Сейчас молодые говорят: «Станиславский давно умер и неактуален!»
Читайте также. Скандал в театре драмы: пытки зрителей запрещены>>
Мне кажется, мы пожинаем плоды перестройки. Поколение выросло без помощи и поддержки. И теперь заявляет: «Извините, без вас обойдемся. Ваши системы нам не нужны. Мы о себе можем рассказать собственными средствами». Я согласен, любые театры и системы имеют право на жизнь! Но не нужно огульно отказываться от преемственности и все перечеркивать. Делать нужно не революцию - а эволюцию!
- Актерская профессия вообще очень зависимая, и, в первую очередь, от режиссера. Может, в этом тоже причина бунтов?
- Есть мнение, что авторитарный стиль режиссуры формирует тип сонной, спивающейся, лишенной мотивации актерской массы. Есть такой Карабас-Барабас и его марионетки. Уже сложно представить, что когда-то режиссеров не было вообще и ведущие актеры сами выбирали репертуар и свое направление.
Читайте также. Скандал в краснодарском Молодежном театре>>
Но так вышло, постановочная режиссура дала крен в сторону диктата. И каждый актер искал своего режиссера, готов был стать пластилином. Мы знаем немало творческих удач на примере таких альянсов. Но основная масса актеров стала превращаться в функционеров.
ОПРОС | |
---|---|
Потом возникло новое направление. Стали появляться совместные актерско-режиссерские курсы. И если раньше считалось, что хорошего актера делает режиссер, то сейчас появляются актеры, которые могут сами интересно построить роль. Конечно, они недовольны. Ты зависишь от режиссера, который тебя в этой роли не видит. От театра, который берет определенный репертуар, и тебе в нем нечего играть. А то, что хочешь, играть тебе никто не даст. Я тоже бунтовал. Поэтому, чтобы ни от кого не зависеть, ушел в театр одного актера.
Культуру не должны «двигать» голодные и злые актеры
- Ваши моноспектакли в пригородном поселке Пашковском совершили поистине культурную революцию. Как вы очутились на подмостках заштатного Дома культуры?
- Театральный фестиваль на Кубани проходит раз в два года. Отыграл моноспектакль - и все! Работы копились, я пытался играть, где и когда возможно. И меня пригласили. Пашковка - периферия, да. Но жизнь в местном Доме культуры бурлит! Там работают великолепные творческие коллективы и выставляются знаменитые художники.
- У нас много таких «продвинутых» клубов?
- Они есть. Но интересных коллективов меньше, чем могло бы быть. В советские времена ДК подчинялись федеральному центру, выделялись немалые деньги. А потом финансирование прекратилось, местные бюджеты такую статью расходов осилить не могли… Брошенные клубы превратились в руины. Сейчас начинаем восстанавливать, ремонтировать, реконструировать. Медленно, но культурные центры возрождаются.
- Какой у тружеников культуры в маленьких станицах стимул, вряд ли финансовый?
- Финансовый тоже. По-разному. Бывает, денег нет, а жизнь кипит. И наоборот.
- Как сделать, чтобы заниматься в кружках и студиях могли не только те дети, чьи родители способны заплатить?
- Есть структуры, работающие на гособеспечении - бесплатно. Их не хватает. Но есть фанаты своего дела, работают за маленькую зарплату для «бесплатных» детей. Параллельно, чтобы выжить, открывают курсы, кружки для детей «коммерческих».
- Такая ситуация и в театре, доля госфинансирования ничтожна. Распространители билетов зарабатывают больше актеров. Уместна ли в искусстве рыночная экономика?
- Считаю, властям есть о чем задуматься. Хотя бы потому, что растет поколение, которое этому государству нужно. Театр все-таки не коммерческое предприятие. Он несет воспитательную миссию. Культуру не должны «двигать» голодные и злые актеры, постоянно думающие о том, где бы «подхалтурить».
«Вчера за спорт отвечал, а сегодня «бросили» на культуру»
- Наши лидеры - они, конечно, тоже играют?
- И это тоже имеет место. На днях уволена министр культуры одного из регионов. Телеинтервью не было заранее срежиссировано, она неуместно пошутила. Ролик попал в Интернет. Другой начальник попросил дирижера повернуться к залу лицом...
Импровизировать, не боясь быть застигнутым врасплох, могут только сильные, харизматичные лидеры с артистическими задатками. Возможно, поэтому наше телевидение смотреть довольно скучно.
Что касается управления в сфере культуры, то люди, приходящие к власти, не всегда компетентны. Возможно, потому что часто сменяются. Вчера он за спорт отвечал, а сегодня «бросили» на культуру. Он не успевает осмыслить ответственность и правильно ею распорядиться.