Примерное время чтения: 16 минут
1352

Что ни год - новый царь. Как жили в Херсонесе Таврическом

«АиФ-Юг» № 40 05/10/2022 Сюжет Живая история Кубани
Херсонес был ближайшим портовым городом для степной части западного Крыма.
Херсонес был ближайшим портовым городом для степной части западного Крыма. Культура. РФ

Особое место среди греческих городов, основанных на территории Крымского полуострова, занимал Херсонес Таврический. Этот город играл определяющую роль в развитии региона, на протяжении двух тысяч лет он являлся крупным политическим, экономическим и культурным центром Северного Причерноморья.

Кто здесь жил?

Херсонес сыграл удивительную роль в истории множества народов. Он был основан древними греками; его союзниками и покровителями были римляне, в течение семи столетий им владели византийцы, его безуспешно пытались завоевать скифы и гунны, хазары, печенеги и половцы. Предположительно из Херсонеса на земли Древней Руси распространилось христианское вероучение.

Этот полис был основан древними греками на Гераклейском полуострове, на юго-западном побережье Крыма. Бухту, где он был построен, называют Карантинной. А его юго-западный выступ, на котором теперь расположен Севастополь, называли Малым Херсонесом (сейчас он называется Гераклейским полуостровом). Кстати, Херсонес - единственный античный полис Северного Причерноморья, городская жизнь в котором непрерывно поддерживалась вплоть до конца ХIV века.

Вопрос о времени и обстоятельствах основания в Крыму Херсонеса хотя и рассматривался в научной среде на протяжении столетий, всё же остаётся не до конца разрешённым. Греческие поселения, или колонии, в том числе Херсонес, появились на берегах Чёрного моря на завершающем этапе Великой греческой колонизации, которая хронологически охватывает VIII - VI века до н. э. Исследователь А.И. Тюменев в своих изысканиях пришёл к выводу, что Херсонес, согласно отрывку труда Псевдо-Скимна, был основан по предписанию оракула гераклейцами совместно с жителями о. Делос. Обратившись к истории последнего, он обнаружил наиболее ранний случай выселения большой группы островитян в 422 - 421 г. до н.э. В это же время в Гераклее Понтийской шла внутренняя борьба между олигархической и демократической партиями. С победой олигархов демократическим элементам пришлось покинуть город и основать колонию. Однако обнаружение находок, которые даже в начале ХХ века датировались ранее этой даты, привели к появлению гипотезы о наличии в Карантинной бухте до основания города временной корабельной стоянки.

Каким был Херсонес в давние времена, рассказывают ученые Виталий Зубарь, Григорий Белов и др. На их труды мы и будем опираться.

Враждовали с таврами?

На новых местах, в том числе и в Северном Причерноморье, греки-колонисты вступали в контакты с местным населением, чем обусловливалась специфика исторического развития того или иного греческого центра в конкретно-исторических условиях его существования. Херсонес был основан греками на территории, заселённой племенами тавров, которые жили в условиях первобытнообщинного строя. Есть основания предполагать, что возникновение греческой колонии здесь сопровождалось вооружённым вытеснением тавров, а возможно, и прямым их уничтожением. Во всяком случае, более поздние источники свидетельствуют, что отношения между греками-херсонеситами и таврами были враждебными. Этим в определённой мере обусловливались специфические черты исторического развития Херсонеса на протяжении первых веков его существования.

Возникновение греческой колонии сопровождалось вооруженным вытеснением тавров.

В конце V - первой половине IV в. до н. э. территория раннего Херсонеса была обнесена оборонительной стеной, в пределах которой наряду с жилыми постройками возводились и первые храмы. Местом для основания Нового Херсонеса был избран берег нынешней Карантинной бухты, время же основания Нового Херсонеса определяли весьма различно. Вероятно, процесс становления здесь полиса как устойчивой социально-политической структуры в основном завершился около 390 - 380 гг. до н. э., когда в Херсонесе началась чеканка собственной монеты. При этом следует подчеркнуть, что с момента основания в городе существовали демократические институты полисного самоуправления.

Навстречу мореплавателю

Положение Херсонеса в Крыму было особенно благоприятным потому, что Гераклейский полуостров, на котором находился Херсонес, особенно далеко выдвинут в море, как бы навстречу мореплавателю, плывшему с юга. Херсонес вследствие этого был самым близким пунктом к малоазийскому побережью. Эта особенность, несомненно, имела значение для развития херсонесской торговли с южными странами. Не менее благоприятно было положение Херсонеса и в отношении северных стран. Херсонес был ближайшим портовым городом для степной части западного Крыма. Через степи и перешеек Херсонес был связан со всем Северным Причерноморьем. Но кроме сухопутного пути был и водный путь, соединявший его с севером, а именно - Днепр и Чёрное море.

Экономической основой жизни всякого полиса, в том числе и Херсонеса, было сельское хозяйство, базировавшееся на античной форме собственности на землю. Иными словами, каждый свободный член гражданской общины при основании новой колонии получал во владение землю для строительства дома в городе и земельный участок на сельскохозяйственной территории. Таким правом обладали только граждане. Лица, стоявшие вне рамок гражданской организации (социально зависимые слои, свободные, но неполноправные жители, иностранцы, женщины), такого права не имели. Поэтому полис - это замкнутый гражданский коллектив, доступ новых членов в состав которого был чрезвычайно затруднён.

Наряду с сельским хозяйством, очевидно уже в классический период, начинает развиваться ремесло для обеспечения его продукцией членов гражданской общины, в основном занятых в сельскохозяйственном производстве. А это повлекло за собой развитие внутренней торговли, то есть люди обменивали продукты сельского хозяйства на продукцию ремесла. На раннем этапе жизни Херсонеса внешняя торговля не играла определяющей роли в его экономике. Однако находки привозных амфор, столовой посуды и другой продукции ремесленных мастерских, привозившейся из античных центров Южного Причерноморья и Средиземноморья, дают возможность предполагать, что постепенно Херсонес становится центром транзитной торговли.

Во власти всё те же

С самого начала и до самого конца своей истории Херсонес являлся демократической республикой. Это означает, что власть в городе теоретически принадлежала свободным гражданам. Все вместе они составляли народное собрание, которое собиралось на площади и решало, часто, вероятно, путём голосования, важнейшие проблемы жизни полиса. Женщины, рабы, другие категории зависимого населения, люди, приехавшие из иных городов, в народном собрании не участвовали и, таким образом, были лишены политических прав. Народное собрание избирало совет, который обладал властью между его созывами. Повседневной жизнью города руководили коллегии, избиравшийся на год. Главной была коллегия архонтов. Коллегия стратегов ведала военными делами, коллегия номофилаков следила за соблюдением законов, коллегия агораномов отвечала за порядок на рынке, коллегия астиномов наблюдала за правильностью мер и весов. Были еще казначей, а также люди в гимнасиях, занимавшиеся воспитанием юношества и некоторые другие должностные лица. Ежегодно назначался новый «царь». Вероятно, это был человек, выполнявший важные религиозные функции, по его имени называли календарный год. Несмотря на весь внешний демократизм системы, благодаря сохранившимся надписям удалось подметить, что одни и те же лица из года в год занимали важнейшие должности в государстве. Значит, реальная власть была распределена среди граждан неравномерно, она концентрировалась, очевидно, в руках наиболее богатых людей. Наиболее выдающейся находкой, подтверждающей демократический строй, стала присяга граждан Херсонеса.

Свое божество

Древние греки были очень веротерпимыми людьми, они не препятствовали поклонению любым божествам, да и их собственная религиозная система была так запутана, что вряд ли кто-то разбирался в ней до конца. Но всё же в каждом полисе были свои, особо любимые и почитаемые боги. Так же дело обстояло и в Херсонесе. Здесь поклонялись верховному богу Зевсу, богине земли Гее, богу солнца Гелиосу, божественным близнецам Артемиде и Аполлону. Особой популярностью пользовался любимый герой всех дорийцев Геракл. Город олицетворяло специальное божество, названное Херсонас. Но главной своей богиней херсонеситы считали Деву. Это была их собственная, никому другому не принадлежавшая богиня-заступница, богиня-покровительница, приходившая на выручку гражданам в самые критические минуты их жизни. Общие боги, церемонии у их храмов и алтарей объединяли жителей города духовно, сплачивали их перед лицом внешних опасностей.

В IV веке до н. э. Херсонес начал колонизацию земель северо-западного Крыма. В состав государства был включён ранее независимый полис Керкинитида, располагавшийся на месте современной Евпатории. У нынешнего посёлка Черноморское сохранились остатки довольно крупного поселения с красноречивым названием Калос Лимен (Прекрасная Гавань). Близ озера Панского находилось несколько больших отдельно стоявших усадеб. Многобашенное укрепление обнаружено на окраине Евпатории у санатория «Чайка». На морском берегу от пересыпи Сакского озера до села Северного Черноморского района археологам известны десятки разнообразных поселений, оставленных херсонеситами. Рядом с ними в древности находились возделанные поля и виноградники. Многократное увеличение территории резко повысило экономическую мощь государства. Но в конце IV века до н. э. его ждали серьёзные испытания.

Город в осаде

В конце первой трети III века до н. э. сельскохозяйственная территория херсонесского государства пострадала от нашествия внешнего врага. Археологическими раскопками открыты слои пожаров и разрушений, происшедших в результате военных действий. Неизвестно кто захватил населённые пункты херсонеситов. Это могли быть пришедшие из-за Дона сарматы или, что более вероятно, скифы, как раз в это время оставлявшие причерноморские степи и концентрировавшиеся в Крыму. В любом случае захват населённых пунктов неприятелем не был долговременным. В скором времени херсонеситы вернулись на обжитые места и заново отстроили их.

Спасаясь от сарматов, большая часть скифов переселилась в Крым, основав здесь своё новое государство (центр его находился в Неаполе (современный Симферополь). Но земли некогда великому племени катастрофически не хватало, и скифы совершали активную экспансию на земли Херсонеса. Начались долгие кровавые скифо-херсонесские войны, которые продолжались, с перерывами, до 60-х годов I в. н.э., т.е. около 300 лет.

Херсонеситы защищались отчаянно - и на полях сражений, и на дипломатическом фронте. Захватывали скифские крепости, заключали союзы с сарматами и с могущественным Понтийским царством, находившимся на южном берегу Чёрного моря, на территории современной Турции. Но скифы тоже не сидели сложа руки. Они возводили укрепления, стремясь отрезать северные владения Херсонеса от южных, впервые в истории степных народов построили флот и непрерывно усиливали давление на Херсонес. Лежали в руинах многие сожжённые греческие поселения и сельские усадьбы, обитателей которых не в силах были защитить даже мощные башни, окружённые противотаранными каменными поясами.

К концу II в. до н.э. херсонесские греки потеряли все свои владения, а сам город оказался в осаде. Маленькая республика дорийцев очутилась на краю гибели. От порабощения херсонеситов спас могущественный союзник - легендарный понтийский царь Митридат VI Евпатор (132-63 гг. до н.э.). Его государство занимало часть южного Боспора - Пантикапей. Дважды понтийское войско под командованием полководца Диофанта приходило на выручку Херсонесу; дважды заставляло скифов капитулировать. Херсонесу вернули все его северные территории. Но освоиться в степи повторно херсонеситы не смогли: слишком много людей погибло, слишком подорвана была экономика.

Друг и защитник Митридат

Потерял Херсонес и свою независимость: ею пришлось поступиться в обмен на гарантии безопасности. К своим многочисленным титулам понтийский царь прибавил ещё один: «друг и защитник Херсонеса». Это означало, что город стал вассалом могущественного владыки. Под властью Митридата Евпатора Херсонес начал было возрождаться, но в 89 г. до н.э. понтийский царь вступил в смертельную схватку с Римом, который к тому времени завоевал уже всю балканскую Грецию и половину Малой Азии. Это невероятно тяжёлое для обеих сторон противостояние длилось 25 лет. Между Понтом и Римом прогремели три войны. Чаша весов склонялась то в одну, то в другую сторону. Но в конце концов Митридат проиграл. Смертельный враг несокрушимого Рима, Митридат был разгромлен прославленным полководцем Помпеем, в будущем соперником Юлия Цезаря в борьбе за власть. Последним прибежищем Митридата Евпатора стала столица Боспорского царства - город Пантикапей, современная Керчь. Но когда в 63 г. до н.э. население этого города восстало против поверженного владыки, он покончил с собой. После этого Херсонес вошёл в орбиту влияния Римской империи.

Под властью Рима

После десятилетий войн, торговой блокады, которую римляне устроили всем союзникам Митридата, Херсонес, как и его соседи, пребывал в удручающем состоянии. Только новый мощный союзник мог защитить разорённый город, только новые торговые связи помогли бы подняться его экономике. Такого союзника Херсонес нашёл в лице Римской державы. Впервые руку дружбы в 46 г. до н.э. Херсонесу протянул Юлий Цезарь, в то время полновластный «пожизненный диктатор». Херсонесу была предоставлена самая широкая автономия под римским протекторатом. Этот статус назывался «элевтерией», что по-гречески означает «независимость». С тех пор могущественный Рим и маленький Херсонес неоднократно доказывали взаимную верность и дружбу. Херсонеситы воевали за римские интересы на Боспоре и на Дунае, римляне защищали город от скифов и тавров, а с 146 г. н.э. взяли под постоянную охрану границы херсонесского государства.

Херсонес стал поставщиком солёной рыбы и рыбного соуса для нужд римской армии, возродил виноделие, расширил соляной промысел и снова стал богатым и процветающим городом. Впервые с IV в. до н.э. здесь началось масштабное строительство. Перед основной оборонительной стеной возвели передовую (протейхизму), в город провели водопровод и устроили большое водохранилище, отремонтировали и перестроили театр, приспособив его не только для постановок, но и для гладиаторских боёв. Императоры неоднократно подтверждали элевтерию Херсонеса и оказывали городу многие другие милости. Например, император Константин Великий в IV в. н. э. в благодарность за помощь херсонеситов в войне против германцев, разгоревшейся на Дунае, подарил городу свою золочёную статую.

Тайная миссия

Монументы римским императорам, многие из которых были обожествлены, стояли в Херсонесе повсюду. Поклонение обожествлённым владыкам стало обязательным атрибутом выражения союзнической верности Риму. Поэтому римляне стали доверять Херсонесу весьма деликатную миссию: сюда ссылали особо важных государственных преступников.

Если верить легенде, первым таким ссыльным стал один из первых христианских мучеников, четвёртый римский папа, ученик самого апостола Петра Климент. За отказ поклониться языческим богам император Траян якобы сослал его в инкерманские каменоломни близ Херсонеса в 98 г. н. э. Но Климент и здесь не оставил своего дела. В житии святого говорится, что проповедь Климента была успешной и жители херсонесской округи стали массово переходить к христианству. Когда весть об этом дошла до Рима, император вынужден был послать в Херсонес специально назначенного вельможу для разбирательств. Этот императорский посланец по имени Авфидиан не нашёл иного способа остановить проповедь Климента, кроме как убить самого проповедника. Согласно житию св. Климента, в 101 г. н. э. он был утоплен в водах Казачьей бухты (самой западной на Гераклейском полуострове). Со временем здесь якобы стали совершаться чудеса, а после того, как христианство в Римской империи утвердилось, сюда началось массовое паломничество.

Никаких следов пребывания и проповеди св. Климента в Херсонесе археологам обнаружить не удалось. Самые ранние христианские предметы, найденные в херсонесских склепах и на городских руинах, относятся к IV веку. В это время в городе проповедовали семь первых епископов Херсонеса, четверо из которых были направлены сюда епископом города Иерусалима. Шестеро из семи первосященников погибли мученической смертью от рук язычников и лишь один из них, Эферий (шестой по счету епископ) скончался от старости. Но труды подвижников не прошли даром: к концу IV в. христианство в Херсонесе было не только легализовано, но и стало государственной религией. Указ об этом, касавшийся всего римского мира, издал в 391 году император Феодосий I.

Великое переселение

Тем временем на бескрайних пространствах Евразийского материка начинался грандиозный процесс, который вошёл в историю как Великое переселение народов. Огромные массы людей покидали земли своих предков и переселялись на берега Чёрного моря, чтобы оттуда начать завоевание Римской империи. В III веке с берегов Балтики в Причерноморье переселились германские племена готов, в IV столетии из глубин Азии вихрем ворвались дикие и страшные гунны. К концу V в., потерпев поражение от римлян, они вернулись сюда из Западной Европы, а следом за ними, с регулярностью маятника, с востока стали приходить всё новые и новые тюркские племена.

Под ударами пришельцев рушились древние царства: в III в. готы уничтожили государство скифов, в начале VI в. гунны сокрушили Боспорское царство. Зарастали сорняками брошенные поля, люди бежали куда глаза глядят, запустели оставленные жителями города - древняя крымская цивилизация отходила в прошлое.

Римляне в Херсонес ссылали особо важных государственных преступников.

В V веке Херсонес вошёл в состав Византийской империи, а в IX веке стал одной из её военно-административных областей - фемой. К этому времени изменился не только внешний облик средневекового города, но и его имя: византийцы называли его Херсоном, славяне - Корсунем. Вплоть до XIII века он был форпостом Византии в Крыму. В это полутысячелетие своей истории Херсон оказывался в перекрестии военно-политических интересов Хазарского каганата, Киевской Руси, печенегов и половцев, но врагу лишь однажды удалось вступить в городские пределы. В 988 году киевский князь Владимир после нескольких месяцев осады захватил город. Взятие Корсуни позволило Владимиру диктовать свои условия императору Василию II и жениться на византийской царевне Анне.

Успех в 1204 году 4-го крестового похода привёл к распаду Византийской империи на ряд мелких государств и резкой активизации мусульманских и кочевых народов. Контроль над черноморскими владениями в Халдии, Пафлагонии и Херсоне захватила Трапезунд-ская империя. Всё это имело самые печальные последствия для Херсонеса. В первой половине XIII века хозяевами Причерноморья стали турки-сельджуки, подчинившие себе всю транзитную торговлю. В 1223 году свой первый набег на Крым совершили монгольские орды Чингисхана; южный берег полуострова подвергся нападениям турок-сельджуков. В 1299 году южную и юго-западную Таврику разорила орда татарского хана Ногая. Не смог устоять и Херсонес. Во второй половине XIII века главные торговые пути переместились в восточную часть Таврики, где генуэзцы основали свои торговые фактории Кафу (современная Феодосия), Солдайю (современный Судак), а вблизи Херсона возникает Чембало (современная Балаклава).

В середине XIV века контроль над городом осуществляли генуэзцы, но вернуть ему былое могущество не удалось. В 1363 году Великий князь Литовский Ольгерд разбил крымскотатарское войско близ устья Днепра, вторгся в Крым, опустошил Херсонес и захватил здесь все ценные церковные предметы. Преемник его Витовт в 1397 году пошёл на Крым, дошёл до Кафы и снова разрушил Херсонес. Не следует думать, что в XIII - XIV веках херсонеситы смиренно наблюдали угасание жизни родного города. Напротив, ремонтировались городские стены и башни, в храмах совершалась служба, мостились улицы, работали мастерские, не пустовали постоялые дворы. Жилые дома украшались орнаментальной резьбой, росписью, фигурными карнизами. Но в 1399 году темник Едигей предаёт город огню и мечу. После этого сокрушительного удара Херсонесу подняться было не суждено.

Подготовила Фатима Шеуджен

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Опрос

А вы часто бываете в театре?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах