Примерное время чтения: 6 минут
553

Безработица и осознанное потребление. Как изменится жизнь после карантина

Сюжет Всё о коронавирусе в Краснодарском крае
В условиях карантина особенно ценится оперативность, удобство, доставка.
В условиях карантина особенно ценится оперативность, удобство, доставка. / Александр Власенко / АиФ

Коронавирус изменил жизни миллионов людей по всему миру. Пандемия отразилась на здоровье населения, отношениях, бизнесе и экономике в целом. Предприятия и общественные места закрылись на карантин. Многие остались без работы. О новых реалиях и последствиях вынужденной самоизоляции, а также о возвращении к привычному для современного человека образу жизни «Аргументы и факты-Юг» поговорили с маркетинговым консультантом Азаматом Исянчуриным.

Падение автопрома

Татьяна Захарова, «Аргументы и факты-Юг»: Азамат, вы еженедельно ведёте мониторинг, исследования поведения потребителей. Как оно изменилось?

Азамат Исянчурин: На поведение людей прежде сего повлияло снижение доходов. Например, за предыдущую неделю оно составило 20% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Что касается трат, то на услуги стали тратить на 48% меньше, чем в этот же промежуток времени 2019-го. Однако, ещё две недели назад эта цифра была ещё больше – на 57%. Данные меняются по мере открытия организаций. Непродовольственные товары мы стали приобретать на 18% меньше, а продовольственные покупки, наоборот, увеличились почти на 4%.

Опираясь на отчёт по исследованию BCG и Ромир, можно сказать, что по сравнению с другими странами, россияне настроены более оптимистично относительно вируса, 75% поменяли свой образ жизни. Большую часть из 2/3 сильнее волнует будущее российской экономики и своё состояние. В регионах беспокоятся сильнее.

Что ещё характерно для сегодняшнего времени? Откладывание несущественных покупок, приобретение личного транспорта. Буквально на днях зафиксировано рекордное падение продаж автомобилей, как отечественных марок, иностранных компаний – от 46 до 76%. Вообще весь автопром переживает не лучшие времена.

Из глобальных банкротств можно отметить компанию, которая аккумулирует люксовые бренды. Сильно вырос эконом-сегмент. К потреблению люди стали относиться более осознанно, расчётливо. Такая тенденция продолжится и после карантина. Кроме люкса проседает бьюти-сектор. Если средства для ухода остаются стабильны на рынке, то для макияжа и парфюм – упали в спросе.

Рынок доставки продуктов за время пандемии вырос в три раза.

Сильно просел сейчас свадебный рынок, да и вообще всё, что касается больших собраний людей. Концерты, спектакли. Фестивали – всё это ещё долго не вернётся в прежнее русло.

Стало меньше поездок, меньше трафика, но стали востребованы средства микромобильности: скутеры, велосипеды.

Взрывным ростом идёт всё, что касается онлайн образования, виртуальных игр, дистанционных курсов, музыка, медия. Становится востребованным онлайн фитнес, причём, он продолжает расти и, скорее всего, будет формировать новую привычку. Будем наблюдать развитие дистанционных персональных и групповых занятий спортом.

Из глобальных всплесков, конечно, выделяется рынок доставки продуктов. Если раньше он занимал не более 3%, то за время пандемии вырос в три раза.

Люкс не нужен

- На что люди будут тратить деньги в ближайшие полгода?

- Потребители планируют сократить траты. Рост расходов ожидается только в пяти категориях из более чем 40. В топе растущих категорий: коммунальные услуги, домашний Wi Fi, услуги мобильной связи. Накопление сбережений не является приоритетом в России. Видимо, нет источников. Что касается следующего месяца: больше трат на лекарства и свежие продукты, меньше на алкоголь, косметику и одежду.

Ожидается снижение спроса на одежду. Детской – в наименьшей степени.

Сокращение расходов наблюдается на товары длительного пользования. Легковые автомобили думают купить 21% порошенных.

Что касается продовольствия, то увеличения спроса не прогнозируется. Потребители либо уже имеют запасы, либо планируют сократить ежемесячные траты. Ожидается, что на покупки в магазинах негативно повлияют риск заражения вирусом и неустойчивость финансового положения, а на онлайн покупки – экономический спад.

Ожидается резкое снижение расходов на развлечения. По всей России потребители менее склонны брать кредиты на покупку товаров длительного пользования.

Летом россияне будут отдыхать, но максимально изолировано. Вырастет спрос на индивидуальные поездки на машинах и походы. Увеличится отдых внутри страны, включая удалённые регионы, а не только Юг. Вырастет спрос на глемпинги и отдых в домиках, а так же автокемпинг. Из недвижимости будет расти только покупки ИЖС.

Резюмирую: в потреблении останется только самое нужное и только с близкими. Люкс и длительные покупки будут отложены.

Потребители также не планируют увеличивать размер сбережений и инвестиций.

Из выводов в преддверие лета россияне будут отдыхать, но максимально изолировано. Вырастет спрос на индивидуальные поездки на авто и индивидуальные походы. Вырастет отдых внутри страны, включая удаленные регионы, а не только Юг. Юг с позиции заражения может оказаться самым опасным. Вырастет спрос на глемпинги и отдых в домиках, а также автокемпинг. Из недвижимости будет расти только покупки ИЖС.

Вывод: в потреблении останется только самое нужное и только с близкими. Люкс и длительные покупки будут отложены.

Безработица зашкаливает

- Какие отрасли, Вы думаете, будут развиваться после карантина?

- Все отрасли, где можно провести время на открытом воздухе получат свой рост сразу после карантина, но возврат будет медленным и с особенностями дистанцирования. Многие возобновят ресторанные привычки, поездки и развлечения вне дома.

Профилактика эпидемий, лекарственные препараты и пищевые добавки останутся актуальными. Потребители будут продолжать совершать покупки, даже когда вспышка закончится.

Наибольшее снижение и после вируса испытает сегмент люкса.

Изменится потребление в розничных каналах. Уже сейчас видно, что потребители чаще делают покупки онлайн или в супермаркетах поблизости. После карантина люди вернутся в гипермаркеты и офлайн-каналы, но это не означает, что электронная коммерция остановит рост.

Больше внимания будет к личной гигиене. Бесконтактные платежи, безопасные этикетки в несколько слоёв, тестирование на входах в помещения. Будет развиваться коммерческое здравоохранение. В то же время поменяется подход к общественному здоровью. В США преобладает платная медицина, которая доступна только тем, у кого есть страховки. Она оазалась не готова к массовому обслуживанию. России в этом плане повезло, у нас сохранена со времён СССР система массового лечения.

- Как будут обстоять дела с трудоустройством?

- Это наиболее острый вопрос. Сейчас безработица растет, в 2020 могут вырасти до 9,5%, т.е. до уровня 1996 года. После карантина работодатели, возможно, пересмотрят штат. Сейчас на удалёнке многие поняли, каких сотрудников нужно сохранять в первую очередь, какой персонал менее важен. Люди тоже пересмотрят своё отношение к карьере. Станет нормой работать в нескольких местах, на нескольких проектах. Будут допустимы элементы фриланса. Работодатели вообще будут позволять более гибкий график работы. К этому уже привыкли.

В связи с пандемией мы прошли жёсткую школу. В результате отбросили всё лишнее, бизнес тоже избавился от балластов. Стало понятно, что нельзя затягивать с нововведениями. Так, крупное агропромышленное предприятие долго планировало организовать онлайн-доставку своей продукции, но не успели внедрить вовремя. Уже ниша плотно занята. А вот, например, сеть магазинов здоровой еды в Москве придумали новинку – в крупных ЖК поставили свои пункты выдачи вендинг-холодильники. В таком автомате любой желающий может купить бутылку молока или другой представленный продукт. Ценится оперативность, удобство, доставка.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Опрос

А вы часто бываете в театре?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах