- Инструктировала меня подруга, подрабатывающая риелтором, которой я призналась, что продаю свою квартиру.
Сколько уступите?
Спустя сутки поняла, о чем меня предупреждали. За первые две недели мне позвонили пять агентов по недвижимости с предложением подписать эксклюзивный договор, по которому право продажи я передала бы им. За свои труды они просили «всего» три процента от сделки. Сорок-пятьдесят тысяч рублей за то, что они дадут мои координаты покупателю. На мой взгляд, многовато.
Моя квартира располагалась в новом кирпичном пятиэтажном доме, в ней были просторные зал и кухня, огромный балкон. Однако продать ее оказалось делом непростым. Даже для маститых риелторов.
- Вашу квартиру я продам за неделю, - самоуверенно заверил меня сотрудник одного из крупнейших краснодарских агентств по продаже недвижимости Александр, но потуги его оказались тщетными.
За дело взялась лично, расклеивая на всех автобусных остановках и досках объявлений листочки с предложением о продаже квартиры.
И они сработали. Потенциальные покупатели потекли ко мне рекой. Первым делом все интересовались кто мои соседи, почему продаю жилье в новом доме и сколько я платила за отопление в зимнее время. Однако лидером был вопрос: сколько уступите?
Когда я почти отчаялась, ко мне пришла Ольга, живущая в соседнем доме, она мечтала, чтоб рядом всегда были и ее дети. Утром посмотрела квартиру, днем перечислила на мой расчетный счет задаток, а спустя месяц мы уже поздравляли друг друга с успешной и зарегистрированной по всем правилам сделкой.
Клонированные продавцы
Теперь передо мной стояла противоположная задача - купить квартиру, но обязательно в Краснодаре и в конкретном районе. Оказалось, что найти «свое» жилье еще сложней, чем продать.
Риелторы как коршуны налетают на «хозяйские» объявления о продаже собственных квартир и срывают их с досок объявлений, заклеивают листочки с ярко выделенными «не риелтор» и «для себя» собственными - красочными, часто с несуществующими в природе вариантами. В интернете на каждое объявление от настоящего владельца недвижимости найдется с десяток «копий» с телефонами неизвестных ему людей. Так, однажды мне пришлось вести переговоры о просмотре одной и той же квартиры с тремя разными людьми.
В поисках нормального жилья я обошла весь район. Подходила к каждому дому, общалась с местными жителями, раздавала свой телефон бабушкам возле подъездов. Мой день начинался с утреннего просмотра объявлений на профильных форумах в интернете, продолжался прогулкой по заданной местности и оканчивался также в интернете. Однако подходил к концу второй месяц поисков, а найти хорошую квартиру я все не могла. И даже обещание заплатить за помощь три процента не помогло. Риелторы, желая заработать на мне, вели себя как-то странно.
Я просила подыскать квартиру в стандартном многоквартирном доме, а меня вели в общежитие с ободранными стенами и соседями-алкоголиками через стену.
И все-таки я нашла «свое» жилье. Собираясь на встречу со мной, риелтор назвала адрес продаваемой квартиры. Так совпало, что находится она в том же доме, где живут мои родители.
Через 10 минут я не только посмотрела жилье, но и нашла телефон хозяина, с которым через неделю подписала договор.